Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Будьте онлайн
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
7 августа 2017 года, 13:45
Фото: Александр ХАРИТОНОВ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Режиссер Норильской драмы Тимур Файрузов поставил спектакль об одиночестве в Сети, взяв за основу вечную пьесу Александра Володина “С любимыми не расставайтесь”. Завтра, 28 июля, пройдет второй показ премьеры “Любовь – это…” и ее обсуждение “вольными критиками”.
Эту одноактную постановку (даже на фоне предшествующих) отличает мощное вовлечение зрителя в театральное действие. Это и квест по мотивам пьесы, проходящий за день до спектакля, и интернет-сопровождение во время действия. Например, зрители, сидя в зале, голосованием на специальном сайте определяют судьбы героев, поэтому перед началом их просят не выключить, а включить мобильные телефоны. А еще во время спектакля они отвечают на вопрос, что такое любовь… Каждый для себя или вслух для всех, если с микрофоном подойдет артист Александр Носырев (сетевой администратор Валера).
Все эти приемы не имеют прямого отношения к пьесе Володина и продиктованы формой (и содержанием) новой премьеры театра. На вопрос, почему именно Володин, бесконечно глубокий драматург, написавший “С любимыми не расставайтесь” в начале 1970-х, команда постановщиков вслед за режиссером отвечает однозначно: потому что это история любви. Причем Тимур Файрузов утверждает, что текст пьесы сохранен и только дополнен монологами блогеров (артисты Дарья Дороготовцева, Алексей Ковригин, Олег Корныльев, Инесса Талашкевич). Все они, по словам режиссера, сами сидят в Сетях и на сцене цитируют то, что выловили в Интернете.
Мультимедийные технологии Норильский Заполярный активно осваивает со времен второй “Полярки” (2014 год), когда в репертуаре (к сожалению, ненадолго) появился спектакль “Это все она” по современной драме Андрея Иванова. В той истории, разворачивавшейся на экранах компьютеров, шла речь о разладившихся после смерти отца отношениях матери и сына. Наладить их “она” смогла только в виртуальном пространстве, зарегистрировавшись в Сети. На время. Пока сын не выяснил, кто есть кто, и не покончил с собой.
…Виртуально-реальная история требовала и получила в том случае адекватное воплощение. Интересно, что роль матери в постановке Антона Маликова пронзительно сыграла Нина Валенская. В спектакле “Любовь – это…” актрисе выпало воплотить образ женщины, когда-то не отважившейся любить и быть любимой. Очень володинский персонаж в исполнении Валенской, надо думать, тронул не одну женскую душу, а может, кого-то предостерег от ошибки.
Очень современная драма
История любви и расставания героев Варвары Бабаянц и Павла Авдеева, Кати и Мити Лавровых, обрамленная делами о разводах супругов Козловых, Керилашвили, Никулиных, Мироновых, Беляевых, Шумиловых, воспринимается и без интернет-сопровождения. Но постановщики отважились осовременить ее, приблизить к сегодняшнему зрителю, используя и одновременно обличая его интернет-зависимость. Против этого приема не возразил даже самый именитый в постановочной команде проекта питерский художник по свету Евгений Ганзбург, относящийся к драматургии Володина с пиететом:
– Пьеса Володина “С любимыми не расставайтесь” – это очень современная драма. На все времена. В ней нет ничего от ретро, если только ссылки на войну, Великую Отечественную, но и после нее были войны – афганская, чеченская…
Володин – очень мощная фигура в драматургии и потрясающий человек. То, что его пьеса в нашем случае послужила толчком к очень важному разговору, свидетельствует о хорошем вкусе режиссера и театра.
Художник, делающий свет в театрах по всему миру, считает, что любовь – единственный способ сохранить человечество. Во всех смыслах, в том числе и биологическом…
Участие такого театрального мэтра уже знак качества проекта, хотя сам Ганзбург говорит, что со светом всегда сложно работать, всегда – путь в неизвестное. И добавляет: “Как любое творчество, это кровь, пот и испорченная карма”.
Добавим, что, как правило, зритель даже при гениальном световом решении его не замечает, а только ощущает, следя за действием и актерской игрой. И свет, и сценография должны работать на режиссерскую трактовку.
Генератор идей в постановочной команде, по определению одного из ее членов, художник Николай Чернышев из новосибирского “Красного факела”, где занимает должность главного, считает, что в любом театральном проекте нет ничего важнее актерской игры:
– В нашем – благодаря камерам и экрану – актеры приближены к зрителю, который может видеть их эмоции крупным планом. Эмоция, геометрия и время – три кита этого спектакля.
Спектакль о любви не может обойтись без хореографа (цитата из Ганзбурга). Над хореографией норильской версии “С любимыми не расставайтесь” работала Оксана Малышева из Алтайского театра музкомедии. В отличие от Ганзбурга и Чернышева она впервые сотрудничает с Норильским Заполярным и утверждает, что ей понравился театр, труппа и результат.
Формат сетевого краш-теста диктует наличие среди постановщиков режиссера мультимедиа. Видеорядом, снятым в Норильске, подбором контента, его организацией для проекта занимался новосибирец Максим Руденко. Это его дебют в северном городе.
Постановочная команда, сделав свое дело, разлетелась по городам и весям. Завтра на поклон вместе с актерами выйдет только Тимур Файрузов, целую неделю принимавший поздравления с успешной премьерой. В том числе и в заклейменных им социальных сетях.
Уловить посыл
– Это история про нас. Она может случиться и наверняка случалась и в нашем городе, поэтому на экране так часто появляются знакомые виды, – уверена модератор квеста по мотивам спектакля, а по совместительству театральный менеджер по маркетингу Анастасия Грязнова. – Мне нравится формат этой работы. Самое главное, чтобы молодежь, которую мы всеми способами, в том числе и квестом, зазываем на спектакль, уловила его посыл: нельзя посвящать свою жизнь социальным сетям и гаджетам, надо больше общаться вживую. Я сама с удовольствием использую все доступные технические приспособления, зарегистрирована везде, где только можно, но стараюсь относиться к виртуальному миру адекватно.
Выпускница 2017-го Соня Харитонова, только что успешно сдавшая экзамены в столичный театральный институт (продюсерский факультет), после спектакля сообщила, что посыл улавливается:
– Ритм постановки, наполненной звуками телефонных рингтонов, совпадает с ритмом моей жизни. Узнаваемы и смешны блогеры из Сети. Еще мне очень понравилась Полина Белянина в роли соперницы главной героини Ирины. Из историй разводов запомнилось дело супругов Керилашвили с Дарьей Дороготовцевой и Олегом Корныльевым. Олег очень выразительно играет молодого грузина, который ради счастья любимой жены готов с ней развестись.
Отец Сони, известный в Норильске и за его пределами фотограф и дизайнер Александр Харитонов, также одобрил норильскую версию володинской пьесы. Тем более что в финале на смену обезличенно-агрессивному движению с постоянными разговорами по телефону на сцену и экран прорываются подлинные чувства главных героев, любящих и страдающих от любви.
“Я скучаю по тебе”, – героиня Варвары Бабаянц Катя Лаврова шепчет, корчась от боли. Потому что в настоящей жизни любовь причиняет не виртуальные страдания. По Володину, она этого стоит. Поэтому: “С любимыми не расставайтесь”.
 
Почему-то лицо стало мокрым
…“С любимыми не расставайтесь”. Это было волшебство! Современным языком о вечном! Тимур Файрузов, спасибо! Спасибо актерам! За идею, игру, сценографию, свет, звук и ту волну, которая подхватила и несла до самого финала! А в финале обдала брызгами) – меня точно! Почему-то лицо стало мокрым ).
Наталья СОЛОДОВНИК
 
Доверие оправдали
Поздравляю Тимура Файрузова и весь коллектив самого северного с премьерой спектакля “Любовь – это...”. Не боялась смотреть совершенно (хотя с работами других режиссеров бывает в ожидании какая-то напряженность), исходя из опыта просмотра его спектаклей, с большим доверием отнеслась к этой работе и не ошиблась. Тимур умеет не оставить зрителя равнодушным к тому, что происходит, выбирая такие темы для действия, которые очень остро касаются каждого, попадая в душу и сердце. И жаркие споры о спектакле на выходе были тому подтверждением. Такое множество мнений было, совершенно разных, что я про себя улыбалась и была рада за новорожденный спектакль. Смелый эксперимент, тонкая тема, а отношения – это всегда непростая тема, но баланс трагедии, лирики и смешного соблюден идеально. Современный контекст, техническая составляющая – все это слилось в одной гармоничной истории. Аплодирую стоя! Браво!
А интерактив перед спектаклем стал тем приятным аперитивом, который помог в полной мере насладиться основным действием. Всем огромное спасибо!
Софья РЫБАЧЕВСКАЯ
0

Читайте также в этом номере:

сЛАМАть стереотипы (Елена ПОПОВА)
Акценты безопасности (Виктор ЦАРЕВ)
Человек, который все видел (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Традиция для лучших (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Роман с производством (Наталия НИКОЛАЕВА)
Обнови свой двор (Татьяна РЫЧКОВА)
Набирает прочность (Татьяна РЫЧКОВА)
Смена покорителей (Владислав ШУКШИН)
На стройку! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В добром-добром городе… (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Четверка на пять (Татьяна СОКОЛОВА)
Мосты на Street Art (Татьяна РЫЧКОВА)
Танцующая кисть (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск