Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Игла без разума
Актуальное интервью
20 ноября 2014 года, 15:16
Текст: Елена ПОПОВА
Сотрудники службы профилактики наркомании бьют тревогу: в нынешнем году участились случаи потребления курительных смесей. О том, чем нам это грозит, “Вестнику” рассказывает главный специалист отдела молодежной политики управления по молодежной политике и взаимодействию с общественными объединениями администрации города Норильска Елена СЛАТВИЦКАЯ.
– Елена Анатольевна, почему проблема употребления курительных смесей в последнее время стала так актуальна?
– Если в 2011–2012 годах появились первые сигналы о том, что в городе употребляют новые наркотики, то сейчас, к сожалению, курительные смеси получили тотальное распространение. Они дешевы, доступны. А самое страшное, что население уверено: это легкие легальные наркотики. Люди не видят в них угрозы. И только после того, как в центральных СМИ появилась информация о том, сколько смертельных случаев в стране за последнее время связано с употреблением “безобидного” спайса, небольшой сдвиг в сознании общества произошел. Появился некий барьер настороженности.
– Откуда вообще взялся этот миф, что курительные смеси безобидны?
– Распространители не сообщают о том, что курительные смеси формируют тягу к наркотикам. Везде пишут, что после спайсов нет ломки. Это действительно так. Ломки нет. А сильнейшая тяга, которая делает человека хроническим потребителем наркотиков, есть! У человека уже со второго, с третьего раза потребления появляются навязчивые мысли о том, где достать наркотик. Другая причина, на мой взгляд, кроется в том, что в социуме не видят проблемы в курении, оно, в отличие от алкоголизма, вообще не считается зависимостью! При этом уровень равнодушия населения очень высокий. Если семилетнего ребенка с зажженной сигаретой в руке выпустить на улицу, никакой реакции у взрослых не последует. Ему за редким исключением никто не сделает замечания. А так как основной способ употребления новых наркотиков происходит именно через курение, то получается, что уровень настороженности горожан крайне низкий. Я бы сказала, что он вообще отсутствовал до момента появления развернутой информационной картины.
– Распространение в городе получили в основном курительные смеси?
– Помимо них в Норильске присутствуют амфетамины – стимуляторная группа, то есть то, что раньше называли “клубными” наркотиками. Но если раньше это были порошки, которые, как правило, употребляли внутрь, то сейчас прием наркотика происходит в утяжеленной форме – внутривенно. Чем это чревато? Воздействие на организм более сильное. Внутривенное употребление наркотиков сразу же повышает риск распространения любых заболеваний, которые передаются через кровь. Причем происходить это может даже не через шприц – сейчас наркоманы грамотные, – а путем использования одной посуды для забора раствора.
Скрытая эпидемия
– Каков средний возраст наркозависимых в Норильске?
– Как показывает практика, основной контингент потребляющих – это работающая молодежь в возрасте 27–37 лет. А самый юный наркоман, о котором стало известно врачам в нашем городе, это 11-летний мальчик.
– Количество наркоманов растет?
– Согласно официальным данным, эта цифра снижается. Дело в том, что употребление курительных смесей – это латентная эпидемия, то есть скрытая. Внешних признаков ее очень мало. К примеру, когда была героиновая эпидемия – на улицах можно было увидеть использованные шприцы, ложки, ватки… У нас были чердаки в Норильске, заваленные всеми этими атрибутами. А сегодня при распространении наркотиков используются технологии сетевого маркетинга, Интернет, сотовая связь, что создает огромные трудности силовым структурам в борьбе с этим злом. Другой момент – не так явны признаки наркотического опьянения. Обращают на себя внимание только те люди, которые получили передозировку и перестают себя контролировать в общественных местах. Проблему видят в основном близкие наркоманов – жены, матери… Они и начинают бить тревогу. Хотя, хочу отметить, не сразу. Бывают ситуации, когда женщине и ее детям угрожает отец семейства. Тогда-то люди и начинают что-либо делать. Но ведь проблема возникла не сегодня и даже не вчера! Когда начинаем разговаривать, выясняется, что человек употреблял наркотики в течение трех лет! И как-то с этим все мирились и жили.
– Можно сказать, что на смену дезоморфину пришли курительные смеси? То есть произошло некое замещение одних наркотиков другими?
– Я бы сказала, что это не замещение… В чем самая страшная беда – если на дезоморфин очень часто переходили героиновые наркоманы после ремиссии, то сейчас курительные смеси вербуют новичков. “Крокодил” сжирал людей в буквальном смысле слова – организм человека претерпевал необратимые последствия. Поражения тканей, органов были настолько тяжелыми, что наркоман умирал. Врачи могли спасать человека, но если прием кодеиносодержащих препаратов продолжался длительное время, то у наркомана почти не было шансов выжить. Что же касается курительных смесей, то почему они вызывают такую тревогу у государства, – это уже новые рекруты. Дизайнерские наркотики нового поколения в первую очередь разрушают интеллект. От героина потребители не так часто становились психически больными людьми, в то время как при употреблении курительных смесей вероятность этого намного выше. И если этот процесс не остановить, то какое население получим в итоге?
– В Норильске были смертельные случаи при употреблении курительных смесей?
– Да. Когда наркоман покупает в Интернете курительную смесь, он, по сути, покупает кота в мешке. Ведь что такое спайс? Это сухое растение, пропитанное так называемым реагентом – синтетиком. Какова его концентрация в дозе, никто не знает. Не стоит сбрасывать со счетов и такой фактор, как состояние организма конкретного наркозависимого. Даже вес его играет роль. Понятно, что на маленького, худенького человека воздействие наркотика будет сильнее. И где настигнет тебя передозировка – предугадать совершенно невозможно. А если вспомнить, в каком климате мы живем… Сами представьте, что может быть на улице зимой с обкуренным человеком, у которого начались галлюцинации и потеряна ориентация.
Полезно увидеть человека в погонах
– У медиков есть изречение: болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Какие меры предпринимаются для предупреждения наркомании?
– Основная профилактическая работа в городе нацелена в первую очередь на предотвращение употребления наркотиков детьми, подростками и молодежью. Это было логично при создании службы профилактики наркомании при отделе молодежной политики, вызванном героиновой эпидемией в городе, в 2000 году. Главный акцент делался именно на эту целевую группу. Однако сейчас наблюдается парадоксальная ситуация – в эту, третью наркотическую эпидемию молодежь и подростки защищены в большей степени, нежели старшая возрастная группа. Сказывается то, что на протяжении 14 лет мы в каждой школе, в каждом училище, техникуме или вузе проводим занятия по профилактике. Даже во время летних каникул мы работаем с воспитанниками пришкольных лагерей и тошевцами. Во время “крокодиловой” эпидемии, когда от кодеиносодержащих препаратов погибали взрослые люди, при проведении профилактических интервенций среди школьников и студентов мы делали акцент на предупреждении употребления алкоголя и табакокурения. А сейчас наша служба вынуждена вернуться к практике героиновой эпидемии, когда приходилось вести прямую агрессивную профилактику. Только теперь она направлена на предотвращение проб и потребления курительных смесей.
– На чем делаете акцент?
– Со школьниками и студентами мы работаем, объясняя им последствия употребления наркотиков. Знаете, молодежь иногда смотрит ролики в Интернете и посмеивается над наркозависимыми, в каком они состоянии… Когда мы показываем эти ролики, то проговариваем с учащимися такой момент: а теперь представьте, что на улице минус 40 и человек лежит на снегу – у него нарушена координация движений, не слушаются руки и ноги. Сколько он проживет, если никто не придет ему на помощь?.. Иногда полезно молодежи увидеть человека в погонах – оперативника Госнаркоконтроля. Многие уверены, что распространение наркотиков не влечет за собой никаких последствий, в том числе уголовного наказания. Приходится объяснять, что это не так. Уже был ряд дел в Норильске, когда молодые люди получили реальные сроки. Их жизнь сломана навсегда: 228-я статья в биографии – это крест на любой карьере.
– Родителей привлекаете к профилактической работе?
– Обязательно. В начале каждого учебного года во всех учебных заведениях города проходят стартовые родительские собрания, где мы рассказываем взрослым о том, какие опасности могут поджидать их детей, а также проводим информационные семинары для педагогов. Взрослые должны знать косвенные признаки потребления наркотиков, мы показываем “инструменты” наркозависимых. Дело в том, что родители могут увидеть дома бульбулятор, с помощью которого подростки употребляют курительную смесь, и даже не понять, что это такое. Пластиковая бутылка с отверстием сбоку – ну и что? Поэтому одна из главных задач нашей работы – это информирование родителей и специалистов.
В семье должно быть общение
– На что советуете обращать внимание родителям?
– Если у вашего ребенка появились друзья постарше, если он сворачивает экран компьютера, как только вы заходите в комнату, – это уже тревожный сигнал. Родители, будьте “хакерами”! Сейчас самый главный источник информации – Интернет. Вы должны уметь посмотреть, на какие сайты заходит ваш ребенок, какую информацию ищет. А многие взрослые до сих пор не знают, как к компьютеру подступиться. Другой совет: не надо быть друзьями для своих детей. У родителей-друзей дети-сироты. Отец и мать – это в первую очередь те, кто воспитывает, на кого равняется ребенок, причем в любом возрасте. Самое страшное – когда слышишь от родителей: мы его учим, обуваем-одеваем, какие к нам претензии? “Я работаю” – эта фраза вообще меня потрясает. В благополучной семье должно быть общение. Мы учим этому родителей на родительских собраниях с того момента, как их ребенок идет в первый класс, и вплоть до выпуска. Я говорю сейчас банальные вещи, но по-другому никак. Если вы каждый вечер, присев на край детской кроватки, хотя бы пятнадцать минут поговорите с сыном или дочерью по душам – это уже хорошо. Но делать это надо каждый день! Такое общение должно стать взаимной потребностью. Причем желательно, чтобы с мальчиком беседовал папа, а с девочкой – мама. Если с ребенком начнут происходить какие-то неприятности – вы это увидите сразу! Вообще я считаю, та система воспитания, которая существовала в советские времена, была очень правильной. К примеру, соблюдение режима дня… А сегодня дети могут сидеть в Интернете всю ночь. Практика показывает: чем более упорядочена жизнь ребенка, чем больше у него спортивных занятий, каких-то увлечений, тем стабильнее его психика, тем меньше времени на бесплодные приключения. Говорить с ребенком не о чем? Это уже другой вопрос. Родители сами должны развиваться, иметь какие-то хобби, интересоваться, чем живет их ребенок. Пока росли трое моих детей, я волей-неволей была слушательницей “металла”, хотя я любитель классической музыки.
– Что делать родителям, заподозрившим ребенка в употреблении курительных смесей?
– Сказать о своих подозрениях и посмотреть реакцию. Чем она ярче, эмоциональнее, тем больше вероятность, что ваши подозрения небеспочвенны. Надо наблюдать, как меняется поведение ребенка: не становится ли он агрессивным, закрытым? В школе спросите, в вузе поинтересуйтесь, как дела у него. И конечно, надо обращаться к специалистам. Не стоит бояться этого! Родители не всегда способны объективно оценить тяжесть последствий. Шокирующая фраза, которую мне пришлось услышать недавно от одной из мам: “Я думала, это возрастное, это пройдет…” Такое нежелание у родителей признаться самим себе, что мой сын или дочь – наркоман. А это первое, что надо сделать: признать болезнь у ребенка. После этого – обратиться к врачам. Можно позвонить к нам в службу. Или на круглосуточный телефон доверия. Но мы не можем за родителей сделать этот шаг. Иногда родители на консультации говорят: “Мне кажется, ему стыдно”. Да не стыдно ему! Надо понять: того человека, которого вы знали и любили, уже нет. Единственное, что волнует зависимого в этой жизни, – как достать наркотик. Все остальные интересы уходят из его жизни. По сути, это вообще другая личность. Такие понятия, как совесть, жалость, обязательства перед близкими, у наркоманов отсутствуют напрочь.
– Сами зависимые обращаются за помощью?
– Для того чтобы это случилось, у человека должен начаться дискомфорт. А у нас очень часто что происходит? Близкие, родственники, друзья спасают наркомана, делают ему больничный, решают за него проблемы… По сути, сами того не желая, они создают ему условия для потребления наркотиков. Другое дело, когда от такого человека уходит жена, он теряет жилье, работу, кредиторы его поджимают, а если еще за него взялись силовые структуры… Вот тогда у наркомана возникает сильное желание лечиться. И он готов просить: “Отвезите меня в реабилитационный центр. Пусть даже на год”.
– Насколько это осознанное желание?
– Такие случаи нечасты, но они есть. Иногда ко мне приходят люди, которые говорят: “Я просто устал…” Кого-то пугает, когда у него глазах другой наркоман сходит с ума. Это такие страшные картины, что человек решается обратиться за помощью. Но при этом надо понимать: доступность курительных смесей сохраняется. И человеку нужно прилагать огромные усилия, чтобы не поддаться соблазну снова. Если это несовершеннолетний, то рекомендация одна: вывоз с территории и разрыв связи с компанией. Со взрослым человеком, конечно, так не сделаешь. Но хочу сказать: ситуация сегодня в корне отличается от той, что была во время героиновой эпидемии. В стране тогда не были готовы к этому. Сейчас работает достаточно много центров и религиозных общин, которые принимают наркоманов, причем бесплатно. В качестве примера: с 2004 года мы сотрудничаем с реабилитационным центром “Новая жизнь” (Кингисеппский район). Там нет наркотиков, нет алкоголя, нет табака. Но зато есть тяжелый физический труд и молитва. Срок реабилитации – год. А вообще там говорят: сколько лет человек спускается вниз – столько лет он должен карабкаться обратно. В этом центре ведут учет “выпускников”. Ежегодно к ним обращается более 400 человек, а за прошлый год, к примеру, ремиссию прошло всего 14 человек. Это – про мотивацию. Есть люди, которые очень давно находятся в ремиссии, но остались жить в общине. Потому что понимают: рядом Петербург, они не смогут удержаться.
– Взаимодействие с другими структурами ваша служба находит?
– Нет никого, кто остался бы в стороне. Учитывая, что с 2000 года действует программа по профилактике наркомании и противодействию распространения психоактивных веществ на территории города Норильска, взаимодействие со всеми предприятиями, ведомствами и структурами в городе теснейшее. На антинаркотической комиссии было принято решение о совместной работе службы профилактики наркомании, Норильского межрайонного отдела Управления ФСКН по Красноярскому краю и департамента безопасности “Норильского никеля”. И уже третий год подряд составляются совместные планы, которые подписываются руководителем администрации города Норильска и директором департамента безопасности ЗФ ОАО “ГМК “Норильский никель”. Согласно этим планам мы проводим семинары с руководителями Заполярного филиала и дочерних структур, с линейным персоналом, работниками, передаем видео- и печатные материалы, обмениваемся опытом. Несколько выпадают из этой работы частные фирмы… Там, где руководители заинтересованы, мы ведем профилактическую работу. Тем не менее мы попробуем в ближайшее время разработать такую схему, которая позволит нам охватить всех – начиная от работников администрации города и заканчивая частными предприятиями.
0

Читайте также в этом номере:

Только для профессионалов (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Новые мощности (Екатерина БАРКОВА)
Бюджет с “запасом” (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Креатив приветствуется (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Cнова “Зебра” на дороге (Марина БУШУЕВА)
Главные по швам (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Вперед по шпалам (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
“Спасибо” – это успех (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Решать родителям (Екатерина БАРКОВА)
“Люблю все подлинное” (Валентина ВАЧАЕВА)
“Крайние земли” (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Бронзовый дубль (Екатерина БАРКОВА)
Это все его родня (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Моменты истории (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Вернисаж за вернисажем (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск