Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Электролизник
ВЕТЕРАНЫ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
2 июня 2016 года, 14:42
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Он прекрасно выглядит: подтянутый, спортивный, улыбка на загорелом лице. На днях вернулся из отпуска, последнего трудового отпуска. Дольше, чем заслуженный металлург России Меджид Байрам оглы Абдуллаев, в цехе электролиза никеля не работает никто.
“Нескольких недель не дотяну до 43 лет, – говорит генеральный бригадир, – я по программе “Ветераны металлургического производства” должен уволиться в июне, документы уже пришли”.
Меджид Байрам оглы все еще не верит, что его трудовая жизнь в компании “Норильский никель” заканчивается.
– Наверное, сейчас удивительно, что человек на одном месте трудился столько лет, – размышляет Абдуллаев. – Если бы другие испытали то, что я испытал, встречались бы и работали с такими людьми, с какими посчастливилось мне, они бы меня поняли.
Что Испания…
Когда компания первый раз отправила лучших своих работников на отдых в Испанию, в числе ста обладателей путевок оказался кавалер ордена Трудовой Славы III степени ветеран труда Норильского комбината Меджид Байрам оглы Абдуллаев.
– Отдохнули очень хорошо, было что посмотреть. По приезде ваш коллега Александр Кривенков спросил меня о впечатлениях. Наверное, ждал восторгов, а я простодушно признался, что очень соскучился по цеху. Люди прочитали это в газете и подумали, наверное, что человек на солнце перегрелся. Но я всегда с радостью возвращаюсь в цех, – говорит бригадир.
Следующей наградой за хорошую работу и личный вклад Абдуллаева в производство цветных металлов стала Почетная грамота Министерства экономики РФ. Вручал ее глава Красноярского края Александр Лебедь. На церемонии во Дворце культуры губернатор обнял Меджида, прежде чем передать ему знак отличия. Весь зал удивился такому теплому приему. Неужели губернатор и электролизник водных растворов знакомы?!
– Мне посчастливилось познакомиться с Александром Ивановичем в Красноярске, куда мы ездили на переговоры в составе делегации Норильского комбината, – вспоминает Абдуллаев. – Методом народной дипломатии налаживали отношения с краем, оттуда в Москву поехали, в Госдуму. Трудный тогда был год…
Начался очередной виток кризиса на мировом рынке цветных металлов. Руководство НГМК обратилось к российскому правительству с открытым письмом, приложив к нему бизнес-план работы комбината в условиях “кризисного” падения прибыли. Впервые речь шла о том, чтобы помочь отечественному производителю в условиях падения цен на внешнем рынке. Руководство компании поддержали профсоюзы, совет бригадиров, совет трудового коллектива – уважаемые на комбинате люди, в их числе Меджид Байрам оглы Абдуллаев.
Братский союз
Сегодня его по праву можно отнести к числу золотых кадров компании “Норильский никель”. Меджид Байрам оглы на золоте и начинал работать, причем еще до того, как пришел в цветную металлургию.
Родился мой герой в азербайджанской деревне. В семье было шестеро сыновей, Меджид третий, и три дочери. Жили не бедно, но и не богато – голодными не ходили, подсобное хозяйство выручало, уже хорошо.
– Образно говоря, ходить, говорить и работать я научился одновременно. Так в жизни вышло, – рассказывает Меджид Абдуллаев. – Мне было лет 15, когда я узнал, что в городе Дашкесане – это у нас промышленный центр рудодобывающей отрасли – есть профтехучилище, где можно получить надежную профессию. Решил поступать, у мамы испросил благословения. “Если ты желаешь, в чем дело – поезжай”, – говорит мама. А дело в деньгах, у отца надо просить.
Мама взяла это на себя, собрала меня, проводила до околицы – удачи, сынок. А я на большой дороге растерялся: куда двигать, в какую сторону? Добирался попутными машинами, автобусами – добрые люди помогли.
Поступил Абдуллаев на сварщика, окончил профтехучилище и пошел в геологоразведку. Два года до армии отработал на разведке полезных ископаемых в районе Закатала-Белоканы: медную руду искал, золото, мрамор. Меджиду было 16 лет, а его поставили буровым мастером, пятый разряд присвоили. Сначала юноша по третьему работал, через месяц сдал на четвертый, потом и на самый высокий разряд. Когда пришло время служить в армии, Абдуллаева направили в Томск. Здесь он подружился с парнем из Красноярска. Борис и рассказал товарищу о промышленном Норильске. Перед демобилизацией взял Меджид направление – тогда в воинских частях молодых людей вербовали на работу на горно-металлургический комбинат – и поехал с другом Славой Касьяном на Север. Родители Абдуллаева не возражали: они всегда поддерживали стремление сыновей прочно встать на ноги.
– Мне помнится, что электричка пришла на Октябрьскую площадь ночью, – продолжает мой собеседник. – Июль, солнце светит, а людей на улице нет. Заранее мы не догадались спросить, как до Московской добраться, где располагалось наше общежитие, – пока осматривались, уже не к кому было обратиться. Так и гуляли, пока первые работники на утреннюю смену не поехали, они и помогли сориентироваться. В общежитии нас ждали, комнату предоставили. На второй день мы со Славой пошли в отдел кадров комбината. Получили направление, поехали на никелевый завод. Так и устроились на работу.
Общежитие №34 находилось за магазином “Красноярск”. Меджид почти каждый день ходил туда за покупками. И познакомился со своей будущей женой Валентиной. Девушка после окончания Пятигорского торгового техникума по распределению попала в Норильск и работала в отделе “Бакалея”. Макароны, тушенка, чай, сахар – товары первой необходимости для вчерашнего солдата. А если продает их красивая девушка – так просто товары особого значения…
Новичков принял в свою бригаду Рафик Асадуллаев. Коллектив был известен не только хорошими трудовыми показателями, но и спортивными достижениями бригадира, занимавшегося борьбой.
– Бригада Рафика Асадуллаева работала на шламовом переделе, так что, можно сказать, мы сразу на золото попали и на платину, – улыбается рассказчик. – Промывали шламовую пульпу, сушили и в специальных контейнерах отправляли в первый металлургический цех для извлечения драгметаллов.
Несколько лет трудился Абдуллаев на шламовом переделе, совершенствовал профессиональные навыки, приобретал новые знания в гидрометаллургии, повышал квалификацию. Стал бригадиром на электролизных ваннах. В ЦЭН пришли работать и четверо его братьев. Тофик Абдуллаев почти 30 лет трудился электролизником водных растворов, вышел на пенсию. Вернулись на родину и Джамил с Маликом, они тоже на заслуженном отдыхе. Вахит Абдуллаев, по всей вероятности, еще поработает в компании – возраст позволяет.
Коллеги говорят, что всех братьев Абдуллаевых отличает трудолюбие, добросовестность, исполнительность. А Междида еще и общественная активность. Он сумел себя проявить в том же совете бригадиров комбината. Но сначала Абдуллаева избрали членом цехового комитета профсоюза, и он с радостью выполнял любое поручение. Например, организовывал команду для участия в творческих отчетах заводских цехов. В спортивных соревнованиях не был особенно активным: бегал и на лыжах ходил для души, но в сборную ветеранов Абдуллаева привлекали.
– Мне интересно было со всеми людьми, – говорит Меджид Байрам оглы. – Дороже, ценнее человека нет ничего. Все, что мы производим, необходимо для жизни, но что без человека может существовать! Я всегда был в дружеских отношениях со всеми. Поэтому с кем-то у меня очень хорошие отношения. С другими чуть-чуть хорошие, – улыбается заслуженный металлург.
С ними рядом
Сорок три норильских года позади. Они вместили столько событий и встреч, что хватило бы не на одну жизнь.
– У меня до сих пор душа радуется, что я работал и просто видел таких людей, как Владимир Николаевич Лавренов, директор никелевого завода. Анатолий Васильевич Филатов, директор комбината. С ним одна из первых встреч состоялась, когда я пришел на прием еще в старое управление комбината, на площади Завенягина. Тогда по четвергам руководители принимали по личным вопросам.
– Ты чего пришел? – спрашивает Анатолий Васильевич.
– Женился, говорю, а жить негде.
– Дети есть? – интересуется директор.
– Какие дети, если квартиры нет, – отвечаю. – У Анатолия Васильевича образная речь была, он про личный опыт “на подоконнике” как рубанул, я такого не ожидал. Мне даже квартиры не надо было. А через несколько месяцев – на улице Лауреатов строили гостинки – мы комнату получили.
В более поздние времена для Абдуллаева знаковым человеком стал Джонсон Хагажеев.
– Многие события в те годы не просто на моих глазах происходили – я в них участвовал, – говорит генеральный бригадир. – Потанин, Хлопонин и Хагажеев – такая мощная команда была! Кризис на мировом ранке цветных металлов, внутренний дефолт – сколько было тяжелых моментов, а эти люди управляли компанией, держали ситуацию. И жизнь пошла совсем другая.
Меджид Байрам оглы вспоминает и своего бывшего руководителя Олега Елисеева, теперь директора Надеждинского металлургического завода:
– Олег Дмитриевич начинал на никелевом с нуля, я так скажу. Рабочим с загрузочной телегой трудился с нами рядом. Стал мастером, старшим мастером, начальником участка. И дальше поднимался по служебной лестнице.
Профессионализм человека обязательно заметят и оценят, уверен мой собеседник. Он рассказывает, как в свое время металлурги разглядели грамотного специалиста и человечного руководителя в Сергее Ершове. Народный начальник цеха, как говорит Абдуллаев, и одна из самых больших удач ЦЭН. В конце 80-х в цехе электролиза никеля состоялись выборы начальника – веяние времени! Сергей Федорович пришел из хлорно-кобальтового цеха. Конкуренты у него были серьезные, но Абдуллаеву понравилась программа Ершова, и он искренне порадовался, что угадал в новом руководителе толкового производственника, который многое в цехе изменил к лучшему.
– У Сергея Ивановича Кизюна, нынешнего начальника ЦЭН, хороший потенциал, я искренне желаю ему больших успехов, – продолжает ветеран.
Жду вас в Сочи
Работа в компании и в Норильске заканчивается. Мой герой – “можно это через газету сделать?” – благодарит коллег по цеху, всех своих руководителей за совместный труд. Всех северян – за дружественность:
– В Норильске я всему научился, приобрел все, что имею. Жизнь продолжается. Желаю всем норильчанам здоровья и чаще встречаться со мной в Сочи. Посидим в кафе на берегу моря, поговорим о жизни…
Город Сочи он полюбил “с первого взгляда”. В 1985 году Абдуллаеву дали путевку в “Заполярье”, с тех пор семья предпочитает проводить отпуск в Сочи. Теперь уже в своей квартире. Как говорит Абдуллаев, ему повезло, что получилось купить двухкомнатную квартиру на улице Пирогова, в доме, который строили для работников санатория.
Валентина с внучкой Машей улетели в Сочи и будут ждать мужа и дедушку. Супервнучка в этом году поступает в первый класс, девочке надо набраться сил перед началом школьной жизни. Дедушка жалеет, что Маша вернется в Норильск, но понимает, что дети должны воспитываться с родителями. Семья сына свои жизненные планы связывает с компанией, с северным городом. Михаил Абдуллаев начинал на никелевом заводе, сейчас у него интересная работа в планово-экономическом управлении Заполярного филиала компании.
Абдуллаевы-старшие будут ждать младших в гости. Братья приедут, надеется Меджид Байрам оглы. Корюшку пожарить, как он любит это делать в Норильске – “у меня счастья от этого прибавляется” – не получится, но на фирменный шашлык рассчитывать можно. И на совместные прогулки по красивому городу. И на автомобильные поездки – у Абдуллаева сорокалетний водительский стаж.
– Первую свою машину “Жигули” я купил с рук в начале девяностых, – вспоминает Меджид Байрам оглы. – Мы все отпуска проводили на колесах, отсюда отправлял машину на материк, там встречал, садился за руль. Потом отец в очереди в Азербайджане стоял, для меня машину получил, я поехал, оплатил “Жигули” третьей модели. А потом мне на заводе как передовику производства, имеющему государственную награду, предоставили право купить “Волгу” ГАЗ-24. Я ее на Горьковском заводе получал. Сейчас своего автомобиля нет, перееду на материк, обязательно куплю – там без машины нельзя, – заключает генеральный бригадир Абдуллаев.
Семья, братья, друзья, жилье – кажется, все есть у заслуженного металлурга России, и Меджид Байрам оглы всего достиг сам. Счастливый человек.
– Это счастье вокруг тебя. Истинное счастье в самом человеке, если он его чувствует, – размышляет Абдуллаев. – Сам человек для себя счастье: ты живешь, работаешь, здоров, достигаешь всего. Должен быть рад и благодарен Богу, что все это тебе дано. Если от этого отказываешься – чем будешь жить, как будешь счастлив?
– Что увезете из Норильска?
– Себя. Или вы о материальном? Футболки свои. Несколько книг. Ничего особенного у меня нет. Я чисто электролизник. И всё.
На сцене... С гендиректором “Норильского никеля” Александром Хлопониным – в конце 90-х
...и в ЦЭНе. С мастером Николаем Евстигнеевым – в конце карьеры
0

Читайте также в этом номере:

Новый дом для кёрлинга (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Ликвидация (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Масштабы и темпы впечатляют (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Бонусы для нужных кадров (Вера КАЛАБЕКОВА)
Офис развернулся в Саратове (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Риском можно управлять (Татьяна РЫЧКОВА)
Обошлись без взрывов (Екатерина БАРКОВА)
Большая нагрузка (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Крепкий характер (Екатерина БАРКОВА)
Упор на практику (Елена ПОПОВА)
На широкую ногу! (Роман БУКВОЕДОВ)
В жанре young adult (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск