Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Большие покупки
ОФИЦИАЛЬНО
14 ноября 2013 года, 13:03
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
С 1 января в России начнет действовать федеральная контрактная система. Она заменит действующий порядок размещения государственных и муниципальных заказов. Предполагается, что новый закон будет эффективнее и лучше защитит бюджет от коррупции.
Сфера госзакупок всегда была золотым дном для нечистых на руку чиновников. Деньги здесь вращаются огромные: сейчас ежегодный объем заказов на государственные и муниципальные нужды составляет больше восьми триллионов рублей, или пятую часть ВВП. При этом, по данным Центра исследования региональных проблем, объем взяток, откатов и нецелевых расходов в сфере госзакупок достигает 20%.
Год назад в интервью ИТАР–ТАСС заместитель генерального прокурора Александр Буксман рассказал, что результаты прокурорских проверок указывают на высокую криминализацию закупочных отношений, в том числе значительную коррупционную составляющую.
– Здесь мы имеем и хищения, и завышение цен на приобретаемые товары, работы и услуги, и злоупотребления полномочиями, вымогательство взяток, нарушения конкурентной среды с использованием различных противоправных схем – то есть целый букет. Но надо понимать, что эта сфера практически во всех странах, даже тех, где уровень коррупции традиционно оценивается как невысокий, наиболее подвержена коррупции, – отметил Буксман.
По его словам, в 2012 году по преступлениям в сфере госзакупок расследовалось 600 уголовных дел на сумму более 165 миллионов рублей, 386 направлены в суды. Около 9,5 тысячи должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. И число выявляемых нарушений только растет.
Закон что дышло
Решить проблему коррупции и разворовывания бюджетных денег в системе госзаказа в свое время был призван 94-й Федеральный закон – “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Он действует с 2006 года.
Многие эксперты считают, что на том этапе закон был вполне прогрессивным и отчасти решал свою основную задачу. Но вместе с тем  сильно осложнил работу муниципалитетов, за что его не критиковал только ленивый.
В недавнем интервью “Вестнику” глава Норильска Олег Курилов пояснял на примере:
– Скажем, муниципалитет запланировал ряд строительных работ. Есть фирма с хорошей репутацией, опытом строительства на Севере, материальной базой, без которой строить невозможно. Эта фирма готова выполнить заказ, условно говоря, за 200 рублей. И мы знаем, что работа стоит именно столько, никак не меньше. Но мы не имеем права сразу заключить контракт с этой фирмой, а обязаны выставить заказ на конкурс. Заявиться на него может кто угодно. Даже те, кто никогда в Норильске не работал и понятия о северном строительстве не имеет. И если этот претендент предложит в два раза меньшую цену, мы обязаны отдать ему предпочтение. Хотя всем понятно, что за 100 рублей здесь ничего не построить. Потом начинаются проблемы – с невыполнением сроков, некачественным исполнением работ и так далее. Муниципалитет вынужден разрывать контракт, судиться, возвращать свои деньги, искать другого исполнителя, снова проводить конкурс. Время упущено, деньги не освоены, перераспределить их нельзя.
Проводить электронные торги по госзаказам сегодня в России могут пять площадок, имеющих статус национальных операторов. Это ЗАО “Сбербанк-АСТ”, ОАО “Единая электронная торговая площадка” (ЕЭТП), ГУП “Агентство по государственному заказу РТ”, ЗАО “ММВБ –  Информационные технологии” и ООО “РТС-тендер”.
Муниципалитет Норильска размещает заявки на площадке ММВБ. В число ее клиентов входят Федеральное казначейство, Федеральная служба по оборонному заказу, Нижегородская область и другие.
Действующий сейчас 94-й закон предусматривает два способа размещения муниципального заказа. Это проведение торгов в виде  конкурса или аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, либо без проведения торгов – в форме запроса котировок, а также заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и на товарных биржах.
Чтобы не путать читателей, не будем вдаваться в подробности процедуры – кто захочет, может изучить ее непосредственно в тексте закона. Но, как считают многие участники торгов (причем как со стороны чиновников, так и со стороны представителей бизнеса), она громоздка и излишне бюрократизирована. Однако отслеживать движение бюджетных денег иначе, видимо, и нельзя.
При этом если чиновникам закон ограничивает поле для сомнительных маневров, то предпринимателям – исполнителям контрактов, напротив, дает фору.
– То, что 94-й закон позволил убрать барьер между бизнесом и органами власти – это очень даже неплохо, это держит власть в тонусе и не позволяет ей использовать какие-то свои “рогатки”, – считает начальник городского управления муниципального заказа Ольга Табакова. – Наши предприниматели научились с нами спорить на уровне ФАС, это нормально, это вырабатывает хорошие партнерские отношения. Но вместе с тем появилось потребительское отношение к контрактам, которые заключаются на государственные и муниципальные бюджетные средства.
В чем выражается потребительство, Ольга Табакова тоже объясняет на примере:
– По сути, решающим фактором при заключении муниципального контракта является его цена. Кто из предпринимателей меньше предложил, тот и получил деньги на его выполнение. И нередко предприниматель рассуждает так: контракт со мной заключат в любом случае, даже если на конкурсе  или аукционе я предложу цену на 50–70% ниже начальной. А как этот контракт выполню – дело уже десятое.
Показательно, что наиболее ушлые бизнесмены научились заниматься откатами между собой – за неучастие в электронных торгах.
– Мы это видим, но не можем, что называется, поймать за руку и доказать, – продолжает Ольга Табакова. – Они выставляют по 12–15 заявок, а в итоге на торги выходят двое. Кто и на каком этапе сбрасывает информацию, мы не знаем – к нам заявки с электронной площадки приходят обезличенные и никем не подписанные. Это тоже предусмотренное законом правило.
Плюсы и минусы
Ограничений в нынешней процедуре государственных и муниципальных закупок для чиновников действительно немало.
– С одной стороны, велико желание позлорадствовать: так им и надо, пусть тоже проходят через бумажную волокиту, – поделился с “Вестником” один из норильских бизнесменов, участвовавших в электронных торгах по муниципальным заказам. – С другой – я понимаю, что во многом из-за этого сроки выполнения контрактов по тем же летним ремонтам могут затягиваться. И мне это не нравится уже как рядовому горожанину.
Еще пример. Вроде бы правильная и логичная норма: в муниципальном заказе нельзя указывать конкретную торговую марку. Но в некоторых случаях это создает абсурдные ситуации и вынуждает идти на хитрость.
– У нас в этом году был показательный случай, – рассказывает Ольга Табакова. – Мы закупали для нашего автохозяйства погрузчик, и хотели “Вольво”. Потому что комбинат уже много лет использует технику этой марки, она хорошо себя зарекомендовала в наших условиях, у компании есть своя сервисная служба по обслуживанию этих машин. Но по закону мы не можем требовать конкретную марку, какой бы передовой и прекрасной она ни была. Потенциальные поставщики это понимали и предлагали более дешевые аналоги, зачастую китайского производства. Да, эти аналоги бывают хорошими. Но очень часто – на грани контрафакта. В конце концов мы после всех предписаний антимонопольной службы просто указали в заявке такие технические параметры, под которые подходит “Вольво” и техника классом выше и дороже. Мы его купили, конечно. Но это затянулось на полгода.
В целом о 94-м федеральном законе Ольга Табакова отзывается все же хорошо. Считает, что нормы в нем закреплены правильные. Но сама сфера его применения такова, что закон постоянно дорабатывался. Он едва ли не лидер по количеству внесенных поправок.
– Закон действует восемь лет, а мы только-только наработали судебную практику, – говорит Ольга Табакова. – Возникает очень много пограничных ситуаций, и все, кто нам читал семинары и давал пояснения по этому закону, говорили: такая-то норма будет понятна только после того, как будет судебное решение и возникнет прецедент. Скорее всего, такая же судьба ждет и новый закон о контрактной системе.
Новая система: начало
Закон №44 “О федеральной контрактной системе (ФКС) в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд” призван заменить действующий 94-й. На необходимости нового закона давно настаивали антимонопольщики, Минэкономразвития два года вынашивало этот проект, и наконец нынешним летом Госдума приняла его в первом чтении. Одни его положения начнут действовать уже с 1 января 2014 года, другие будут вступать в силу в течение 2015-го и 2016 годов.
– Нововведений очень много, – комментирует Ольга Табакова. – Если 94-й закон регламентирует лишь саму процедуру закупки, то 44-й предусматривает организацию этого бизнес-процесса от планирования до исполнения контракта. Он касается и способов проведения конкурентных процедур, и создания единой информационной системы, обеспечивающей закупки, и многого другого.
Пока в муниципалитетах лишь теоретически представляют, как будет работать ФКС. У специалистов на местах возникает много вопросов. Как и в случае с 94-м законом, 44-й, скорее всего, тоже потребует неоднократной доработки.
– В 44-м законе статей в три раза больше, чем в 94-м. Но пока это все равно “скелет”, он должен обрасти подзаконными актами. Уже сейчас в связи с введением ФКС депутаты Госдумы рассматривают изменения примерно в 50  федеральных законов. Думаю, в полную силу новая система регулирования госзакупок заработает лет через пять.
Недостатком новой системы и шагом назад руководитель управления муниципального заказа считает трехгодичное планирование закупок, которое начнет действовать с 2015 года:
– Мне это напоминает плановую советскую экономику. Я считаю, это шаг назад. Да, есть нормативный срок службы у мебели или оргтехники. Но невозможно в музыкальной  школе предусмотреть, когда сломается скрипка или выйдет из строя рояль, а в спортивной – когда придут в негодность брусья.
По словам Ольги Табаковой, новый закон отдельное внимание уделяет оценке и обоснованности закупок: заказчики –  государственные и муниципальные учреждения – обязаны составлять ежегодные планы-графики закупок. Должны будут приняты и требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цене. Это должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории “люкс”.
Кстати, о “люксовых” товарах. В 2009 году в Норильске наделала шуму история с покупкой настольного канцелярского набора “Фаберже” для мэра, теперь уже бывшего. Набор – лампа, накопитель для бумаг и несколько письменных принадлежностей – был изготовлен из малахита и позолоченной бронзы и обошелся бюджету почти в полмиллиона рублей. Прокурорская проверка не признала эту покупку необоснованной. В конце концов, есть статья “представительские расходы”. В марте нынешнего года администрация выставила малахитовый “Фаберже” на продажу в числе прочих уже невостребованных предметов и объектов муниципального имущества.
Народный контроль
Пожалуй, одна из самых важных норм в новом 44-м законе касается общественного контроля. Предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более миллиарда рублей. Кроме того, вся информация о государственных и муниципальных закупках будет доступна в единой информационной системе любому гражданину (сейчас она есть на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru; что касается муниципальных закупок в Норильске, всю информацию можно найти на сайте города norilsk-city.ru в разделе “Муниципальный заказ”).
Кроме того, в России до конца этого года будет разработан закон о коллективных исках – документ, важность которого поистине трудно переоценить. В контексте 44-го закона он даст возможность гражданам подавать иск в суд в защиту своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, если они считают какие-то траты бюджета необоснованными. Насколько этот инструмент будет действенным, покажет время, но то, что он будет, уже серьезный прогресс.
 
Один из способов выхода на “карманного” поставщика при проведении госзаказа – внесение в конкурсную документацию таких условий, которые может выполнить только конкретный подрядчик. Еще один метод отсечения конкурентов – выставление заведомо нереальных сроков исполнения заказа. Популярное нарушение в этой сфере – приемка выполненных работы на основании фиктивных документов.
 
Сейчас электронные аукционы – основной способ размещения госзаказов (по данным портала zakupki.gov.ru за 2012 год – свыше 55%). За то, чтобы заказчики покупали работы, товары и услуги на аукционах, активно выступала ФАС. Антимонопольщики считают, что такая форма проведения закупок тоже помогает бороться с коррупцией. На аукционах цена госконтрактов может снижаться на 50–80%.
 
Центр изучения региональных проблем (ЦИРП) провел исследование освещения в периодических печатных СМИ темы коррупции в органах государственной власти в 2011–2012 годах. В исследовании эксперты выделили три вида коррупционных схем: “черные”, “серые” и “белые”. “Белые” – самые трудно раскрываемые: в них коррупция прикрыта целенаправленно разработанными документами. Доказать наличие такой схемы с использованием стандартных следственных действий зачастую невозможно.
 
Один из самых громких скандалов в сфере госзакупок прогремел в 2010 году. СМИ окрестили его “делом золотых томографов”. Тогда выяснилось, что в 2008 и 2009 годах подведомственные Минздравсоцразвития учреждения купили дорогое медицинское оборудование по ценам, завышенным в два-три раза.
По сомнительным операциям в сфере госзакупок лидируют ремонты, строительство и ЖКХ
0

Читайте также в этом номере:

Факел открытия (Иван ТАГАНКИН)
88 лет движения (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Наказание рублем (Екатерина БАРКОВА)
Ждут хороших и добрых дел (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
От бурения к обучению (Екатерина БАРКОВА)
Цель – победа (Екатерина БАРКОВА)
В борьбе за дзюдо (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
На острие жизни (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
В обход (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Нарисуй, как любишь папу (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Работа, которой не видно (Денис КОЖЕВНИКОВ)
На пользу обществу (Татьяна ЧЕРНОВА, Андрей СОЛДАКОВ)
Успех проекта зависит от команды (Игорь СУХОТИН, начальник управления благотворительных программ ГМК “Норильский никель”)
Империя наносит удар (Иван ТАГАНКИН)
Дома! (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Осторожно: газ! (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Смотрим всей страной (ВЫбор зрителяс Еленой КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск