Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Дешево и сердито
ТЕМА
21 ноября 2013 года, 15:09
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
В октябре этого года российская авиакомпания “Аэрофлот” представила новую бюджетную авиакомпанию под названием “Добролет”. Это стопроцентная “дочка” “Аэрофлота”, которая уже весной 2014 года должна совершить свой первый полет в сервисной категории low cost, что в буквальном переводе означает “низкая цена”.
В двух словах, лоукост в мире современных авиаперевозок означает низкие цены на авиабилеты при минимуме сервисных услуг и удобств в полете. То есть за сравнительно небольшую плату примерно в пару сотен евро вы можете рассчитывать на полет с ровной спиной, упирающимися в переднее кресло коленками, на которых громоздится ваш собственный багаж. Без завтрака с прохладительными напитками. Впрочем, все это можно получить за отдельную плату, но тогда теряется смысл пользоваться дешевыми авиаперелетами.
Ничего нового
Концепция лоукост родилась в Америке еще в 1949 году, когда, как считается, авиакомпания Pacific Southwest Airlines выполнила первый рейс по бросовым ценам. Опыт предприимчивых американцев стал распространяться  в Европе вместе с самим термином по одной версии – в начале 90-х годов, по другой – значительно раньше, еще в середине 70-х, усилиями ирландской авиакомпании  Ryanair и некоторых их коллег из Индонезии и Ближнего Востока. Далее практика распространилась по всему миру. На сегодня в мировом воздушном пространстве летает около ста авиакомпаний, работающих по системе лоукост. Их называют еще дискаунтерами и лоукостерами.
Со временем лоукостеры создали ощутимую конкуренцию традиционным авиаперевозчикам с их полным набором сервисных услуг. Регулярные экономические кризисы только подливали масла в огонь, и вот уже крупные авиаперевозчики стали создавать собственные лоукоставиакомпании. Бренды KLM, British Airways, Lufthansa, United дополнились не очень серьезными, почти смешными названиями Go, Buzz, Ted, которые, впрочем, все равно приносили гигантам прибыль.
Наш “Аэрофлот” не стал исключением и назвал свой лоукостер своим же именем – “Добролет”. Это первое название авиакомпании, использовавшееся в Советской России до 1932 года. До этого момента в Стране Советов почти 10 лет существовало Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота (Добролет) с уставным капиталом в 2 миллиона рублей золотом.
В маршрутную сеть российского лоукостера включены перелеты из Москвы в Санкт-Петербург, Калининград, Самару, Екатеринбург, Краснодар, Уфу, Новый Уренгой и Махачкалу. По информации пресс-службы “Добролета”, в дальнейшем планируется расширить сеть новыми внутренними и международными направлениями.
Услуга в чистом виде
Традиционная модель лоукост-авиакомпании включает в себя  следующие положения в различных вариантах. В первую очередь это исключение набора услуг, являющихся в других авиакомпаниях стандартными, – питание, прохладительные напитки, развлекательные видеопанели и другое.  Спинки самолетов не откидываются, расстояние между ними уменьшено. Часть услуг переводится в разряд оплачиваемых отдельно. Воздушные суда в данном случае используются наиболее экономичные – как правило, Airbus 320 или Boeing 737, все салоны – одного класса. Это снижает расходы на подготовку персонала и обслуживание техники. Служащие таких авиакомпаний выполняют сразу несколько функций – стюарды, например, занимаются дополнительно уборкой салонов самолетов и регистрацией пассажиров на рейс.
В лоукостерах практикуется выполнение рейсов ранним утром или поздним вечером с целью минимизации задержек в аэропортах, связанных с воздушными “часами пик”, и, соответственно, расходов. Кроме того, выполнение одним самолетом нескольких рейсов в течение дня (до шести в сутки в некоторых авиакомпаниях). Прямые продажи билетов – только через Интернет с целью исключения комиссионных агентствам и системам резервирования. При этом чем раньше вы приобретаете билет, тем он дешевле. Примерно такая же схема действует при посадке в самолет: чаще всего места в билетах лоукостеров не указываются, поэтому первым пассажирам предоставляется возможность выбрать себе место в салоне. Кроме того, посадка самолета может быть в отдаленный аэропорт, откуда еще нужно будет добираться до центра общественным транспортом.  
Живой пример поездки в Италию по системе лоукост с оформлением через Интернет. В данном случае речь идет не только об авиабилетах, но и о размещении в отеле. Один из многочисленных сайтов, работающих в области минимальных цен, предлагает  четырехдневную поездку из Москвы в Милан на одного человека с размещением в двухместном номере трехзвездочного
отеля (с завтраком) за 363 евро, плюс 80 евро – виза и 40 евро – трансфер. В пересчете на наши деньги это получается около 23 тысяч рублей. При “вычленении” из общей суммы стоимости авиабилетов, например в авиакомпании SAS, последние обойдутся в 7220 рублей. Время в полете – 9 часов 30 минут с одной пересадкой в пути. Согласитесь, семь тысяч рублей за билет в Европу – это весьма привлекательная сумма.
Никто не “оближет”
По некоторым позициям работа лоукостеров напоминает сложившуюся практику некоторых авиакомпаний, работающих в Норильске, – те же многочисленные рейсы по стране в течение суток в разных направлениях, раннее прибытие и вылет из аэропорта.   Во всяком случае, отзывы на сайте AirLines Inform, например, о Nord Star в части цен на билеты и географии положительные.
Другой вопрос, что по стоимости проезда все, кто когда-либо работал на норильском направлении, далеки от лоукостеров в традиционном представлении. Российская практика показывает:  работавшие в нашей стране две отечественные лоукост-авиакомпании в конечном счете обанкротились. Уже в новейшей истории  XXI века одна за другой прекратили существование первые отечественные лоукостеры “Авианова” и SkyExpress. Специалисты прямо говорят о боязни конкуренции, страхе потерять монопольную прибыль и, как следствие, открытом лоббировании интересов крупных авиакомпаний в этой сфере. Последние сообщения международных информационных агентств пророчат незавидное будущее и, возможно, даже крах лоукостеров в целом как индустрии из-за растущих цен на топливо.
Эксперты в области авиаперевозок говорят, что если рассматривать возможное присутствие лоукостеров на норильском направлении, то тут еще следует задуматься: а согласятся ли норильчане на бескомфортные многочасовые перелеты на Большую землю?
– Норильчане ведь привыкли к тому, чтобы их “облизывали”, – с улыбкой говорит сотрудник представительства одной из авиакомпаний. – Чтобы их привезли, отвезли, “накормили и спать уложили”. Это их законное требование, к тому же оговоренное законодательством и правилами перевозки. Однако если бы разница в стоимости билетов оказалась существенной, хотя бы вдвое, а в лоукостерах цена может оказаться и еще ниже, то лично я бы согласился прокатиться и без комфорта. В конце концов, давно ли минули времена, когда мы брали в дорогу жареную курицу?
0

Читайте также в этом номере:

Медленно и нервно (Екатерина БАРКОВА)
Приехали… (Владимир ПОМЕЛОВ, водитель ООО “Норильскпромтранспорт”, за рулем 45 лет)
Порядок – дело каждого (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Ангел с улицы Мира (Валентина ВАЧАЕВА)
Молока хватит всем! (Екатерина БАРКОВА)
Взялись за яйца (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Возможность боя (Марина БУШУЕВА)
На вершине пьедестала (Андрей СОЛДАКОВ)
С тундрой не шутят (Николай ЩИПКО)
Как было, как есть (Николай ЩИПКО)
В условиях шторма (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
День стратегии (Виктор ЦАРЕВ)
Экипаж машины грузовой (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Ждать осталось недолго (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На добрые дела (Андрей СОЛДАКОВ)
Будем скромнее (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск