Большие покупки
ОФИЦИАЛЬНО
14 ноября 2013 года, 13:03 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
|
С 1 января в России начнет действовать федеральная контрактная система. Она заменит действующий порядок размещения государственных и муниципальных заказов. Предполагается, что новый закон будет эффективнее и лучше защитит бюджет от коррупции.
Сфера госзакупок всегда была золотым дном для нечистых на руку чиновников. Деньги здесь вращаются огромные: сейчас ежегодный объем заказов на государственные и муниципальные нужды составляет больше восьми триллионов рублей, или пятую часть ВВП. При этом, по данным Центра исследования региональных проблем, объем взяток, откатов и нецелевых расходов в сфере госзакупок достигает 20%. Год назад в интервью ИТАР–ТАСС заместитель генерального прокурора Александр Буксман рассказал, что результаты прокурорских проверок указывают на высокую криминализацию закупочных отношений, в том числе значительную коррупционную составляющую. – Здесь мы имеем и хищения, и завышение цен на приобретаемые товары, работы и услуги, и злоупотребления полномочиями, вымогательство взяток, нарушения конкурентной среды с использованием различных противоправных схем – то есть целый букет. Но надо понимать, что эта сфера практически во всех странах, даже тех, где уровень коррупции традиционно оценивается как невысокий, наиболее подвержена коррупции, – отметил Буксман. По его словам, в 2012 году по преступлениям в сфере госзакупок расследовалось 600 уголовных дел на сумму более 165 миллионов рублей, 386 направлены в суды. Около 9,5 тысячи должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. И число выявляемых нарушений только растет. Закон что дышло Решить проблему коррупции и разворовывания бюджетных денег в системе госзаказа в свое время был призван 94-й Федеральный закон – “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Он действует с 2006 года. Многие эксперты считают, что на том этапе закон был вполне прогрессивным и отчасти решал свою основную задачу. Но вместе с тем сильно осложнил работу муниципалитетов, за что его не критиковал только ленивый. В недавнем интервью “Вестнику” глава Норильска Олег Курилов пояснял на примере: – Скажем, муниципалитет запланировал ряд строительных работ. Есть фирма с хорошей репутацией, опытом строительства на Севере, материальной базой, без которой строить невозможно. Эта фирма готова выполнить заказ, условно говоря, за 200 рублей. И мы знаем, что работа стоит именно столько, никак не меньше. Но мы не имеем права сразу заключить контракт с этой фирмой, а обязаны выставить заказ на конкурс. Заявиться на него может кто угодно. Даже те, кто никогда в Норильске не работал и понятия о северном строительстве не имеет. И если этот претендент предложит в два раза меньшую цену, мы обязаны отдать ему предпочтение. Хотя всем понятно, что за 100 рублей здесь ничего не построить. Потом начинаются проблемы – с невыполнением сроков, некачественным исполнением работ и так далее. Муниципалитет вынужден разрывать контракт, судиться, возвращать свои деньги, искать другого исполнителя, снова проводить конкурс. Время упущено, деньги не освоены, перераспределить их нельзя. Проводить электронные торги по госзаказам сегодня в России могут пять площадок, имеющих статус национальных операторов. Это ЗАО “Сбербанк-АСТ”, ОАО “Единая электронная торговая площадка” (ЕЭТП), ГУП “Агентство по государственному заказу РТ”, ЗАО “ММВБ – Информационные технологии” и ООО “РТС-тендер”. Муниципалитет Норильска размещает заявки на площадке ММВБ. В число ее клиентов входят Федеральное казначейство, Федеральная служба по оборонному заказу, Нижегородская область и другие. Действующий сейчас 94-й закон предусматривает два способа размещения муниципального заказа. Это проведение торгов в виде конкурса или аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, либо без проведения торгов – в форме запроса котировок, а также заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и на товарных биржах. Чтобы не путать читателей, не будем вдаваться в подробности процедуры – кто захочет, может изучить ее непосредственно в тексте закона. Но, как считают многие участники торгов (причем как со стороны чиновников, так и со стороны представителей бизнеса), она громоздка и излишне бюрократизирована. Однако отслеживать движение бюджетных денег иначе, видимо, и нельзя. При этом если чиновникам закон ограничивает поле для сомнительных маневров, то предпринимателям – исполнителям контрактов, напротив, дает фору. – То, что 94-й закон позволил убрать барьер между бизнесом и органами власти – это очень даже неплохо, это держит власть в тонусе и не позволяет ей использовать какие-то свои “рогатки”, – считает начальник городского управления муниципального заказа Ольга Табакова. – Наши предприниматели научились с нами спорить на уровне ФАС, это нормально, это вырабатывает хорошие партнерские отношения. Но вместе с тем появилось потребительское отношение к контрактам, которые заключаются на государственные и муниципальные бюджетные средства. В чем выражается потребительство, Ольга Табакова тоже объясняет на примере: – По сути, решающим фактором при заключении муниципального контракта является его цена. Кто из предпринимателей меньше предложил, тот и получил деньги на его выполнение. И нередко предприниматель рассуждает так: контракт со мной заключат в любом случае, даже если на конкурсе или аукционе я предложу цену на 50–70% ниже начальной. А как этот контракт выполню – дело уже десятое. Показательно, что наиболее ушлые бизнесмены научились заниматься откатами между собой – за неучастие в электронных торгах. – Мы это видим, но не можем, что называется, поймать за руку и доказать, – продолжает Ольга Табакова. – Они выставляют по 12–15 заявок, а в итоге на торги выходят двое. Кто и на каком этапе сбрасывает информацию, мы не знаем – к нам заявки с электронной площадки приходят обезличенные и никем не подписанные. Это тоже предусмотренное законом правило. Плюсы и минусы Ограничений в нынешней процедуре государственных и муниципальных закупок для чиновников действительно немало. – С одной стороны, велико желание позлорадствовать: так им и надо, пусть тоже проходят через бумажную волокиту, – поделился с “Вестником” один из норильских бизнесменов, участвовавших в электронных торгах по муниципальным заказам. – С другой – я понимаю, что во многом из-за этого сроки выполнения контрактов по тем же летним ремонтам могут затягиваться. И мне это не нравится уже как рядовому горожанину. Еще пример. Вроде бы правильная и логичная норма: в муниципальном заказе нельзя указывать конкретную торговую марку. Но в некоторых случаях это создает абсурдные ситуации и вынуждает идти на хитрость. – У нас в этом году был показательный случай, – рассказывает Ольга Табакова. – Мы закупали для нашего автохозяйства погрузчик, и хотели “Вольво”. Потому что комбинат уже много лет использует технику этой марки, она хорошо себя зарекомендовала в наших условиях, у компании есть своя сервисная служба по обслуживанию этих машин. Но по закону мы не можем требовать конкретную марку, какой бы передовой и прекрасной она ни была. Потенциальные поставщики это понимали и предлагали более дешевые аналоги, зачастую китайского производства. Да, эти аналоги бывают хорошими. Но очень часто – на грани контрафакта. В конце концов мы после всех предписаний антимонопольной службы просто указали в заявке такие технические параметры, под которые подходит “Вольво” и техника классом выше и дороже. Мы его купили, конечно. Но это затянулось на полгода. В целом о 94-м федеральном законе Ольга Табакова отзывается все же хорошо. Считает, что нормы в нем закреплены правильные. Но сама сфера его применения такова, что закон постоянно дорабатывался. Он едва ли не лидер по количеству внесенных поправок. – Закон действует восемь лет, а мы только-только наработали судебную практику, – говорит Ольга Табакова. – Возникает очень много пограничных ситуаций, и все, кто нам читал семинары и давал пояснения по этому закону, говорили: такая-то норма будет понятна только после того, как будет судебное решение и возникнет прецедент. Скорее всего, такая же судьба ждет и новый закон о контрактной системе. Новая система: начало Закон №44 “О федеральной контрактной системе (ФКС) в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд” призван заменить действующий 94-й. На необходимости нового закона давно настаивали антимонопольщики, Минэкономразвития два года вынашивало этот проект, и наконец нынешним летом Госдума приняла его в первом чтении. Одни его положения начнут действовать уже с 1 января 2014 года, другие будут вступать в силу в течение 2015-го и 2016 годов. – Нововведений очень много, – комментирует Ольга Табакова. – Если 94-й закон регламентирует лишь саму процедуру закупки, то 44-й предусматривает организацию этого бизнес-процесса от планирования до исполнения контракта. Он касается и способов проведения конкурентных процедур, и создания единой информационной системы, обеспечивающей закупки, и многого другого. Пока в муниципалитетах лишь теоретически представляют, как будет работать ФКС. У специалистов на местах возникает много вопросов. Как и в случае с 94-м законом, 44-й, скорее всего, тоже потребует неоднократной доработки. – В 44-м законе статей в три раза больше, чем в 94-м. Но пока это все равно “скелет”, он должен обрасти подзаконными актами. Уже сейчас в связи с введением ФКС депутаты Госдумы рассматривают изменения примерно в 50 федеральных законов. Думаю, в полную силу новая система регулирования госзакупок заработает лет через пять. Недостатком новой системы и шагом назад руководитель управления муниципального заказа считает трехгодичное планирование закупок, которое начнет действовать с 2015 года: – Мне это напоминает плановую советскую экономику. Я считаю, это шаг назад. Да, есть нормативный срок службы у мебели или оргтехники. Но невозможно в музыкальной школе предусмотреть, когда сломается скрипка или выйдет из строя рояль, а в спортивной – когда придут в негодность брусья. По словам Ольги Табаковой, новый закон отдельное внимание уделяет оценке и обоснованности закупок: заказчики – государственные и муниципальные учреждения – обязаны составлять ежегодные планы-графики закупок. Должны будут приняты и требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цене. Это должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории “люкс”. Кстати, о “люксовых” товарах. В 2009 году в Норильске наделала шуму история с покупкой настольного канцелярского набора “Фаберже” для мэра, теперь уже бывшего. Набор – лампа, накопитель для бумаг и несколько письменных принадлежностей – был изготовлен из малахита и позолоченной бронзы и обошелся бюджету почти в полмиллиона рублей. Прокурорская проверка не признала эту покупку необоснованной. В конце концов, есть статья “представительские расходы”. В марте нынешнего года администрация выставила малахитовый “Фаберже” на продажу в числе прочих уже невостребованных предметов и объектов муниципального имущества. Народный контроль Пожалуй, одна из самых важных норм в новом 44-м законе касается общественного контроля. Предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более миллиарда рублей. Кроме того, вся информация о государственных и муниципальных закупках будет доступна в единой информационной системе любому гражданину (сейчас она есть на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru; что касается муниципальных закупок в Норильске, всю информацию можно найти на сайте города norilsk-city.ru в разделе “Муниципальный заказ”). Кроме того, в России до конца этого года будет разработан закон о коллективных исках – документ, важность которого поистине трудно переоценить. В контексте 44-го закона он даст возможность гражданам подавать иск в суд в защиту своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, если они считают какие-то траты бюджета необоснованными. Насколько этот инструмент будет действенным, покажет время, но то, что он будет, уже серьезный прогресс. Один из способов выхода на “карманного” поставщика при проведении госзаказа – внесение в конкурсную документацию таких условий, которые может выполнить только конкретный подрядчик. Еще один метод отсечения конкурентов – выставление заведомо нереальных сроков исполнения заказа. Популярное нарушение в этой сфере – приемка выполненных работы на основании фиктивных документов. Сейчас электронные аукционы – основной способ размещения госзаказов (по данным портала zakupki.gov.ru за 2012 год – свыше 55%). За то, чтобы заказчики покупали работы, товары и услуги на аукционах, активно выступала ФАС. Антимонопольщики считают, что такая форма проведения закупок тоже помогает бороться с коррупцией. На аукционах цена госконтрактов может снижаться на 50–80%. Центр изучения региональных проблем (ЦИРП) провел исследование освещения в периодических печатных СМИ темы коррупции в органах государственной власти в 2011–2012 годах. В исследовании эксперты выделили три вида коррупционных схем: “черные”, “серые” и “белые”. “Белые” – самые трудно раскрываемые: в них коррупция прикрыта целенаправленно разработанными документами. Доказать наличие такой схемы с использованием стандартных следственных действий зачастую невозможно. Один из самых громких скандалов в сфере госзакупок прогремел в 2010 году. СМИ окрестили его “делом золотых томографов”. Тогда выяснилось, что в 2008 и 2009 годах подведомственные Минздравсоцразвития учреждения купили дорогое медицинское оборудование по ценам, завышенным в два-три раза. |
0 | Твитнуть |