Абонент ушел к другому
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
|
10 января 2014 года, 11:57 Текст: Ольга ПОЛЯНСКАЯ
|
Мобильный номер теперь собственность абонента, а не сотовой компании. В России второй месяц действует закон, который позволяет переходить от одного сотового оператора к другому, сохраняя номер.
За это время в Норильске заявки о переходе подали около 50 человек. Желающих на самом деле гораздо больше. “Вестник” узнал, почему сами сотовые компании советуют пока воздержаться от новой услуги.
За это время в Норильске заявки о переходе подали около 50 человек. Желающих на самом деле гораздо больше. “Вестник” узнал, почему сами сотовые компании советуют пока воздержаться от новой услуги.
| Внедрение услуги переноса номера без преувеличения можно назвать одним из важнейших изменений на телекоммуникационном рынке России за последние 10 лет. Итак, с 1 декабря номер мобильного телефона перестал быть собственностью оператора – в России заработал закон, который позволяет абоненту сохранять свой номер при смене сотовой компании. Услуга переноса номера – Mobile Number Portability (MNP) – предусмотрена поправками, принятыми в Закон РФ “О связи”. Готовность к запуску MNP в Норильске обсуждали в мэрии еще в ноябре. В совещании при замглавы администрации участвовали руководители местных отделений “Мегафона”, МТС, “Вымпелкома” и “Енисейтелекома”. Тогда руководитель Норильского филиала ЗАО “Енисейтелеком” (торговая марка “Ростелеком”) Игорь Плотников пояснил, что услуга новая и на начальном этапе никто не может гарантировать, что она будет работать без сбоев. И не факт, что все участники процесса смогут одновременно к нему подключиться. В чем же сложность? Технические нюансы Запуск MNP стал одним из самых сложных проектов для всех сотовых операторов. Технически он потребовал внедрения нового оборудования. В модернизацию сетей пришлось вложить огромные деньги. Кроме того, в процесс вовлечены сторонние сервисы – платежные системы и так далее. Проблема в том, что надо обеспечить синхронную работу всех участников. Правда, в декабре сообщалось, что около 40 сторонних компаний уже подключились к общей базе. В их числе QIWI, RURU, “Связной”, Сбербанк. – Технически механизм начал включаться только в середине декабря, – рассказали “Вестнику” в норильском представительстве одного из сотовых операторов. – Но пока сотовые компании только принимают заявления от норильчан. Фактически переводить номера от одного оператора к другому мы начнем в январе или даже феврале. Вообще, для внедрения MNP закон предусматривает переходный период. Он продлится до 7 апреля 2014 года. После этой даты операторы будут обязаны переводить номер в течение восьми дней после подачи заявления абонентом. В противном случае им придется обслуживать абонента бесплатно. Пока же никаких санкций за непредоставление MNP нет. – Услуга переноса мобильного номера уже используется в 65 государствах мира и большинстве стран Европы, – поясняет наш собеседник. – Это удобно, но прежде систему надо обкатать. Технически услуга требует внедрения дополнительного кода маршрутизации переносимого номера и настройки на корректную работу с базой перенесенных номеров. К сожалению, у операторов не было возможности протестировать все должным образом, и обкатывать придется на абонентах. Так что мы советуем им пока не спешить массово пользоваться услугой MNP. Опыт европейских стран показывает, что на отладку и синхронизацию всех процессов обычно уходит около полугода. Потому сотовые компании и обратились в Минкомсвязи с просьбой установить переходный период до апреля. В недавнем интервью телеканалу “Россия” министр связи Николай Никифоров сказал, что у переключенных абонентов точно не будет проблем с роумингом. – Возможны какие-то локальные проблемы со связью при попытке позвонить на перенесенный номер у небольших операторов в небольших регионах. Тех, кто просто технически не успел что-то доделать. Но проблем с роумингом и с крупными платежными системами точно нет, – сказал министр. Однако сами операторы не так оптимистичны. – Опыта портации ни у кого еще не было, – рассказала “ЗВ” замначальника коммерческого отдела Норильского филиала ЗАО “Енисейтелеком” Севила Нариманян. – И не было возможности провести полноценное межоператорское тестирование. Поэтому сложно сказать, с какими техническими нюансами придется столкнуться. Но даже если возникнут проблемы, все вопросы мы будем решать совместными усилиями. Будьте готовы Чего стоит опасаться “первопроходцам”? Прежде всего – некорректной работы сторонних сервисов: оплата сотового, платежи через мобильный и тому подобное. Могут быть проблемы с прохождением звонков и сообщений, например из-за рубежа или с туристических сим-карт. И, что бы ни говорил министр, в сотовых компаниях беспокоятся и за качество связи в роуминге. То есть при смене одного оператора на другого в переходный период абонент должен быть готов к тому, что у него не будут работать даже базовые мобильные сервисы вроде переадресации звонков или приема SMS, не говоря уж о дополнительных. Тем не менее за месяц действия нового закона в России воспользоваться услугой MNP захотели (подали заявки) уже больше 15 тысяч человек. Фактически сменили оператора – 150. По данным Минкомсвязи, сейчас в нашей стране около 200 миллионов мобильных номеров. В министерстве ожидают, что в этом году услугой переноса номера воспользуются около трех миллионов россиян. По информации местных представителей сотовых компаний, в Норильске заявки подали около 50 человек. Желающих на самом деле гораздо больше, но, после того как в офисах операторов людям объясняют все детали и предупреждают о возможных проблемах, они уходят (“Лучше мы придем позже”). И таких – 80% от обратившихся. Если невтерпеж Для тех абонентов, кого обслуживание не устраивает настолько, что не пугают никакие сложности перехода, “Вестник” узнал процедуру смены оператора. Надо прийти в офис компании, в которой вы хотите обслуживаться, и написать соответствующее заявление. Стоимость переноса номера определяет принимающий оператор (реципиент), но по закону она не может превышать 100 рублей. В офисе вы получите новую SIM-карту. В переходный период оператор-реципиент может сам определить дату начала оказания услуги MNP, но не позднее 15 апреля 2014 года. После 7 апреля перенос должен занимать восемь дней для физических лиц и 29 дней – для юридических. По вашему желанию срок перехода может быть продлен до 180 дней. Оператор передает информацию о вашем номере в базу перенесенных номеров и проверяет, нет ли у вас задолженности перед оператором-донором. После того как все долги погашены и нет технических препятствий, начинается процесс переноса номера. На третий день вам сообщат о предстоящем переносе номера или невозможности этой операции. Для отказа могут быть две причины: задолженность у старого оператора или несовпадение паспортных данных в договоре со старым оператором и в договоре с новым. При положительном исходе за день до перехода в свою сеть оператор-реципиент сообщит вам, что надо вставить новую SIM-карту. Дискуссия продолжается Прошлым летом во многих СМИ появилась информация о том, что в марте 2014 года в России может быть отменен внутрисетевой роуминг. На котором, как известно, россияне теряют немалые деньги. В сентябре 2013-го Госдума собиралась рассмотреть соответствующий законопроект. Однако его судьба до сих пор неизвестна. В СМИ публикаций на эту тему больше не было. Законопроект предусматривает, что если абонент выехал из домашнего региона, то оператор обязан временно изменить условия его тарифного плана: находясь в другом городе, абонент сможет говорить по местным тарифам, а звонки в другие города будут оплачиваться как междугородные. В пределах одного региона все входящие должны быть бесплатными. В июне в интервью “Вечерней Москве” депутат Госдумы Вадим Деньгин рассказал, что многие сотовые операторы сопротивляются отмене роуминга. – Мы считаем, что граждане Российской Федерации, путешествуя внутри своей страны, не обязаны платить баснословные деньги за то, что они приехали в гости в какой-то регион. На данный момент соответствующий закон готовится. Естественно, вокруг него идут жаркие споры, активные обсуждения вместе с сотовыми операторами и другими игроками рынка, общественностью. В дискуссию включен широкий круг людей. И то, что российские граждане не будут платить за роуминг баснословные деньги, – это факт, – сказал Вадим Деньгин. По словам депутата, в Европе и США давно нет такого понятия, как внутрисетевой роуминг. Это пережиток, выгодный только сотовым операторам. Сами операторы назвали инициативу “антирыночной” и отметили, что отмена роуминга – серьезная проблема в техническом плане. Учитывая сложности с внедрением MNP, операторам будет сложно вынести еще одну подобную перестройку. Оператором базы данных перенесенных номеров правительство назначило ФГУП ЦНИИС (Центральный научно-исследовательский институт связи). Он осуществляет всю техническую поддержку и маршрутизацию звонков после смены абонентом сотового оператора. Ранее в Минкомсвязи заявляли, что на первом этапе оператором будет Координационный центр (КЦ) национального домена Интернета, у которого есть опыт администрирования подобных баз данных. А после введения услуги оператора будут выбирать по конкурсу. Стоимость обслуживания базы составит около 300 миллионов рублей в год. Предполагается, что бюджетные деньги на нее тратить не будут, за обслуживание станут платить операторы – по 100 рублей, уплаченных каждым абонентом за перенесенный номер. Хотя в Минсвязи допускают, что не все операторы будут перекладывать эту плату на абонентов. Обо всех подробностях внедрения услуги MNP в России можно узнать на специальном сайте perenos-nomera.ru. Там же есть подробные инструкции для абонентов. Рекомендации по технологии переноса номера опубликованы и в специальных разделах на сайтах всех сотовых операторов. Эти кнопки, как правило, расположены на главных страницах и сразу бросаются в глаза. Оператор мобильной связи Tele2 представил онлайновый сервис для определения принадлежности номера мобильного телефона к сотовому оператору и региону России, поскольку префиксы 903, 906 и прочие 900 больше не принадлежат конкретному оператору. Пользователи смогут легко узнать, в сети какой компании теперь обслуживается тот или иной абонент. Новый сервис расположен по адресу mnp.tele2.ru/whois.html. Достаточно ввести мобильный номер в специальное поле и нажать кнопку “Узнать”. Отмена мобильного рабства – народное название услуги MNP (Mobile number portability, переносимость мобильного номера), которая позволяет закрепить сотовый номер за абонентом. Что надо знать при переходе к новому оператору Услуга переноса номера в сетях мобильных операторов не тарифицируется. Операторы могут взимать разовую плату за эту услугу, однако ее стоимость не может превышать 100 рублей. Переноситься могут только федеральные номера (городские не переносятся) и только внутри одного региона. Вы должны быть владельцем номера, то есть договор на обслуживание должен быть зарегистрирован по вашему паспорту. Если телефон (SIM-карта) зарегистрирован на другого человека, то необходимо принести доверенность. Перенос будет сделан, если у вас нет задолженности перед прежним оператором и ваш номер не заблокирован. Во время переноса номера возможно ограничение исходящей связи – до 30 минут, входящей – до шести часов. За сутки до даты переноса номера вы получите SMS с информацией о точном времени переноса, когда необходимо будет вставить в телефон новую SIM-карту. На всякий случай операторы советуют указать при оформлении заявки альтернативные способы связи – e-mail, другой телефон. Имейте в виду, что баланс при подключении к новому оператору будет нулевой – остаток суммы от другого оператора не переводится. |
| 0 | Твитнуть |










