Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Медные кольца Татьяны
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
7 ноября 2014 года, 15:26
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Наверное, в каждой среде есть “свои” дети: с ранних лет они запросто общаются с людьми, чьи имена другие произносят с придыханием. А для этих ребят великие актеры, знаменитые физики или большие поэты – просто дядя Женя, дядя Олег, дядя Сережа. Моя героиня родилась и выросла в индустриальном Норильске, в ее детстве тоже были особенные “дяди Вити”, “тети Тани”. И знаковые для Норильска фамилии – Бобров, Терешков, Фабрыкина, Гордиенко – часть ее, Татьяны Кондратьевой, жизни.
Все же хорошо начинать трудовую биографию лет в 17–18. К зрелому возрасту станешь кадровым работником, заслуженным и уважаемым на заводе человеком, получишь немало знаков отличия как активная дружинница, член женсовета, участница художественной самодеятельности. Наживешь исключительно друзей, воспитаешь детей и внуков, останешься привлекательной, энергичной, работоспособной и будешь готова наконец пожить для себя. Путешествовать, например. Можно на машине, если осуществишь давнее желание ее купить. Татьяна Кондратьева настроилась на жизнь по своему расписанию. Она ее заработала почти сорокалетним трудовым стажем на медном заводе, на разных переделах цеха электролиза меди, куда пришла почти сразу же после окончания школы и стала частью большой семейной династии Гусевых – Подосиновых – Зиненко.
Родные люди
Разговаривая с Татьяной Витальевной, я отметила, что все события своей жизни она связывает с семьей. Я бы сказала, что у Татьяны две семьи: люди родные по крови и коллектив, с которым ее связывает общность интересов производственных. И с теми, и с другими Татьяна человек любящий, ответственный, понимающий. Быть такой она научилась у родителей.
Мама Татьяны, Мария Николаевна Подосинова, в девичестве Гусева, пришла на медный завод шестнадцатилетней девушкой. Это было в 1954 году, когда Маша оставила родную деревню под Красноярском и переехала к двоюродной сестре. Валентина была замужем за Иваном Зиненко, и оба они работали на молодом тогда металлургическом предприятии. Вполне естественно, что новоиспеченная северянка решила устроиться на медный, “к своим”. Здесь познакомилась с будущим мужем, а как родилась Таня, забрала из деревни маму, Евдокию Петровну. Ей пришлось содержать дом, не только когда дочь вскоре вернулась на работу – в то время не было закона, чтобы сидеть с ребенком до полутора, а тем более до трех лет, но и когда активная общественница Мария Николаевна стала депутатом краевого совета и ездила на сессии в Красноярск.
– Бабушка всегда жила с нами, – рассказывает Татьяна, – со мной каждое лето выезжала на материк; когда Ваня родился, нас обоих воспитывала. Потом с моей Машей водилась. Пожила бабушка не очень долго, но праправнучку Вику дождалась.
Глава семьи Подосиновых Виталий Васильевич в цехе электролиза меди (ЦЭМ) появился в 1961-м. Сначала электролизником водных растворов в первом отделении работал, потом в ЦЭМ-2 перешел. Возглавлял одну из лучших бригад.
В книге Владислава Толстова “Дни и ночи медного” на странице 82 помещена фотография: “Заседание общественного технического совета”. Красивый мужчина в центре снимка и есть Виталий Подосинов. Некоторые коллеги женского пола считали, что Виталий Васильевич на актера Вячеслава Тихонова похож. Дочь с ними согласна.
В книге, выпущенной к золотому юбилею медного завода, есть и другие упоминания о бригадире электролизников Виталии Подосинове.
– Мама тогда обиделась, что про нее не написали, как про папу, – улыбается Татьяна, – она ведь дольше на заводе проработала.
Может быть, Мария Николаевна невнимательно читала книгу, а может быть, хотела подчеркнуть заслуги мужа методом от противного. Теперь она уже наверняка не помнит той сиюминутной обиды. К тому же имя Марии Николаевны, как и Виталия Васильевича, осталось в “золотом созвездии” металлургов медного завода: в 1971 году супруги стали кавалерами ордена Трудового Красного Знамени.
Родители Татьяны и сейчас живут душа в душу, каждый с помощью другого и при поддержке детей сумел победить тяжелый недуг. Мария Николаевна на пороге 76-летия отлично держится, и Виталий Васильевич по-прежнему видный мужчина. Об этом говорит фотография, недавно сделанная во дворе их дома в Добруше. В Белоруссии Подосиновы построили кооперативную квартиру. В 1976 году переехали. Через два месяца после рождения внучки Маши. Ее дяде, Ване Подосинову, было шесть лет.
– У нас в семье по женской линии судьбы у всех похожи, – говорит Татьяна, – первый брак и первый ребенок – в 19 лет. И разница в возрасте между детьми одинаковая. Между мной и братом – 13 лет, и у Машиных дочерей тоже. Но Вика говорит, что эту цепь разомкнет.
Виктория, студентка первого курса Санкт-Петербургского университета путей сообщения имени императора Александра I, уже разорвала “медные кольца” в семейной цепи. Прабабушка и прадедушка, дедушка, бабушка и ее троюродные сестры, их родители, мама Вики – все работали и работают на заводе. Мы с Татьяной, кстати, посчитали стаж на предприятии ее семьи без учета ветви Зиненко. Перевалило за сто лет. Это без трудового стажа зятя Татьяны, Андрея, и его отца, Владимира Денисенко, который был диспетчером завода. Старшая внучка нашла другую дорогу в жизнь, но отправилась в путь, подхватив бабушкино увлечение фотографией. Татьяна считает, что в этом отношении Вика очень способная, надо только заниматься.
Моя героиня фотоделом увлекалась серьезно. Евгений Черкашин, бригадир цехового склада готовой продукции, научил.
– Так интересно было фотографии печатать: закрываешься в ванной, на веревочки снимки развешиваешь, – улыбается Татьяна.
У нее до сих пор сохранился фотоувеличитель. Только сейчас он не нужен – другие технологии. А старые фотографии и в альбомах, и в планшете перемежаются со снимками, выполненными по новым технологиям.
Вот Татьяна поет в хоре ЦЭМ. Вот они с Олегом. Первый муж, Олег Мухаметшин, работал электролизником водных растворов. Руководил передовым комсомольско-молодежным коллективом, танцевал в ансамбле “Метелица” Дворца культуры комбината. Лет тридцать назад моя коллега Тамара Орлова написала в очерке о Мухаметшине: “У него руки пианиста”, и эта деталь почему-то особенно мне запомнилась.
– Руки у Олега и правда красивые были, – соглашается Татьяна, – только...
Что теперь говорить, да и нет человека в живых. Мы сворачиваем тему, продолжаем смотреть фотографии их дочери и внучек, разговариваем о старом Норильске.
– Это, наверное, год 60-й, снимали на Ленинском, 13, в квартире 107, – показывает Татьяна фото, где она сидит у мамы на руках. В комнате кругом вышитые салфетки, доисторический телевизор, этажерка. – Мы тогда в коммуналке жили. Сейчас я думаю: как? Надо было и постирать, и помыться… Как-то же договаривались и с соседями дружно жили. Иногда захожу в наш двор, смотрю – все родное.
А вот на снимке родители, бабушка и Ваня:
– Это в нашей квартире на Нансена, я тогда поступила в институт и в Красноярске жила, – уточняет моя героиня. И рассказывает семейную историю про бизнесмена, кажется, из Канады, который захотел посмотреть, как живут простые рабочие люди. Для этой миссии выбрали Подосиновых. Кто-то из коллег притащил им большой ковер для солидности. Простых рабочих предупредили, что приемов устраивать не надо, достаточно чайного стола. Чтобы особо не рассиживались.
– У нас на заводе работала мастером Татьяна Николаевна Фабрыкина, пришла она к нам и давай с мамой пельмени лепить: поедят – не поедят, была бы честь предложена, – вспоминает Татьяна. – С этим канадцем приехало много журналистов, не знаю, советских или зарубежных, но съели все. Канадцу в нашей семье понравилось, на следующий день он прислал маме букет цветов. Даже приглашал нас в гости – и в Москву, и в Канаду.
Погода в доме
– Я всегда работала в ЦЭМ-2, потом перешла крановщиком на склад готовой продукции. А последние пять лет – в корпусе переработки растворов, теперь это участок получения купороса (УПК), аппаратчиком-гидрометаллургом. Зрение садиться стало, – объясняет Татьяна смену места.
Профессию крановщика она получила в учебно-курсовом комбинате. Работала вместе с родителями. Папа тогда сказал маме: возьми над Таней наставничество. Будешь знать, что ты ее всему научила. Марии Николаевне не хотелось, чтобы дочь, как она, занималась этой трудной работой, но, уж коли девушка вернулась домой, не окончив первый курс иняза, не сидеть же ей без дела. Профессию Татьяна выбрала сама.
– Кто-то спросил меня, зависит ли мастерство от стажа, я ответила, что  нет, – продолжает моя героиня. – Есть женщины, которые работают много лет, а не мастера. Плохо работают.
Мне трудно понять, чего они не могут, еще труднее представить себе идеально выполненную работу на кране. Татьяна пытается объяснить, как при выгрузке меди нужно опустить борону, чуть-чуть подать в сторону, говорит про траверсу и подвеску. Она 34 года трудилась на кране. Уроки профессионального мастерства давать может. Главное, чтобы усвоили.
В профессионализме Татьяны Витальевны на медном заводе никто не сомневается. Моя героиня показывает свидетельство о награждении памятным нагрудным знаком в честь 50-летия Норильского комбината, удостоверение кадрового работника комбината, почетную грамоту Министерства промышленности и энергетики.
Она хранит и партбилет, и комсомольский, и профсоюзный билет, и удостоверение депутата городского совета. Вспоминает, как работала в комиссии по бытовому обслуживанию, которую возглавлял легендарный директор ЦАТК Валентин Константинович Поляков. Как депутатствовала, а затем и подружилась с поэтессой Алевтиной Щербаковой: “Такой человек замечательный!”
О замечательных людях, с которыми свела судьба, Татьяна говорит охотно. В ее доме по улице Талнахской, куда моя героиня въехала еще вместе с родителями, много было их коллег:
– Дом сдали в 1971 году, по-моему, специально для металлургов строили. Квартиры в панельной части – для медеплавильщиков, четыре кирпичных подъезда никельщикам отдали. Рядом с нами на площадке жил Михаил Сарычев, на пятом этаже и сейчас живет Юрий Побилустик. На пенсию вышел, но остался в Норильске, он еще папу знал.
В этом доме жили дружно, общие праздники устраивали, причем не обязательно по красным датам календаря, а просто потому, что хорошая погода. Как-то летом, вспоминает Татьяна, на первом этаже установили проигрыватель, столы собрали. Тетя Нина с третьего этажа пекла пирожки с ревенем и смородиной. Музыка играла, народ гулял, пирожки пеклись, съедались и опять пеклись. Весело.
Норильских воспоминаний моей героини хватит на целую книгу. Но Татьяна предпочитает устные рассказы, а книги – совсем другие. На полках в ее квартире сочинения Петра Проскурина, Эмиля Золя, Томаса Манна, Алексея Толстого. Даже норильского фантаста Вадима Денисова. Но книги Татьяна понемногу начинает раздавать: контейнер заказывать дорого, так что возьмет с собой только самое ценное, вот хотя бы “Подарок молодым хозяйкам” Елены Молоховец. Я говорила, что Татьяна Кондратьева готова жить по другому расписанию, вот и потихоньку собирается на материк. Хочет купить однокомнатную квартиру в Гомеле: близко к родителям и любимая подруга Светлана там живет. Они с первого класса дружат.
Татьяне в Белоруссии нравится, потому что люди там приветливые, в городах чисто и красиво. И российскую пенсию платят. Будет на что путешествовать. Словом, планы намечены, можно приступать к их осуществлению.
Семья Гусевых – Подосиновых без Тани. 1974 год
0

Читайте также в этом номере:

“Сокол” на Килиманджаро (Татьяна РЫЧКОВА)
УВАЖАЕМЫЕ АКЦИОНЕРЫ! (Совет директоров ОАО “ГМК “Норильский никель”)
Успокаиваться не стоит (Татьяна РЫЧКОВА)
Не услуги, а творчество (Валентин ПЕТРОВ)
На своем месте (Автор полосы Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Выбирая будущее (Дарья РУСИНА)
В студенческом круге (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Все мы вместе (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Как управились (Евгения СТОРОЖКО)
Купание в черном квадрате (Татьяна РЫЧКОВА)
С корейским акцентом (Екатерина СТЕПАНЮК)
Фото на заданную тему (Денис КОЖЕВНИКОВ)
За руль не садись (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Всё реально (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск