Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
10:15 Экологические проекты «Норникеля» поддерживают федеральные власти
14:05 В Норильске восстановили мозаичные панно советских времен
13:30 Норильские артисты вошли в состав труппы Новосибирского театра
13:00 Десять тысяч мальков хариуса выпустили в Енисей на Таймыре
11:15 Трудовые отряды школьников закрыли сезон
Все новости
Главный так главный
МЫ И ПРО НАС
14 января 2016 года, 14:25
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
“Книжная” история Заполярной драмы пополнилась 295 страницами: в московском издательстве “Просеков” вышел сборник воспоминаний о народном артисте России, заслуженном деятеле искусств РСФСР Леониде Белявском.
Книгу о бывшем главном режиссере Норильского театра его звездных лет можно начинать читать со вступительной статьи, с пролога, что логично, а можно сразу погрузиться в третье действие – о любви и боли, о славной четверке Белявских и других домашних обитателях. Можно, не изменяя своей привычке, сначала рассмотреть фотографии – их в издании около четырехсот, и, уже восхитившись таким видеоматериалом, начать читать книгу “Главный режиссер Леонид Белявский”. Хотя бы со страницы 263, где Андрей Андреев, с трудом узнаваемый после почти сорока лет “разлуки”, работавший с Леонидом Савельевичем на норильской сцене, передает свои ощущения от содружества с главным в жизни Андреева главным режиссером. “Он любил людей театра, любил талантливых актеров и умел им помогать. Умел терпеть молодых режиссеров… Умел пережить козни всяких интриганов и склонить их к участию в деле. И никому  не мстил, по-моему, даже в мыслях. Потому что был живым и непредвзятым. Имел убеждения и не боялся их отстаивать. Был снисходителен, но умел и “врезать”. Словом, был главный так главный”.
В темпе Белявского
Он ворвался в культурное пространство заполярного Норильска “Темпом-29” по пьесе Николая Погодина. Спектакль “вкатился” на сцену гигантским техническим механизмом, что в середине семидесятых для нас было внове, стал открытием: оказывается, все актеры театра музыкальны, певучи и умеют “строить”, да еще какими темпами! Затем Белявский поразил наше сознание “Девятым праведником”, подарив норильчанам целый букет блестящих актерских работ. Потряс “Театром времен Нерона и Сенеки”. Более того, пишет в книге Лариса Соминская-Прохорова, бывшая норильская, а ныне израильская актриса и режиссер, Леонид Белявский “создал принципиально нового театрального зрителя. Все жители города любили и гордились своим театром и были завзятыми театралами”. “Он собирал коллектив как коллекцию самоцветов”, поддерживает Ларису заслуженный артист РФ Сергей Игольников. Деятельность Белявского в Норильском театре через короткое время стала камертоном всей театральной жизни Красноярского края и была вписана в историю Норильского, затем краевого драматического театра, уверен Геннадий Рукша, бывший министр культуры региона.
Нынешний год для Заполярной драмы – юбилейный. Творческая группа автора проекта “Главный” Ларисы Пронниковой, в составе которой бывшие (по прописке) творческие норильчанки Надежда Аникина и заслуженный работник культуры Лилия Печерская, к 75-летию нашего театра сделали норильчанам очередной подарок. Книга построена как хороший спектакль, в котором продумана каждая мизансцена, и оформлена в едином стиле с северной мистерией в четырех действиях “Семьдесят шагов во времени”. Она посвящалась предыдущему юбилею Заполярного драматического. Чувствуете, что собирается серия?
Предлагаемое в книге о главном режиссере театров Норильска, Красноярска, Нижнего Новгорода, Риги сценическое и закулисное действо открывает читателю яркого, неординарного человека – в стихах Леонида Белявского, его интервью в российских и зарубежных изданиях. Показывает любящего мужа и “лучшего в мире” отца – в воспоминаниях вдовы актрисы Алефтины Шмаковой, дочерей, Ольги и Марии. Доброго друга и умного коллегу – в письмах, рисунках, фотографиях  известных норильских актеров и художников и больших российских мастеров театра и кино – однокурсников и друзей Белявского: народных артистов Сергея Юрского, Евгения Евстигнеева, Аркадия Каца, Алексея Германа. “Главенство его никогда не было навязчивым, давящим, ультимативным. Все, что исходило от него, было легко и свободно”, –  дополняет портрет Белявского заслуженный артист РФ, режиссер, драматург Сергей Коковкин.
К книге “Главный” прилагается видеодиск. На нем собраны архивные съемки и звучит неповторимый тембр голоса мэтра, оставившего нам огромную территорию культуры, где живет настоящее искусство.
0

Читайте также в этом номере:

Будь готов, завод! (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Новая и безопасная (Екатерина БАРКОВА)
Программа тонизирует (Лариса ФЕДИШИНА)
Точка опоры (Лариса ФЕДИШИНА)
Год модернизации (Марина БУШУЕВА)
Лицензия на быстрый Интернет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В Норильске первая (Евгения СТОРОЖКО)
Штучные специалисты (Татьяна РЫЧКОВА)
Высокая позиция (Евгения СТОРОЖКО)
Полезный университет (Екатерина БАРКОВА)
Гранты роста (Евгения СТОРОЖКО)
О тонкостях интерпретации (Валентина ВАЧАЕВА)
Погружение в себя (Лариса СТРЮЧКОВА)
Ребенок имеет право… (Марина БУШУЕВА)
Рыбак и Саблер (Владимир ЭЙСНЕР)
Вторая радость (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Писатели на кашу пригласили (Татьяна ШАЙБУЛАТОВА, руководитель центра литературного творчества «Водолей»)
Читаем вслух (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск