Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Много писем и немного любви
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
6 мая 2016 года, 15:18
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Премьерой к юбилею заслуженного артиста РФ Сергея ИГОЛЬНИКОВА Норильский Заполярный театр драмы открыл на малой сцене новый проект “Личное пространство”. В спектакле “Любовные письма” по пьесе Альберта Рэмсделла Гёрни Игольников выступил как автор инсценировки и музыкального оформления. Остальное, как говорит юбиляр, сделали режиссер Анна Бабанова и художник Фемистокл Атмадзас.
В афише норильского театра американский драматург Альберт Гёрни был представлен 14 лет назад романтической комедией “Сильвия”, принесшей коллективу награды на нескольких театральных фестивалях. Новое обращение к творчеству популярного писателя и драматурга – выбор участвующих в постановке актеров. Им давно нравилась эта пьеса, и пять лет назад, к золотому юбилею Сергея Игольникова, он и его жена, заслуженная артистка России Лариса Потехина, собирались предложить зрителям “Любовные письма”. Но режиссер Владимир Гурфинкель выбрал пьесу Михаила Угарова по мотивам романа Ивана Гончарова, и 30 апреля 2011 года юбилейный бенефис Сергея Игольникова состоялся в спектакле “Обломов OFF”. Желание актеров обратиться к “Любовным письмам” исполнилось 30 апреля 2016-го в “Личном пространстве” Заполярной драмы.
Говоря об этом проекте, главный режиссер театра Анна Бабанова отметила, что заслуженные артисты России Лариса Потехина и Сергей Игольников вошли в него первыми, они выбрали материал, а “мы с художником помогли им решить пространство”:
– Мне кажется, в театре должна быть зона высказывания, зона самостоятельной работы актеров. Пример, как это сделать, – история в письмах, которую сыграли Сергей Эмильевич и Лариса Иннокентьевна.
Мы привыкаем к несовпаденью
Роман-переписка на сцене… Пожалуй, первая ассоциация у зрителей старшего поколения – классический спектакль МХАТа “Милый лжец” с участием великолепных Ангелины Степановой и Анатолия Кторова, играющих драматурга Бернарда Шоу и актрису Стеллу Патрик Кемпбел. Пьеса написана по материалам их уникальной переписки, длившейся почти сорок лет (телевизионный вариант постановки в 1973 году сделал Анатолий Эфрос). В нынешнем веке российские режиссеры вновь стали обращаться к произведениям, в которых нет обычного для театра сюжета и внешнего действия, но они построены на точных человеческих качествах. К таким произведениям относится и мелодрама “Любовные письма”. Пьеса довольно популярная, идет на сцене нескольких городов. По мнению критики, это беспроигрышный материал для бенефиса двух немолодых знаменитостей. Так, для столичного зрителя письма “читали” Олег Табаков и Ольга Яковлева в “Табакерке”, Вера Алентова и Владимир Меньшов в театре имени Пушкина.
Заслуженных артистов России Ларису Потехину и Сергея Игольникова психологические сюжеты Гёрни привлекли тем, что в них, по мнению актеров, нет ничего придуманного, притянутого за уши. Браться за такой материал могут исполнители, обладающие достаточно высоким профессионализмом, какой удалось продемонстрировать норильским создателям спектакля.
“Любовные письма” – история отношений мальчика и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины, которую они – Мелисса Гарднер и Эндрю (Энди) Лэдд писали на протяжении четырех десятилетий. Начинается она детскими посланиями, пустяковыми, с точки зрения взрослых: “Почему ты выбрал именно эту книгу?”, “Когда будет перемена, поможешь мне купить молоко и пирожные?”, “Счастливого Рождества и Нового года!”. Они сменяются письмами, полными подростковых обид, ревности, язвительности: “Я видела, как ты танцевал с Джинни Уотерз. А со мной не станцевал ни разу”, “Иногда мне кажется, я тебе нравлюсь только потому, что богаче тебя” – и переходят во взрослые истории с откровениями другого рода: “Можно увлечься тем, кого на самом деле ненавидишь. Ты, может быть, не смог бы, а я смогла”.
Пьеса Гёрни, по сути, это история несовпадений, начиная с самого детства героев, с условий жизни: у нее – пьющая мать, постоянно меняющая мужей, у него – родительская любовь, настоящее семейное Рождество, песни под рояль. “Как мне все это нравилось!.. Семья у вас лучше”, – признается Мелисса.
Энди, “зануда и папенькин сынок”, выбирает профессию юриста. Мелисса становится эмансипированной художницей. Возможно, слишком свободных нравов. О чем зрители могут только догадываться: мы не видим героев в реальной жизни, а судим об их поступках, об отношении к миру исключительно по тому, что молодые люди пишут друг другу и что мы можем услышать между строк благодаря игре Сергея Игольникова и Ларисы Потехиной.
В пьесе Гёрни немало противоречивого, и создатели спектакля постарались это сохранить. Но не делали кальку, выбирали “свой” текст, который бы работал на ими выстроенные образы героев. В течение часа с небольшим зрители, то затаив дыхание, то смеясь, слушают диалог актеров. И слышат, как их герои не совпадают в самом отношении к эпистолярному жанру. Свободной, талантливой Мелиссе-Потехиной интересна живая жизнь, ей не нужны письма даже как способ представить себя другому человеку в самом благоприятном свете. Но Энди-Игольников настаивает на привычных ему отношениях, в какой-то момент даже кажется, что он умоляет продолжать переписку: “В письмах – наша сила, наше спасение”. Впрочем, любовью, запечатанной в почтовый конверт, герой не ограничивается.
Всё так
– Сложная в постановочном плане пьеса, отличная от тех, в которых есть привычные диалоги и драматургическое развитие сюжета идет своим чередом, – говорит Сергей Игольников. – У Гёрни время проходит очень быстро: от одного письма до другого прошел год. Пять лет… Трудно было внутренне прожить это время. Или какое-то событие случилось: она вышла замуж, родились дети, он полюбил, обзавелся семьей. И ты должен быть уже в другом качестве…
Пьеса Гёрни рождает множество ассоциаций, наверное, и таких, которые сам автор не предполагал. На примере чужой жизни – картинок в одно письмо – зрителям приходится оценивать, осознавать происходящее. Спектакль, считает Лариса Потехина, про каждого из нас.
– Это такой материал, в котором можно играть все. У всех есть несостоявшаяся любовь. Есть то, о чем мы тоскуем, что в нашей жизни не случилось, потому что мы не увидели какой-то знак судьбы, – говорит актриса. – Меня грел этот материал, мне было про что играть.
Спектакль построен так, что герои до последнего существуют в разном пространстве. Эта граница стирается лишь на несколько минут, в конце действия. Но почти с первых сцен, когда публика догадывается, что герои не просто находятся в разных комнатах, расстояние между ними гораздо больше, зрители ждут: сейчас произойдет встреча Мелиссы и Эндрю. Ну вот сейчас все изменится, они посмотрят друг другу в глаза, забудут про ущемленное самолюбие и произнесут самые главные слова.
Эти двое, возможно, могли бы составить счастье друг друга, Но у него уже своя жизнь, у нее – своя. И от осознания этой несправедливости Мелиссе в исполнении Ларисы Потехиной становится настолько тяжело, что она то ли в отместку, то ли от отчаяния еще раз круто меняет свою жизнь. Не задумываясь, что не только свою.
Судьба подарила непризнанной художнице Гарднер и сенатору Лэдду короткие встречи. И разочарование: кажется, они любили образ, который создали в переписке. “Эти чертовы письма! Я лучше знаю тебя по письмам, чем в жизни. Я искала человека, который все эти годы жил в этих письмах. Или наоборот, кого в этих письмах никогда не было”, – восклицает Мелисса-Потехина. Да, у любимого Энди есть Джейн, дети, его избирательный округ. И нельзя даже звонить ему в офис. Только ли потому, что все звонки регистрируются?
Он и она
– Для Энди все в его жизни важно, и он действительно прожил достойную жизнь, – говорит о своем герое Сергей Игольников. – Энди прекрасно относился к жене. Те чувства, которые он испытывал на протяжении всех лет к Мелиссе, – это другое. Они существуют параллельно, как другая жизнь. Не реальная, но она есть, эта жизнь выстраивается не в поступках, а в голове и в душе человека. Отчасти это загадка, которую мы отгадать не сможем.
Драматург решил так, и Сергей Игольников, как автор инсценировки, сохранил его замысел. Хотя сам актер говорит, что Энди в определенный момент не хватило любви, может быть, осознания этого чувства, что и остановило его от поступка, который должен был совершить любящий мужчина.
Сергея Игольникова 36 лет назад ничто не остановило. Их союз с Ларисой Потехиной – пример семейного и творческого долголетия. Вспомним лишь их “парные” спектакли: “Назначь мне свидание” по повести Галины Щербаковой “Вам и не снилось”, “Бумажный патефон” Александра Червинского – это была самостоятельная работа еще молодых актеров. “Всё в саду” Эдварда Олби, “Прикоснись к моей улыбке” по пьесе “Эти свободные бабочки” Леонарда Герша. Теперь в репертуаре заслуженных артистов России появились “Любовные письма”. К которым Сергей Игольников подобрал музыку. Это не первый его опыт: актер делал музыкальное оформление нескольких театральных постановок для детей, написал музыку для водевиля “Аз и Ферт”. В юбилейном спектакле Игольникова совместно с действием звучит джаз.
И звучит реплика, которую зрители мысленно сразу переадресовали юбиляру: “Энди Лэдд, ты ли это? В свои пятьдесят пять все еще свежак, в спортивном костюме. И по-прежнему со своей женушкой”. Все так совпало. На сцене и в жизни. Сергею Игольникову – 55, он в хорошей творческой форме. За неделю до юбилея Сергея Эмильевича исполнилось 30 лет их с Ларисой сыну Дмитрию. Ларисе Потехиной можно отметить еще одну круглую дату: десять лет присвоения ей звания заслуженной артистки России.
В ноябре будет праздновать 75-летие Норильский Заполярный драматический театр. В юбилейный год нас ждут новые премьеры на основной сцене. Будет расширяться и “Личное пространство” – сейчас в рамках нового проекта идут репетиции по рассказам Ивана Бунина. Будет развиваться спектакль “Любовные письма”. Как живой организм, он заживет по своим законам, в спектакле все отшлифуется, отредактируется. И каким тогда услышится зрителям признание героя: “В ней была вся моя жизнь, и я уже тоскую по ней безмерно”?
Героине Ларисы Потехиной тяжело в любви по переписке
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск