Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Завороженные театром
ЖИВАЯ КЛАССИКА
4 мая 2018 года, 17:18
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Марина БУШУЕВА
Преподаватель старейшего театрального вуза страны профессор Сергей ЯШИН провел прослушивание норильских школьников. Народный артист РФ набирает курс по специальности "актерское искусство" в новом учебном году.
Заявки на участие в прослушивании подали 102 человека. Ребята читали наизусть отрывки из басен, прозы, стихотворения и монологи. Был еще один этап: исполнить сценический этюд, танец или песню. Прежде всего мэтр оценивал глубину понимания исполняемого произведения и способность заинтересовать им слушателей.
– Были ребята с интересным, неожиданным материалом. Например, меня удивил Бродский. Бунина выбирали. В целом очень хорошую литературу, – отметил Сергей Яшин. – Было и много случайного. Но это зависит и от того, что в семье читают, и от школы. Очень важно было выбрать материал, который близок именно тебе, который тронул именно тебя.
Прослушивание в один из лучших театральных вузов страны стало возможным благодаря подписанию договора между ГИТИСом и фондом “Живая классика”, который при поддержке “Норникеля” уже два года внедряет в нашем городе самые интересные литературные проекты.  
– В Норильске живут замечательные дети. Очень открытые, светлые и жадные до информации, которые хотят учиться, – говорит уже знакомый норильчанам преподаватель ГИТИСа и режиссер Московского драматического театра на Малой Бронной Тарас Белоусов, который приехал вместе с Сергеем Яшиным, чтобы помочь отобрать самых талантливых. – Их усердие, желание учиться, желание компании и фонда “Живая классика” помочь развиваться талантливым детям – все это привело к тому, что норильчанам подфартило. И сам мастер, который набирает в этом году себе курс, приехал в Норильск.
В итоге прослушиваний были выбраны три талантливые выпускницы и один выпускник, которых мастер рекомендовал к поступлению в ГИТИС в свою мастерскую. К счастью, можно особо не переживать по поводу ЕГЭ – там баллы не сыграют особой роли. Ребятам помладше мэтр подсказал, на что обратить внимание, если идея стать актером не оставит их до 11-го класса.
Театр – это возможность отогреть душу
В этом году ГИТИС отмечает 140 лет. Вдвое меньше исполнится 7 ноября профессору, народному артисту РФ Сергею Яшину, который, несмотря на возраст, отправился в снежный Норильск и два дня проводил слушание школьников, мечтающих стать артистами.
– Сергей Иванович, вот вы говорите, “будете поступать в наш молодой вуз”, но ведь ГИТИС совсем не молодой?
– Казалось бы, совсем недавно молодые выпускники Немировича-Данченко, такие как Книппер-Чехова, Москвин, Мейерхольд, оканчивали это филармоническое училище. А нынче ГИТИСу уже 140. Но наш институт, несмотря на почтенный возраст, остается молодым. Потому что каждое лето мы набираем новых студентов, и надо сказать, что жаждущих оказаться на подмостках сцены никак не уменьшается. А даже прибавляется. И конкурс в наш институт и в другие театральные вузы Москвы не уменьшается. И еще потому, что ГИТИС постоянно ищет новые таланты, а в наше время это особенно необходимо. И педагоги выезжают в регионы, где отбирают молодых людей.
– Набирать абитуриентов по городам и весям считаете хорошей практикой?
– Мы и раньше ездили и искали талантливых актеров и режиссеров по городам. Но сегодня это вдвойне важно, потому что наша жизнь очень трудна финансово, и ехать из Норильска, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска в неизвестность при огромном конкурсе  весьма опрометчиво, не у каждого родителя есть такие возможности. Поэтому благодаря “Норникелю” и проекту “Живая классика” школьники могут пройти прослушивание на месте. Раньше была такая передача на телевидении – “Алло, мы ищем таланты”, а сегодня мы выполняем ее функцию.
– Можно ли сразу увидеть талант? Ведь когда вы в 14 лет поехали поступать в театральное училище в Ярославль, вас тоже не сразу приняли.
– Да, и такое было в далеком 1963-м. Но любой отбор – это своеобразная лотерея. Бывает, что человек талантлив, но на просмотре теряется, зажимается и не может себя раскрыть. Тут приходится рассчитывать только на педагогическую интуицию, педагогическое чутье. К сожалению, прибора, который определил бы творческие возможности человека, нет. Но… все-таки одаренность – ее видно. Ведь что такое дарование? Непохожесть, способность существовать прилюдно и при этом быть свободным. А это сложно. Как с анекдотами: один рассказывает – и не смешно, а другой и анекдот несмешной рассказывает, но так заразительно.
– И как оцениваете юных норильчан?
– Есть очень интересные ребята. Мы отобрали четырех, для того чтобы они приехали на вступительные экзамены. И конечно, я не дам им стопроцентную гарантию, потому что конкурс очень большой, но надеюсь, что норильчане не затеряются среди остальных абитуриентов. Четыре из ста – это много. Ведь ребята приходят с разной степенью одаренности. Но все это молодые люди, любящие театр. Конечно, всем хочется на сцену, но большинству надо вовремя посоветовать: а может, лучше остаться в театре в качестве зрителя? Чтобы потом не было разочарований. К сожалению, очень немногие даже из выпускников ГИТИСа становятся актерами.  
– Почему так получается?
– Все очень по-разному и очень индивидуально. Бывает, говорят: вот этот артист – он до тридцати лет, пока молод и хорош собой. А другой раскроется после сорока. И примеров тому очень много. А кроме таланта это ведь еще и большой труд, терпение. Ведь даже у одаренных артистов жизнь складывается очень неблагодарно. Он вроде и предан театру, а ему не дают хороших ролей и он не может себя проявить. И конечно, случай, удача в жизни актера имеют очень большое значение.
– Как тактично сказать человеку, что актер из него вряд ли получится?
– В институте такое не практикуется, но здесь мы разрешаем всем, кто прослушался, не уходить, а сесть в зрительный зал и смотреть, как читают другие ребята. Что тоже важно. Мы тут же даем советы выступающим. Но никогда не говорим человеку, что он бездарен. Потому что жизнь складывается по-разному, и те, кто казался таковым, нередко за годы учебы выходят в первые ряды.
– Как относитесь к тому, что ваши студенты снимаются в сериалах?
– Раньше мы в институте не разрешали никому сниматься в сериалах, но сегодня даем эту возможность. При условии, что человек сможет сочетать это с учебой. Понятно, что ребята хотят зацепиться в Москве. Потому что тут театров много, и это хорошие известные театры. Но артист – он ведь растет на ролях, и тут выпускнику сложно пробиться. А поехать в провинцию тоже не вариант: квартиры нет, зарплаты маленькие, многие региональные театры на грани бедности.
– В какой ситуации сегодня, по вашему мнению, находится провинциальный театр?
– Провинциальный театр всегда связан с жизнью своего города. Он всегда зависим от своего зрителя. Нельзя ставить то, что зритель этого города не поймет. Например, есть города, где ничего, кроме комедий, зритель смотреть не хочет. И нельзя им сразу трагедию ставить – они просто не придут, не купят билеты. Их надо постепенно приучать к новым формам, новым произведениям, но надо искать пути к своему зрителю. То, что Норильск – театральный город, для меня неудивительно. Как иначе – с такими традициями, такими судьбами? Ведь у вас работали очень крупные мастера сцены, которые создали некую театральную ауру. И это очень важно. Я бы с радостью у вас поработал в качестве приглашенного режиссера.
– Как вы относитесь к новым театральным формам?
– Чио-Чио-сан моется в ванне. Это новая форма. Или Иван Сусанин ходит в кожаном пальто. У него радио в избе. Это тоже новая форма. Почему-то многие считают, что Иван Сусанин в тулупе будет неинтересен сегодняшнему зрителю. Наверное, все возможно, кроме порнографии. Хотя много молодых режиссеров смотрят и в эту сторону и желают чем-то удивить. Но я за поиск новых форм только в том случае, если это диктуется какой-то человеческой необходимостью. Ведь если задуматься о том, что хотел сказать автор пьесы, Чехов например, то понимаешь, что это так близко к сегодняшним реалиям, что совсем необязательно, чтобы Чио-Чио-сан мылась в ванне.
– Эксперименты не жалуете?
– Но я и не склоняю к музейному искусству. Раньше вот все бороды носили. Сегодня это ни к чему. Театр – он очень живой. И он всегда должен быть современным. Хорошо художнику: он написал картину – сегодня ее не поняли,  а через сто лет стала стоить миллионы. Кино тоже может позволить себе лежать на полке и дожидаться своего часа. Проза, поэзия – тем более. А театр – это то, что происходит здесь и сейчас. И это либо понимают сегодня, либо не понимают. И поиск форм, конечно, необходим. Одно должно быть неизменно: театр должен меня завораживать. И можно воспринимать любую форму,  если мы о человеке, через человека и для человека.
– Для вас театр до сих пор остается кафедрой, несущей добро?
Театр должен нести добро. В этом его функция. Зачем люди ходят в храм? За верой. Никто не ходит, чтобы потом выйти из храма и плюнуть, как все противно и безнадежно. И в театр тоже идут за верой. За надеждой. За возможностью отогреть душу.
 
СПРАВКА
Сергей Иванович ЯШИН родился в 1947 году в Хабаровске. В 1974 году окончил ГИТИС (мастерская А.А. Гончарова). Работал в Центральном детском театре, театре на Малой Бронной, с 1987-го по 2012 год руководил Московским драматическим театром им. Гоголя. В настоящее время занимается преподавательской деятельностью, является профессором кафедр режиссуры и актерского мастерства в ГИТИСе и Театральном институте им. Б. Щукина. Ставит спектакли в различных театрах России.
 
Четыре норильских выпускника рекомендованы к поступлению в ГИТИС
0

Читайте также в этом номере:

Север на блюде (Ольга ПОЛЯНСКАЯ, Марина БУШУЕВА)
Точная загрузка (Татьяна РЫЧКОВА)
Резать можно, рисков нет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
“Север” теперь как новый (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Не просто реклама (Марина БУШУЕВА)
Маленькая, но гордая (Анна САРАФАНОВА)
ФильмПарад (Лариса ФЕДИШИНА)
Знамя в хороших руках (Лариса ФЕДИШИНА)
От чистого сердца (Лариса ФЕДИШИНА)
Четверо отважных (Анна САРАФАНОВА)
Ремарки с юмором (Лариса ФЕДИШИНА)
Здоровый экстрим (Юлия ПОТАПЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск