Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Она такая одна
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
21 января 2016 года, 14:02
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Похоже, на Норильской железной дороге работают исключительно необыкновенные люди. Полтора месяца  назад героем нашей публикации стал инженер Михаил Ледяев, который, рискуя жизнью, бросился в огонь спасать соседских детей. На этот раз мы знакомимся с изящной блондинкой и при этом единственным на железной дороге кандидатом технических наук экологом Еленой ГУЛАН.
12 февраля 1936 года, 80 лет назад, по таймырской тундре прошел самый первый железнодорожный состав. Поскольку близится юбилей Норильской железной дороги, с недавних пор называемой Предприятием технологического железнодорожного транспорта, разговор сначала заходит о предпраздничных мероприятиях. Тем более что Елена еще и председатель профкома ПТЖТ, который имеет непосредственное отношение к их организации.
Завтра, в пятницу, в здании управления ПТЖТ  откроется выставка детского творчества, посвященная 80-летию предприятия. Детей у железнодорожников много, говорит Елена. Два ребенка в семье – дело обычное, а, например, у сотрудницы архива Анастасии Диконенко их пятеро, и все  обязательно участвуют в выставках. Мама такая же активная: плавает за железную дорогу на спортивных состязаниях, участвует в соревнованиях по легкой атлетике и лыжным гонкам.
Тема обязывает. В готовящейся к открытию экспозиции – исторический мини-паровозик с Амбарки и много других тепловозов-паровозов, которые везут составы по заснеженной тундре, на рисунках, плакатах или в объемных декоративно-прикладных композициях.  
В проекте поучаствовали подшефные железнодорожников: 31-я школа и два детских сада – №59 “Золушка” и №99 “Топ-топ”.
Завтра на открытии выставки всех юных художников и скульпторов одарят подарками и накроют для них  сладкий стол.
Конкурсы кулинарных изделий и творчества взрослых, прошедшие в мае минувшего года, также были приурочены к юбилею предприятия, напоминает Елена. Так же как недавние декабрьские соревнования “Папа, мама, я – спортивная семья”. 80-летию Норильской железной дороги посвятили турнир по бильярду и состязания по волейболу между командами работников ПТЖТ и подшефной школы.
Доцент НИИ
Каким образом изящные блондинки становятся кандидатами технических наук?  
– Родилась я в Средней Азии, с медалью окончила школу в Алма-Ате, поступила в Сибирскую государственную геодезическую академию в Новосибирске, – рассказывает Елена. – После завершения обучения  приехала в Норильск погостить недельку у подруги в Кайеркане. Осталась. Так вышло, что ректор Норильского индустриального института Арсентий Андреевич Колегов пригласил меня преподавать на горную кафедру. Вдобавок к этому за три года я получила второе образование на базе высшего – в НИИ тогда как раз открывалось направление “маркшейдерское дело”. Выучилась на горного инженера, побывала на всех рудниках.
И сегодня Елена Гулан не только эколог на железной дороге, но по-прежнему преподаватель Норильского индустриального института, доцент кафедры разработки месторождений полезных ископаемых.
В ПТЖТ она попала не просто так, прошла по конкурсу, когда в 2005 году на железной дороге  вводилась штатная единица эколога.
– Я тогда сразу предупредила, что у меня в стадии защиты кандидатская диссертация, – вспоминает Елена. И буквально через два месяца я ее защитила в Москве в Российском университете дружбы народов. Примерно через год получила звание доцента.
Диссертация посвящалась вопросам воздействия техногенных объектов на компоненты природной среды в условиях Крайнего Севера.
– В ней разработаны предложения для снижения этих воздействий на отдельных объектах. Многие были внедрены, – поясняет Елена.
Менеджер трех проектов
Казалось бы, железная дорога не самый опасный экологический объект. Тем не менее еще десять лет назад, говорит Елена, в силу специфики (все же Норильская железная дорога –  линейное инженерное сооружение, которое растянулось от Дудинки до Талнаха) на предприятии было большое количество выпусков сточных вод.
– На сегодня эта проблема планомерно решается, – рассказывает эколог предприятия. – Строятся локальные очистные сооружения, ставятся компактные модульные установки.  На станции Кайеркан экологический проект мы уже реализовали, модульное очистное сооружение поставили на участке по ремонту и содержанию искусственных сооружений станции Норильск-Сортировочная, такое же установлено на станции Дудинка-Сортировочная. Еще три проекта по установке очистных сооружений в стадии реализации, я их менеджер. На 2016 год выделено финансирование и запланированы стадии заключительного этапа.
Вместе с Еленой мы отправляемся на участок по ремонту и содержанию искусственных сооружений, чтобы взглянуть на автономную систему очистки сточных вод. С виду ничего особенного, похоже на два контейнера, в одном насосное оборудование, в другом – очистное. Свои функции выполняет. Люди, поработавшие на морозе, теперь спокойно могут погреться под горячим душем, не нарушая требований природоохранного законодательства.  
За чистое производство
– Елена, эколог – интересная профессия?
– Интересная, очень творческая. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы все законодательные требования по экологии были соблюдены.
В свое время Елена была советником-преподавателем российско-норвежской программы “Чистое производство”, которая работала в Заполярном филиале несколько лет. Консультировала, преподавала на курсах работникам ЗФ.
– И этой методологии “Чистого производства” я сейчас пытаюсь научить своих студентов, – рассказывает Елена. – Очень хочется передать свои знания и опыт. Ребята в течение семестра готовят свои проекты, направленные на то, чтобы с помощью снижения экологических воздействий получить какой-то экономический эффект. Очень интересные работы. Отец одного из студентов – Анатолия Устинова – работает у нас на железной дороге. Соответственно, проект привязан к железнодорожной  тематике. Цель та же: снижение воздействия плюс хороший экономический эффект.
К железной дороге по некоему судьбоносному стечению обстоятельств всегда была привязана и жизнь самой Елены Гулан. Сначала – косвенным образом. Пока она училась в геодезической академии, пять лет ездила проводницей в студенческом отряде проводников по направлению Новосибирск – Адлер. Потому что легкая на подъем. Говорит, веселые были времена.
– Мы приезжали в Адлер, там между приездом-отъездом был ровно день. А где Адлер находится? На берегу моря. Всей толпой мы, студенты, туда. Накупаемся, сгорим за день, вечером на посадке – все сгоревшие, с температурой.  И пассажиры такие же, всем жарко.
В свое время Елена вышла замуж за железнодорожника. А когда приехала в Норильск, в 1996-м устраивалась на железную дорогу на работу. Брали, но планы изменились, и дорога привела в Норильский индустриальный институт.  
Подсказки свыше были не просто так, жизнь все же вырулила к железной дороге. И уже десять лет в ПТЖТ есть собственный штатный эколог, кандидат технических наук Елена Гулан.
Выставка детского творчества – одно из мероприятий, приуроченных к юбилею
0

Читайте также в этом номере:

ТОФ наращивает мощь (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Высотные отношения (Лариса ФЕДИШИНА)
Чтобы классику читали (Валентина ВАЧАЕВА)
Ожидается сенсация (Лариса ФЕДИШИНА)
Подарок из Японии (Лариса ФЕДИШИНА)
По всем каналам (Екатерина БАРКОВА)
Доступ ограничен (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Плачу, но плачу (Елена ПОПОВА)
В прорубь с головой (Марина БУШУЕВА)
На суше и на море (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Заповедники открывают двери (Людмила КОЖЕВНИКОВА)
Вся сила казацкого рода (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск