Завороженные театром
ЖИВАЯ КЛАССИКА
4 мая 2018 года, 17:18 Фото: Владислав ШУКШИН Текст: Марина БУШУЕВА
|
Преподаватель старейшего театрального вуза страны профессор Сергей ЯШИН провел прослушивание норильских школьников. Народный артист РФ набирает курс по специальности "актерское искусство" в новом учебном году.
Заявки на участие в прослушивании подали 102 человека. Ребята читали наизусть отрывки из басен, прозы, стихотворения и монологи. Был еще один этап: исполнить сценический этюд, танец или песню. Прежде всего мэтр оценивал глубину понимания исполняемого произведения и способность заинтересовать им слушателей. – Были ребята с интересным, неожиданным материалом. Например, меня удивил Бродский. Бунина выбирали. В целом очень хорошую литературу, – отметил Сергей Яшин. – Было и много случайного. Но это зависит и от того, что в семье читают, и от школы. Очень важно было выбрать материал, который близок именно тебе, который тронул именно тебя. Прослушивание в один из лучших театральных вузов страны стало возможным благодаря подписанию договора между ГИТИСом и фондом “Живая классика”, который при поддержке “Норникеля” уже два года внедряет в нашем городе самые интересные литературные проекты. – В Норильске живут замечательные дети. Очень открытые, светлые и жадные до информации, которые хотят учиться, – говорит уже знакомый норильчанам преподаватель ГИТИСа и режиссер Московского драматического театра на Малой Бронной Тарас Белоусов, который приехал вместе с Сергеем Яшиным, чтобы помочь отобрать самых талантливых. – Их усердие, желание учиться, желание компании и фонда “Живая классика” помочь развиваться талантливым детям – все это привело к тому, что норильчанам подфартило. И сам мастер, который набирает в этом году себе курс, приехал в Норильск. В итоге прослушиваний были выбраны три талантливые выпускницы и один выпускник, которых мастер рекомендовал к поступлению в ГИТИС в свою мастерскую. К счастью, можно особо не переживать по поводу ЕГЭ – там баллы не сыграют особой роли. Ребятам помладше мэтр подсказал, на что обратить внимание, если идея стать актером не оставит их до 11-го класса. Театр – это возможность отогреть душу В этом году ГИТИС отмечает 140 лет. Вдвое меньше исполнится 7 ноября профессору, народному артисту РФ Сергею Яшину, который, несмотря на возраст, отправился в снежный Норильск и два дня проводил слушание школьников, мечтающих стать артистами. – Сергей Иванович, вот вы говорите, “будете поступать в наш молодой вуз”, но ведь ГИТИС совсем не молодой? – Казалось бы, совсем недавно молодые выпускники Немировича-Данченко, такие как Книппер-Чехова, Москвин, Мейерхольд, оканчивали это филармоническое училище. А нынче ГИТИСу уже 140. Но наш институт, несмотря на почтенный возраст, остается молодым. Потому что каждое лето мы набираем новых студентов, и надо сказать, что жаждущих оказаться на подмостках сцены никак не уменьшается. А даже прибавляется. И конкурс в наш институт и в другие театральные вузы Москвы не уменьшается. И еще потому, что ГИТИС постоянно ищет новые таланты, а в наше время это особенно необходимо. И педагоги выезжают в регионы, где отбирают молодых людей. – Набирать абитуриентов по городам и весям считаете хорошей практикой? – Мы и раньше ездили и искали талантливых актеров и режиссеров по городам. Но сегодня это вдвойне важно, потому что наша жизнь очень трудна финансово, и ехать из Норильска, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска в неизвестность при огромном конкурсе весьма опрометчиво, не у каждого родителя есть такие возможности. Поэтому благодаря “Норникелю” и проекту “Живая классика” школьники могут пройти прослушивание на месте. Раньше была такая передача на телевидении – “Алло, мы ищем таланты”, а сегодня мы выполняем ее функцию. – Можно ли сразу увидеть талант? Ведь когда вы в 14 лет поехали поступать в театральное училище в Ярославль, вас тоже не сразу приняли. – Да, и такое было в далеком 1963-м. Но любой отбор – это своеобразная лотерея. Бывает, что человек талантлив, но на просмотре теряется, зажимается и не может себя раскрыть. Тут приходится рассчитывать только на педагогическую интуицию, педагогическое чутье. К сожалению, прибора, который определил бы творческие возможности человека, нет. Но… все-таки одаренность – ее видно. Ведь что такое дарование? Непохожесть, способность существовать прилюдно и при этом быть свободным. А это сложно. Как с анекдотами: один рассказывает – и не смешно, а другой и анекдот несмешной рассказывает, но так заразительно. – И как оцениваете юных норильчан? – Есть очень интересные ребята. Мы отобрали четырех, для того чтобы они приехали на вступительные экзамены. И конечно, я не дам им стопроцентную гарантию, потому что конкурс очень большой, но надеюсь, что норильчане не затеряются среди остальных абитуриентов. Четыре из ста – это много. Ведь ребята приходят с разной степенью одаренности. Но все это молодые люди, любящие театр. Конечно, всем хочется на сцену, но большинству надо вовремя посоветовать: а может, лучше остаться в театре в качестве зрителя? Чтобы потом не было разочарований. К сожалению, очень немногие даже из выпускников ГИТИСа становятся актерами. – Почему так получается? – Все очень по-разному и очень индивидуально. Бывает, говорят: вот этот артист – он до тридцати лет, пока молод и хорош собой. А другой раскроется после сорока. И примеров тому очень много. А кроме таланта это ведь еще и большой труд, терпение. Ведь даже у одаренных артистов жизнь складывается очень неблагодарно. Он вроде и предан театру, а ему не дают хороших ролей и он не может себя проявить. И конечно, случай, удача в жизни актера имеют очень большое значение. – Как тактично сказать человеку, что актер из него вряд ли получится? – В институте такое не практикуется, но здесь мы разрешаем всем, кто прослушался, не уходить, а сесть в зрительный зал и смотреть, как читают другие ребята. Что тоже важно. Мы тут же даем советы выступающим. Но никогда не говорим человеку, что он бездарен. Потому что жизнь складывается по-разному, и те, кто казался таковым, нередко за годы учебы выходят в первые ряды. – Как относитесь к тому, что ваши студенты снимаются в сериалах? – Раньше мы в институте не разрешали никому сниматься в сериалах, но сегодня даем эту возможность. При условии, что человек сможет сочетать это с учебой. Понятно, что ребята хотят зацепиться в Москве. Потому что тут театров много, и это хорошие известные театры. Но артист – он ведь растет на ролях, и тут выпускнику сложно пробиться. А поехать в провинцию тоже не вариант: квартиры нет, зарплаты маленькие, многие региональные театры на грани бедности. – В какой ситуации сегодня, по вашему мнению, находится провинциальный театр? – Провинциальный театр всегда связан с жизнью своего города. Он всегда зависим от своего зрителя. Нельзя ставить то, что зритель этого города не поймет. Например, есть города, где ничего, кроме комедий, зритель смотреть не хочет. И нельзя им сразу трагедию ставить – они просто не придут, не купят билеты. Их надо постепенно приучать к новым формам, новым произведениям, но надо искать пути к своему зрителю. То, что Норильск – театральный город, для меня неудивительно. Как иначе – с такими традициями, такими судьбами? Ведь у вас работали очень крупные мастера сцены, которые создали некую театральную ауру. И это очень важно. Я бы с радостью у вас поработал в качестве приглашенного режиссера. – Как вы относитесь к новым театральным формам? – Чио-Чио-сан моется в ванне. Это новая форма. Или Иван Сусанин ходит в кожаном пальто. У него радио в избе. Это тоже новая форма. Почему-то многие считают, что Иван Сусанин в тулупе будет неинтересен сегодняшнему зрителю. Наверное, все возможно, кроме порнографии. Хотя много молодых режиссеров смотрят и в эту сторону и желают чем-то удивить. Но я за поиск новых форм только в том случае, если это диктуется какой-то человеческой необходимостью. Ведь если задуматься о том, что хотел сказать автор пьесы, Чехов например, то понимаешь, что это так близко к сегодняшним реалиям, что совсем необязательно, чтобы Чио-Чио-сан мылась в ванне. – Эксперименты не жалуете? – Но я и не склоняю к музейному искусству. Раньше вот все бороды носили. Сегодня это ни к чему. Театр – он очень живой. И он всегда должен быть современным. Хорошо художнику: он написал картину – сегодня ее не поняли, а через сто лет стала стоить миллионы. Кино тоже может позволить себе лежать на полке и дожидаться своего часа. Проза, поэзия – тем более. А театр – это то, что происходит здесь и сейчас. И это либо понимают сегодня, либо не понимают. И поиск форм, конечно, необходим. Одно должно быть неизменно: театр должен меня завораживать. И можно воспринимать любую форму, если мы о человеке, через человека и для человека. – Для вас театр до сих пор остается кафедрой, несущей добро? Театр должен нести добро. В этом его функция. Зачем люди ходят в храм? За верой. Никто не ходит, чтобы потом выйти из храма и плюнуть, как все противно и безнадежно. И в театр тоже идут за верой. За надеждой. За возможностью отогреть душу. СПРАВКА Сергей Иванович ЯШИН родился в 1947 году в Хабаровске. В 1974 году окончил ГИТИС (мастерская А.А. Гончарова). Работал в Центральном детском театре, театре на Малой Бронной, с 1987-го по 2012 год руководил Московским драматическим театром им. Гоголя. В настоящее время занимается преподавательской деятельностью, является профессором кафедр режиссуры и актерского мастерства в ГИТИСе и Театральном институте им. Б. Щукина. Ставит спектакли в различных театрах России. |
0 | Твитнуть |