Сто и один мастер
НОРИЛЬСК ТВОРЧЕСКИЙ
25 декабря 2014 года, 15:12 Фото: Татьяна ЧЕРНОВА Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Роль личности в норильской истории трудно переоценить. Особенно если речь идет о художниках.
Приехал в Норильск в 1960-м Николай Лой – в городе заработали изостудия, художественная школа и картинная галерея. Появление Ладо Сурмавы и Людмилы Бачюлене в те же годы привнесло в художественную жизнь северного города моду на гобелены. Причем создавались они с учетом местного колорита, вернее, под его сильным влиянием. В 1980-е заметный след оставила в искусстве ручного ковроткачества на Севере ленинградская (тогда еще) художница Елена Владыкина. Вообще, Норильск того времени славился интерьерами, в создании которых принимали участие, как правило, профессиональные художники. Мамы вместо детей С интерьеров начинала свою жизнь и творческую деятельность в Норильске руководитель студии “Гобелен” при творческо-производственном объединении учреждений культуры ЗФ Анна Ольшевская. Недавно открывшейся в Норильской художественной галерее выставке студийцы дали символическое название “Встреча”. – Я приехала в Норильск в 1983 году, после окончания Полтавского художественного училища, и первое время занималась интерьерами, – рассказывает Анна Ольшевская. – У нас в бригаде были и стеклодувы, и керамисты, и краснодеревщики. Такая среда вдохновляла и помогала совершенствовать мастерство. Мы работали не только в Норильске и Дудинке. В Красноярске, например, оформляли гостиницу “Север”, выезжали в санатории “Озеро Белое” и “Заполярье”. Как известно, в середине 90-х горбыткомбинат и художественно-производственные мастерские прекратили свое существование, а мне предложили организовать студию ручного ковроткачества при центре детского творчества ТПО учреждений культуры. В 2016-м “Гобелен” отметит свое 20-летие. По словам Анны Ольшевской, детей, приходивших в студию, через два-три года полностью вытеснили мамы. – Деткам нужен мгновенный результат, а создание гобелена – процесс трудоемкий и длительный, требующий усидчивости, терпения, художественного вкуса и технического оснащения. Вместо кисточки у нас ниточки, которые мы соединяем и переплетаем. За занятие получается два квадратных сантиметра. За год – одна большая работа плюс маленькая, подарочная. Мои любимые девочки С большинством из сегодняшней команды Анна Ольшевская работает 14–15 лет. Вместе они сделали уже не одну выставку. Давно занимаются в студии Ирина Ватанина и Татьяна Табанюк из “Норильскпроекта”, Надежда Толстых из “Норильск-Телекома”, Елена Чернигова из “Норильсктрансремонта”, Любовь Жарикова (Надеждинский завод), Элеонора Пшенникова (НТЭК), Наталья Кудрявцева (никелевый завод). – Одно время с никелевого много людей приходило: директор поддерживал увлечения своих сотрудников, отличившимся выдавал премии. Я решила побывать на заводе, чтобы посмотреть, в каких условиях трудятся мои подопечные, до сих пор под впечатлением. Грохот, газ… А мои девочки – я их всех так называю, – вне зависимости от возраста, не сидят дома, не смотрят сериалы, а находят в себе силы и время, чтобы заниматься творчеством. Руководитель студии огорчается, что в этом году ей придется проститься с ее основным составом. Собираются уезжать Наталья Кудрявцева и Татьяна Табанюк. – Таня готовится к прощальной выставке. Она у нас не только гобеленами занимается, но и батиком, валянием, делает куклы. И так вкусно готовит! Ей очень муж помогает – и работы оформить, и привезти их на выставку. Иначе как бы наша маленькая Танечка смогла доставить в галерею свои “Подсолнухи”, “Тундру”, “Полевые маки”, “Журавлей” и “Утренний чай”… Вместе с работами опытных и, не побоюсь сказать, известных студийцев Ольшевская отобрала на выставку гобелены новичков. Их первые работы, возможно, далеки от совершенства, но, по словам Ольшевской, что-то в них есть: – Сначала я хвалю девочек за каждый шаг, но постепенно, когда они овладевают техникой, начинаю повышать требования. Из первых работ на выставку отбираю те, в которых чувствуется образность, есть элемент стилизации, свойственный авторскому гобелену. Ручным способом Несмотря на стабильный успех, участие в выставках не только городского масштаба и множество желающих заниматься ковроткачеством, Анна Ольшевская подчеркивает, что “Гобелен” – любительская студия. – Обычно идея заимствуется у смежных видов изобразительного искусства: фотографии, живописи, графики. Я, например, могу взять за основу понравившееся изображение откуда угодно. Например, мне подарили кружку с бабочками. Теперь они у меня летают в одноименной шпалере. Любая первооснова в гобелене перерабатывается, так как у этой техники свои законы. Но, чтобы заниматься ковроткачеством, одной техники мало, все же надо иметь задатки художника. Без чувства цвета не получится распределить нити, почувствовать, где сделать переход, добавить нить другого цвета. Я люблю живопись, и мои девочки тоже стремятся в своих работах быть ближе к ней. Хоть студия у нас любительская, в работах мы равняемся на профессионалов. Сегодня в распоряжении “Гобелена” находится трехкомнатная квартира на Комсомольской, 12, где три раза в неделю проводятся занятия для 14–16 человек, причем работающие на никелевом приходят с утра, а остальные – вечером. Ольшевская со всеми занимается индивидуально, хотя понятно, что больше всего времени приходится уделять новичкам. Руководитель студии обсуждает с ними идею будущей работы, делает технический эскиз и готовит “палитру”, то есть красит нитки. Их в последнее время специально привозят из Дагестана. Это некрученая тоненькая овчина, которую Ольшевская сама отбеливает, обезжиривает и перекрашивает. Воистину ручной способ! Дорога воспоминаний Когда-то Анна Ольшевская мечтала учиться в Полтавском музыкальном училище и даже поступила вместе с двумя одноклассниками на отделение гитары. Но старшие сестры (в русско-польско-украинской семье Власовых родились четыре девочки) были категорически против. Тем более что все они уже были художницами. Одна из них пошла по стопам бабушки. Сегодня работы заслуженного мастера народного творчества Украины Нины Ипатий вместе с вышиванками бабушки хранятся в Киевском краеведческом музее. Сестры и привели Анну в художественное училище, с которым ее примирило увиденное на отделении ковроткачества – мастерицы на фоне больших шпалер за работой пели в три голоса… Из училища Анна выпустилась как реставратор шпалер. Кстати, фрагмент одной из них художница воспроизвела в своей работе, экспонирующейся на выставке. Гобелен называется “Цветы”. Всего в экспозиции у Ольшевской представлено более 20 гобеленов. Есть среди них авторские, то есть выполненные по собственным эскизам. Например, “Дорога воспоминаний”, решенная в пастельных тонах, столь близких облику и творчеству художницы, посвящена дочери. Женя в отличие от мамы и ее семьи стала не художником, а экономистом… Хранителю семейного очага “Льву” уже лет десять. Он перекочевал на время в галерею, чтобы поддержать африканскую тему выставки, представленную гобеленами Ирины Рожковой, Любови Жариковой, Людмилы Мелашенко. Теме долгожданной встречи посвящены новые работы Анны Ольшевской: “Парижское кафе”, “Испанские мотивы”, “Мечты о Венеции”. Париж и Венеция встречаются в названиях гобеленов не только руководителя студии, но и ее учениц. Всего за годы работы студии ручного ткачества при творческом объединении учреждений культуры Заполярного филиала искусством для королей, как называют гобелены, овладели более ста человек. А очередь из желающих только прибавляется. |
0 | Твитнуть |