В бизнесе нужны люди с характером
Гость “ЗВ”
20 ноября 2014 года, 16:10 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Елена ПОПОВА
|
В Норильске прошла вторая сессия по программе “Школа социального предпринимательства”. Сейчас участники проекта выполняют домашние задания и готовятся к третьей сессии. А мы решили расспросить бизнес-тренера Алексея МОЛЧАНОВА о том, как добиться успеха в бизнесе.
– Алексей, вы являетесь учредителем тренинг-консалтинговой компании Business& Business, член совета директоров ряда компаний. В связи с этим многих людей интересует такой вопрос: почему успешные бизнесмены становятся тренерами и бизнес-консультантами? – У меня это получилось случайно. Хотя и говорят: случайности не случайны. В моей жизни был период, когда я активно проводил тренинги – у меня психологическое образование. Занимался продвижением политиков и уже хотел из этой сферы уходить. И тут мне предложили попробовать себя в такой области, как бизнес-образование. Навыков у меня в этом не было. Да, с людьми работать я умел. Но что рассказывать аудитории? Поэтому было решено, что я сначала сам попробую себя в этой деятельности. Будет получаться – начну учить других, во всяком случае рассказать-то о своем опыте я смогу… По сути, мой путь в качестве бизнес-тренера начался с продаж. Бизнес стал получаться, я быстро начал в нем разбираться. И стал других учить. К слову, у нас в компании и в прежние годы, и сейчас такое правило работает: тренер-консультант должен сам заниматься в жизни теми вещами, которые преподает. Если это собственник, который хорошо разбирается в бизнесе, то он обучает консалтингу, построению бизнес-процессов и прочим вещам. Если это человек, имеющий успешный опыт в управлении, то он учит руководителей. Тот, у кого хорошо получаются продажи, работает с менеджерами продаж. – Это был ваш первый опыт в бизнесе? – Если говорить про бизнес как таковой, то первое мое дело, которым я начал заниматься, не было никак связано с тренингами – то есть с моей основной деятельностью на сегодня. Тогда я пробовал себя как предприниматель. Опыт оказался успешным в каком плане – денег мы стали зарабатывать. Но случилось то, что иногда происходит с предпринимателями, – меня подставил мой партнер. Дело пришлось закрывать. Тем не менее я этот опыт оцениваю как успешный – он меня научил многому. На тот момент мне еще не было и 23 лет. Потом я запустил еще один бизнес, который спустя пару лет продал. А еще через два-три года после этого я запустил тренинговый бизнес. “Да они все прекрасны!” – Как можно научить человека, не имеющего опыта, основам бизнеса так, чтобы он решился открыть свое дело? Реально ему добиться успеха? – Можно. Реально. Вопрос в другом – есть ли у человека желание заниматься именно бизнесом. Дело в том, что у каждого из нас свои представления о том, что значит предпринимательство. И очень многие понимают его превратно. Есть такой распространенный стереотип: бизнесмен лежит на пляже, ничего не делает и думает только о том, куда деньги потратить. На самом деле все совсем не так. Когда человек с реальностью сталкивается, становится понятно: надо тебе этим заниматься или ты чего-то другого от жизни хочешь. Многие сразу нацелены на результат – люди хотят быть богатыми, но при этом ничего не желают делать. А бизнесмену, тем более начинающему, приходится трудности преодолевать. – У вас они бывают? – Конечно. Все не идеально. Рынок постоянно меняется, и ты начинаешь ломать голову, где искать новые горизонты и как решать встающие на твоем пути задачи. Я периодически нахожусь в состоянии – в хорошем смысле этого слова – стресса. Но, с другой стороны, когда все стабильно, ровно, без каких-то взлетов, а может, даже и падений, становится скучновато… Поэтому в такие периоды я начинаю смотреть вокруг, искать, что бы сделать такого, чтобы можно было быстрее вырасти. Пробую что-то новое. – Какие могут быть препятствия у начинающих предпринимателей? – Самый главный враг новичков – это иллюзии по поводу предпринимательской деятельности. Человек думал, что он бизнес откроет – и деньги рекой потекут. А они не текут! Наоборот, приходится вкладывать и вкладывать средства. Или другой вариант: человек надеялся, что у него больше времени свободного появится. А его только меньше стало. И возникает диссонанс. Люди ломаются, отказываются от бизнеса. Другой момент – недостаток желания по полной программе вкладываться в то, чем ты занимаешься. Что касается страхов и опасений – с этим можно работать. Если желание большое, ты через страх переступишь. Ну а если желания нет… – На первой сессии вы рассказывали про мифы, связанные с предпринимателями. Мол, до сих пор бытует мнение, что это зацикленные прежде всего на собственной выгоде, беспринципные и не слишком озабоченные моралью люди. Обыватели действительно в это верят? – Верят, верят. Большинство мыслит стереотипно. И этих мифов очень много. Причем, что меня забавляет, люди судят о предпринимателях, даже не имея собственного опыта в бизнесе. Но если он появляется, этот опыт, то ты начинаешь по-другому рассуждать. Помните фильм “Последний самурай”? Когда главный герой в поисках совершенного цветка на ветке сакуры восклицает: “Да они все прекрасны!” Предприниматели настолько разные, что стричь всех под одну гребенку, судить обо всех стереотипно просто глупо. Разные люди со своими задатками и интересами приходят в бизнес и достигают успеха. Тут такая свобода для творчества! Хотя, собственно, бизнес – это и есть творчество. Где искать “голубые океаны” – Если говорить о социальном предпринимательстве… Я знаю людей, которые хотели прийти на ваши тренинги, но их смутило слово “социальное”. Какой бизнес подпадает под это определение? – С моей точки зрения, есть два четких признака социального предпринимательства. Первый – это острый запрос общества, который существует на данной территории. Социальный запрос. И второй момент: этот запрос государство не решает. Либо решает недостаточно эффективно. Соответственно, все, что подходит под это определение, и будет называться “социальным предпринимательством”. Кто-то может возразить: любой бизнес в основе своей социален – он ориентируется на потребности и интересы какого-то сегмента общества. Но если говорить о социальном предпринимательстве, то здесь государство выделяет определенные сферы, где оно ожидает помощи от бизнесменов. – Можете привести примеры социального предпринимательства? – Примеров много. Детский досуг – этим сегодня много кто в рамках социального предпринимательства занимается. Детская парикмахерская, детские бассейны… Все то, чего не хватает людям. Или вот, допустим, один из проектов, который мне очень понравился, – создание питомника по воспитанию и дрессуре собак-поводырей. Он реализуется в Иркутской области. Еще один проект – это, конечно, не наше ноу-хау, такие технологии существуют на Западе – когда на пожилых или больных людей крепят специальные датчики. Если с ними что-то случается, то в скорую сразу поступает сигнал. На мой взгляд, очень технологичная и интересная социальная идея. Разного рода хосписы – то, что у нас раньше называлось “домами престарелых”, – это тоже социальное предпринимательство. – Многие не готовы приходить в эту сферу, потому что убеждены: зарабатывать на социальном бизнесе нельзя. – Тоже миф. Парадокс, но в связи с существованием этого стереотипа в сфере социального предпринимательства очень мало профессиональных бизнесменов. Социальные рынки пустые. При этом многие забывают: зарабатывать можно по-разному. Собственники бизнеса сразу начинают думать про стоимость услуг. Но ведь можно зарабатывать не на стоимости, а на масштабе, то есть на количестве клиентов. Здесь не все так однозначно. Надо считать. И мне кажется, что в ближайшее время многие успешные, опытные бизнесмены поймут, что это и есть те самые “голубые океаны”, где нет конкурентов и где можно получать новые прибыли и возможности для дальнейшего развития. Другое дело – будешь ли ты в числе первых, успеешь ли забрать под себя определенную долю рынка. – В Норильске, с вашей точки зрения, благоприятная ситуация для развития социального предпринимательства? – Социальные запросы здесь стоят так же остро, как и в любом другом городе России. В Норильске можно много чего сделать. Важно, что у собственника в голове – Алексей, как человек, хорошо разбирающийся в бизнесе, вы обращаете внимание на недостатки, которые допускают собственники предприятий? К примеру, вы приезжаете в Норильск, приходите в кафе или торговый центр... – Да, как правило, я вижу огрехи. Но тут вопрос разумности – нужно ли про эти недостатки рассказывать всем и особенно владельцам бизнеса? Со временем это начинаешь хорошо осознавать. Если раньше мне хотелось своими наблюдениями с бизнесменом поделиться: вот здесь неправильно, это организовано не так, то сейчас я понимаю, что интересы у людей разные. И не факт, что эффективная работа бизнеса – это как раз то, что нужно конкретному предпринимателю. Мой опыт показывает: если у самого человека нет желания во всем этом разбираться, то ты со своими советами полезен не будешь. Бывает даже такое, что люди обращаются к тебе, а когда ты начинаешь недостатки вскрывать, они закрывают глаза и продолжают свои бизнесы убивать. Знаете, в свое время Ицхак Адизес (автор книг, известный эксперт в области повышения эффективности бизнеса. – Авт.) описывал ситуацию, когда он три года пытался помочь предприятию. А потом появился новый руководитель и за полгода все разрушил. Адизес был в глубокой депрессии. Вытащил из нее его друг – врач, сказавший потрясающую фразу: “Люди обращаются ко мне за помощью, но они все равно умирают…” Поэтому важно в первую очередь, что у самого собственника в голове происходит. – Но ведь рано или поздно в любом бизнесе начинается застой. – И это нормально. Такие периоды периодически наступают. Другой вопрос: что человек готов в этом случае делать. – И что же делать? – Разные варианты. Можно попробовать найти похожее предприятие в другом регионе, которое не является конкурентом вашему, но при этом имеет опыт, который может оказаться полезным вам. Нужно так или иначе расширять свой взгляд, свое видение перспектив бизнеса. Искать – это самое главное. Хуже всего, когда мы останавливаемся в развитии. Жизнь-то ведь не останавливается. У меня, к слову, такие периоды тоже бывают. Как у любого другого человека. И возникает ощущение, что начался этап “охомячивания”. Вы наблюдали когда-нибудь, что большую часть времени делает хомяк? Набивает себе за щеки орехи – все больше и больше… Но в какой-то момент “орехов” может быть настолько много, что ты понимаешь: хватит, надо что-то делать. Надо от этой хорошей, сытной жизни уходить, нужно развиваться. На новую ступеньку карабкаться. Хотя у нас, конечно, так экономика в России устроена, что ситуация не дает тебе засыпать. Нас периодически лихорадит, трясет, и мы вынуждены что-то менять. Но это не так уж плохо… Я, например, вижу в этом массу возможностей. Как минимум – это позволяет держать ум в тонусе. Прежде всего практика – Алексей, успешный бизнесмен сегодня – это кто? Можете нарисовать некий психологический портрет? – Это человек с характером. Не обязательно имеющий морально-нравственные качества, но с сильной волей, с пониманием того, чего он хочет. Не факт, что он станет успешным бизнесменом. Он может быть наемным работником… Но характер и поставленная цель, бешеное желание реализовать ее – это именно то, что поможет ему добиться успеха в жизни. Если же говорить о знаниях и навыках… Поверьте мне, человек с характером добудет нужные знания, проверит их на практике. Шишки набьет? Это нормально. Мы все их набиваем. – Кстати, когда вы рассказывали про мифы, связанные с предпринимательством, то упоминали, что морально-нравственные качества как раз характерны для современных бизнесменов. – Я бы сказал, что они становятся сегодня все более и более значимыми. Во-первых, морально-этические качества определяют виды бизнеса – то, чем занимается человек. Если уж на то пошло, сутенерство, сбыт наркотиков – это ведь тоже бизнес, только выходящий за рамки закона… Второй момент – морально-этические качества собственника определяют потолок его бизнеса. От них зависит, насколько долгосрочные отношения ты строишь с партнерами и клиентами, насколько они готовы пойти тебе навстречу в трудную минуту. Я знаю очень мало людей, которые чувствуют себя в структурах бизнеса, где этого нет, достаточно комфортно. Обычно это большой стресс, который ни к чему хорошему не приводит. – Возможно, морально-этические качества выходят на первый план еще и потому, что обеспеченные люди сегодня имеют возможность получать хорошее образование, как-то развиваться? Вот вы, например, ездите в Индию. – В Индию я езжу потому, что серьезно занимаюсь йогой. У меня есть наставник. С моей точки зрения, йога – это философия жизни. Она помогает мне укрепить внутренний стержень, с характером поработать… Что зачастую даже гораздо важнее знаний. Потому что, если характер есть, и знания, и все остальное накапливается. Вообще я считаю, профессиональный рост всегда неотделим от личного. Что же касается системы образования, то оно, к сожалению, не очень практично. Не только в России – во всем мире. Очень часто между теорией и жизнью большая разница. И это печально. Знаете, как в России раньше было? Когда у купца старший сын вырастал, то первое, что отец делал, – выделял ему определенную сумму, которой хватало, чтобы открыть собственное дело. Большая часть молодых людей разорялась. И только тогда сын приходил к отцу учиться. И только после этого купец мог оставить сыну наследство. К сожалению, сегодня обучение построено в основном на теории, люди читают книги, но не проверяют знания на практике. Книги – это хорошо. Но все-таки самое главное – это практический опыт. – А обучение, которое вы сейчас проводите, – это разве не теория? – Да, безусловно, это теория, но она содержит все элементы практики. К примеру, маркетинговые исследования и прочие задания, которые предстоит выполнить участникам тренингов, – это колоссальный опыт. Да, что-то приходится делать на бумаге. Но во всем остальном… Людям приходится выходить “в поле” – на рынки продвижения товаров и услуг. А моя задача – не просто красиво идею упаковать, а помочь норильским предпринимателям эти проекты запустить, сделать их успешными, развить. Бывают ситуации, когда у человека какие-то ограничения возникают в бизнесе, и предприниматель даже не понимает, с чем это связано. Наша задача – в рамках тренингов дать ему возможность об этом задуматься. Кому-то это легко будет сделать, кому-то – нет. Но мы даем возможность решить. – Как вы думаете, какой процент людей, участвующих в проекте, дойдет до финала? – Практика показывает: обычно это примерно 20% от первоначального числа участников. – Что будет учитываться комиссией на инвестиционной сессии? – Качество проработки бизнес-проекта. И его социальная значимость. Мы должны понимать, насколько он острые вопросы территории решает. Второй момент – насколько эффективно. Давая предпринимателю деньги, инвесторы должны быть уверены, что он сможет их вернуть. – Если судить по тому, что вы рассказываете, через несколько месяцев обучения это будут уже не те предприниматели, которые в конце сентября пришли к вам на тренинги. – А это мы у них спросим. |
0 | Твитнуть |