Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Так провожают самолеты
АЭРОПОРТ. РЕКОНСТРУКЦИЯ
17 августа 2017 года, 16:24
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Третье воскресенье августа в России – День Воздушного флота. В этом году он выпадает на 20-е число. Дату отмечают все сотрудники авиации: пилоты, бортпроводники, персонал аэропортов. К празднованию присоединяются работники авиационных заводов, конструкторских бюро, преподаватели и студенты профильных учебных заведений. Пользуясь поводом, мы побывали в аэропорту Норильска, понаблюдали за работой аэровокзала и провели несколько часов на аэродроме, встречая и провожая самолеты.
Не зря кто-то сказал: “Самому вкусному завтраку в постель я предпочту кофе в аэропорту”. Аэропорт – место, которое заряжает энергией. Правда, пассажиры чаще всего не задумываются о том, что за их безопасным и комфортным полетом стоит ежедневный труд десятков людей.
Нам с фотографом “Вестника” Николаем Щипко показали работу основных служб аэропорта. Мы увидели предполетную подготовку воздушных судов, побывали на перроне и даже посидели за штурвалом в кабине пилота.
Довольно забавно оказаться в аэропорту не в качестве пассажира, а в качестве экскурсанта. Наблюдая со стороны за непрерывным движением массы людей, за регистрацией на рейсы и оформлением багажа, по-настоящему ощущаешь, что аэропорт – единый и сложный механизм. И каждый пассажир и сотрудник здесь – его часть. Чувство того, что этот механизм живет своей жизнью, усиливают многочисленные звуки вокруг. Ведь аэропорт все время звучит: голосами пассажиров, объявлениями диспетчеров, транспортерными лентами, колесиками тележек и чемоданов, сигналами металлоискателей. Так не звучит больше никакое другое место на планете.
***
Аэропорт Норильск расположен в 52 километрах западнее города. Пилоты не слишком любят видеть Норильск в своем расписании – очень уж неприветливая и непредсказуемая тут бывает погода. Заполярные воздушные ворота бывают по нескольку дней закрыты из-за неблагоприятных метеоусловий – снежных заносов, ограниченной видимости, тумана, обледенения полосы, сильного бокового ветра.
***
В прошлом наш аэровокзал выглядел иначе. Он был старым, неуютным, необустроенным, даже туалет был на улице. Но благодаря масштабной реконструкции при поддержке “Норникеля” здание приобрело современный и, я бы даже сказала, стильный вид. Известный пилот Денис Окань называет его “самый мимимишный и розовый аэропорт в мире». И он прекрасно оснащен технически. В общем, норильчане могут по праву гордиться своим аэропортом.
***
В этот день я побила рекорд по задаванию глупых вопросов. Меня оправдывает то, что такими же вопросами задаются многие пассажиры. Например: “Ну и что, что боковой ветер? Почему один самолет улетел, а другой задержали?” Из объяснений профессионалов мы поняли, что пилоту проще посадить самолет при низкой облачности, чем при боковом ветре: высок риск того, что лайнер вынесет за пределы взлетно-посадочной полосы. Разные типы воздушных судов при одном и том же коэффициенте сцепления шасси с покрытием полосы по-разному справляются с одним и тем же боковым ветром. Именно поэтому один самолет при сложных метеоусловиях вылетает, а другой – нет. Идеальные условия для посадки – когда лайнер садится против ветра.
***
Длина взлетно-посадочной полосы нашего аэропорта – 3430 метров, ширина – 45. Она рассчитана на магистральные “Боинги”, “Эйрбасы” и “Суперджеты”. Но сейчас здесь идет большая реконструкция, для посадки и взлета самолетов осталось около 1500 метров полосы. Поэтому до 15 сентября аэропорт принимает борта только малой авиации, рассчитанные на 50–70 пассажиров, – АТR-42/72 и Ан-24/26. Они летают до Хатанги, Нового Уренгоя,  Сургута, Красноярска и обратно.
Реконструкция аэродрома на Севере – дело непростое. Ярко выраженный континентальный климат с резкими перепадами температур, сложные, глубоко промерзающие грунты – это лишь некоторые особенности, с которыми приходится сталкиваться при строительстве объектов аэродромной инфраструктуры за Полярным кругом. В Норильске реконструкцию взлетки разбили на три этапа. Прошлым летом отремонтировали 720 метров полосы, этим реконструируют еще 1020 метров. В итоге после всех этапов в сентябре 2018 года норильчане получат 2800 метров новой полосы с современным аэронавигационным и светосигнальным оборудованием.
***
Трафик у аэропорта Норильск внушительный: порт занимает 4-е место в стране по объему грузоперевозок. За год через него проходит более 25 тысяч тонн грузов, порт обслуживает более 500 тысяч пассажиров. Пиковая нагрузка приходится, конечно, на время массовых отпусков. Летом только улетает из города до 45 тысяч человек в месяц.
Не все знают, что аэропорт Норильск приравнен к условиям международного – над ним пересекаются транссибирская и трансатлантическая воздушные магистрали. За сутки в небе над Норильском диспетчеры фиксируют до 80 воздушных судов.
***
Мы наблюдаем за предполетной подготовкой. К самолетам подъезжают заправщики, уже из заправленных баков специалисты берут пробы топлива. “Если в топливе оказывается вода – это может быть, например, конденсат, – ее сливают. Плотность воды и топлива разная, поэтому вода скапливается снизу”, – поясняют нам.
Тут же мы узнаем, что цветная маркировка нанесена на летное поле для каждого вида транспорта: желтые линии – для руления и буксировки самолетов, белые – для аэродромной автотехники, красным обозначены зоны стоянки судов.
Вот фургон с надписью “Продукты” привез бортпитание и воду. Боксы с фасованными обедами для пассажиров загружают в салон. Нам рассказывают, что экипаж воздушного судна питается чаще пассажиров – им могут выдать двойной рацион горячего, и меню экипажа может отличаться от пассажирского.
Следующая машина привозит багаж только что зарегистрированного рейса.
Все сотрудники аэропорта носят с собой рации, из которых мы то и дело слышим переговоры: “Четвертая стоянка, борт досмотрен”.
***
Маленький турбовинтовой лайнер включает двигатели и начинает выруливать на взлетку. Мы провожаем его глазами. Это – один из десяти рейсов, которые улетают сегодня. Счастливого пути и мягкой посадки, норильчане!
***
Спасибо службе авиационной безопасности аэропорта Норильск и лично заместителю начальника САБ Сергею Ерастову за сопровождение и потраченные на нас несколько часов. Было круто.
***
Узнать больше об аэропорте Норильск и его истории, посмотреть фотографии и онлайн-табло можно на сайте аэропорта airport-norilsk.ru.
 
Служба организации пассажирских перевозок в аэропорту – одна из самых “видимых” для пассажиров. В ней заняты 62 сотрудника. Именно они выдают и принимают багаж, регистрируют на рейсы, сопровождают на посадку, встречают прилетевших, отвечают за услуги в аэровокзале.
Несмотря на то что многие сейчас предпочитают летать налегке, только с ручной кладью, багажа люди везут все равно много. Начальник смены службы организации перевозок Ольга Блинова рассказала, что в среднем в пасса- жирский “Боинг” загружают 2,5–3 тонны сумок и чемоданов.
Пока пассажиры мирно ждут приглашения на посадку в теплом здании аэровокзала, десятки людей под прони- зывающим ветром – а представьте, каково здесь зимой! – делают все, чтобы полет прошел комфортно и безопасно.
Аэродром завораживает. Здесь в буквальном смысле слова провожают и встречают самолеты. В обычном, неремонтном, режиме четыре авиакомпании связывают регулярными воздушными линиями Норильск с пятнадцатью населенными пунктами России.
Как и нас с вами, самолеты нужно кормить. Топливозаправщик, в зависимости от размера цистерны, вмещает до 60 тысяч литров авиационного керосина. Большой самолет могут обслуживать сразу две машины. Маленькие АН-24 и ATR-42 заправляют относительно быстро. А вот “Боинг-747” – около часа, для полной загрузки ему нужно до 240 тысяч литров керосина.
Когда наконец все готово, к самолету подъезжает автобус с пассажирами и норильчане начинают подниматься по трапу, возникает странное ощущение, что все они – беззаботные дети, которые сейчас просто зайдут в салон и сядут в кресла. В предвкушении отпуска, в ожидании полета. Даже не задумываясь о том, что кто-то посторонний своим трудом обеспечил им этот полет.
Настоящий восторг испытываешь, попадая в кабину пилотов. Пусть даже маленького АН-24. Здесь много датчиков, кнопочек, стрелочек, и все это вызывает священный трепет: ну как, как с помощью этого всего можно управлять в воздухе 20-тонной машиной, летящей сквозь воздушные потоки на скорости 450 километров в час?
0

Читайте также в этом номере:

Диксон ждет тепла (Виктор ЦАРЕВ)
Опасность под замком (Виктор ЦАРЕВ)
Где прибыло, где убыло (Татьяна СОКОЛОВА)
Бюджет по осени считают (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Кто в доме хозяин? (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Неземная женщина (Наталия НИКОЛАЕВА)
SAPсем не простая работа (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Примэрный состав (Виктор ЦАРЕВ)
На финишной прямой (Валентин ПЕТРОВ)
Непростое простое общение (Татьяна СОКОЛОВА)
Ну, артисты! (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Им бы в небо (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Самый летний Новый год (Владислав ШУКШИН)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск