Знакомые всё лица!
“ЗОЛОТАЯ МАСКА” В НОРИЛЬСКЕ
16 ноября 2017 года, 15:15 Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Год назад, в ноябре 2016-го, северный город радовался за свой театр, впервые номинированный на Национальную театральную премию “Золотая маска”. В апреле 2017-го чеховский “Дядя Ваня” в постановке Петра Шерешевского закрыл московский показ конкурсных спектаклей. Как известно, Норильский Заполярный лауреатом не стал, но остался номинантом “Золотой маски”, как и два спектакля из программы фестиваля, открывающегося в Норильске в субботу, 18 ноября.
Норильская, как большинство “золотомасочных” региональных программ, включает в себя два спектакля – номинанта на получение премии, премьерный и долгожитель, и постановку, получившую “Золотую маску”. И через голову переворачиваются Спектакль-долгожитель “Шведская спичка” по Чехову идет в Театре наций с 2007 года. За это время постановка Никиты Гриншпуна была отмечена несколькими престижными наградами, от “Хрустальной Турандот” за лучший дебют до Гран-при фестиваля Российского искусства в Ницце. На “Маску” этот фарс-детектив номинировался в 2009 году как лучший спектакль малой формы, а артист Евгений Ткачук был выдвинут на получение премии за лучшую мужскую роль. О спектакле много писали: курс Олега Кудряшова в РАТИ (ГИТИСе) сделал его через год после выпуска, не имея собственной сцены. Постановку взял в репертуар Театр наций, как известно, работающий без собственной труппы. Интересно, что это была вторая премьера молодых артистов на сцене театра под руководством Евгения Миронова. Первая – дипломный спектакль “Снегири” по роману Виктора Астафьева “Прокляты и убиты”. Историю про несостоявшееся убийство по рассказам Чехова “Шведская спичка” и “Супруга” норильчане увидят практически в том же составе, что и первые зрители спектакля. Из тех, кто сегодня особенно на слуху, одна из исполнительниц роли жены Станового, теперь уже заслуженная артистка России Юлия Пересильд. Но в Норильске хорошенькую Становиху сыграет Наталья Ноздрина, знакомая кино- и телезрителям, в том числе и по фильмам “Курортный роман” и “Свидание вслепую”. Вообще в спектакле, где, по определению его создателей, “сплошное веселье и дуракаваляние”, девять актеров играют более 20 персонажей, на глазах зрительного зала превращаясь из свидетелей или подозреваемых, например, в лошадей… Все, кроме Евгения Ткачука, первого и единственного исполнителя роли следователя Чубикова. Сегодня это известный артист театра и кино, в котором он начинал с фильма Александра Сокурова “Александра”. В его фильмографии последних лет – “Жизнь и приключение Мишки Япончика” Сергея Гинзбурга, где он сыграл Мишку Япончика, и конечно, Григорий Мелехов в телесериале Михаила Урсуляка “Тихий Дон”. Многие роли артиста в театре и кино были не только номинированы на престижные премии, но и отмечены их наградами. Кстати, в этом году Евгений Ткачук получил специальный приз жюри фестиваля российского кино “Окно в Европу” в Выборге за лучшую мужскую роль в фильме “Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов”. Евгений Ткачук и вся команда “Шведской спички” не только дважды покажут свой веселый детектив на основной сцене Норильского Заполярного театра, но и сыграют в спортивно-развлекательном комплексе “Арена” фрагменты “Фарс-мажорного концерта”, который также идет в Театре наций. В концерте прозвучат шлягеры из репертуара Леонида Утесова, Георга Отса, Эдуарда Хиля, Муслима Магомаева, Валентины Толкуновой и других звезд советской эстрады. Судя по анонсам и рецензиям, его номера связаны между собой общей идеей и стендап-отступлениями двух конферансье, Евгения Ткачука и Романа Шаляпина, играющего в “Шведской спичке” помощника следователя Дюковского (и Ефрема). Следует отметить, что в “Шведской спичке” артисты также поют, музицируют и даже через голову переворачиваются… Детский понедельник В первые два дня “Золотой маски” в Норильске для узкого круга профессионально ориентированной публики пройдут семинар и мастер-классы Никиты Щетинина. Актер и педагог, окончивший Институт современного искусства, известен как участник социально-театрального проекта Театра.doc “Шедевры литературы для школьников” и как организатор театральных уроков для подростков в компании “Русский мюзикл”. С “Золотой маской” Никита Щетинин сотрудничает в рамках спецпрограммы “Детский weekend”. Детектив для детей “Осторожно, эльфы!” можно считать продолжением программы, хотя спектакль не номинировался на премию, зато его создатели Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов – дважды лауреаты “Золотой маски”. Этот спектакль идет в Театре наций с 30 декабря 2016 года. Авторы называют себя эльфологами и уверяют, что все, что маленькие зрители (6+) узнают из спектакля об эльфах, является чистой правдой. В постановке заняты всего три человека: актер Театра наций Александр Якин, Елизавета Мартинес из “Сатирикона” и актер Лаборатории Дмитрия Крымова Сергей Мелконян, но образов значительно больше. Их в спектакле воплотят… тени. Поклонники телесериалов “Восьмидесятые” и “Папины дочки” без труда узнают в полицейских, занимающихся расследованием дела о пропавшей девочке, исполнителя роли Вани Смирнова в первом и диджея Дениса Воронцова во втором. Благотворительный показ детского спектакля пройдет на основной сцене Норильской драмы в понедельник, 20 ноября. Дух Рождества На следующий день эстафету у Театра наций примет Театр имени Пушкина. (В апреле этого года на его сцене Норильский Заполярный играл “Дядю Ваню”.) Мюзикл “Рождество О.Генри” столичные артисты покажут норильчанам в театре 22 и 23 ноября, а своего рода презентация фрагментов спектакля пройдет накануне, 21-го, в СРК “Арена”. “Золотую маску” в 2016 году за спектакль получили режиссер Алексей Франдетти и художник Тимофей Рябушинский. “Рождество” номинировалось на премию и как лучший спектакль в оперетте/мюзикле; лучшая работа художника по костюмам (Виктория Севрюкова). На лучшую женскую роль претендовали исполнительницы двух главных ролей: Анна Кармакова и Анастасия Лебедева. (Кстати, норильский “Дядя Ваня” был номинирован в семи номинациях.) Мюзикл Питера Экстрома по двум рассказам О.Генри “Дары волхвов” и “Последний лист” с успехом шел во многих странах мира. Считается, что в России эта постановка стала первым опытом в камерном жанре. Алексей Франдетти работал во многих русских мюзиклах, играл в театральных постановках. На его счету более 30 ролей в кино и сериалах, из которых самые знаменитые – “Зимний путь”, “Жестокость”, “Любовь на острие ножа”, “Квест”, “Весь мир у наших ног”. Как режиссер он поставил, в частности, комическую оперу Viva la mamma Доницетти в Красноярском театре оперы и балета. На “Маску-2018” номинированы сразу две работы Франдетти-режиссера: мюзикл-триллер композитора Стивена Сондхайма “Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит” Театра на Таганке и оперетта-комикс Артура Салливана “Микадо, или Город Титипу” екатеринбургского Театра музыкальной комедии. В “Рождестве” заняты четыре артиста и оркестр. В первом акте музыканты играют за сценой, а во второй части становятся непосредственными участниками действия. Об актрисах-номинантках известно, что Анна Кармакова (Дэлла и Джонзи) до Театра Пушкина играла в Новосибирском “Глобусе”, а после удачного дебюта в “Звуках музыки” получила приглашение на работу в столичный театр. Снялась в главной роли в фильме “Рыба моя” режиссера Таи Зубовой. В досье актрисы на сайте Театра Пушкина перечислены девять спектаклей с ее участием, включая мюзикл Франдетти. Анастасия Лебедева (мадам Софрони и Сью) была принята в труппу сразу после окончания Школы-студии МХТ десять лет назад. Список ее ролей в театре и кино подлиннее, чем у коллеги, но мюзикл для актрисы жанр абсолютно новый, хотя потенциально привлекательный. У обеих актрис, впрочем, как и у актеров, в постановке по две роли. Обе признаются, что получают удовлетворение от “внутреннего преображения”. Александр Матросов (Берман) по месту рождения красноярец. Как и Анастасия Лебедева, окончил Школу-студию МХТ. Много работает в театре и снимается в кино. Его можно было видеть в “Ликвидации”, “Склифосовском” и многих других фильмах. Последним в списках значится “Тихий Дон” Урсуляка. Исполнитель ролей Джима и доктора Дмитрий Волков (внук знаменитого Николая Волкова – Хоттабыча) не только продолжатель знаменитой актерской династии в театре и кино, но и успешный музыкант и композитор. Работал в “Ленкоме”, Театре мюзикла, сейчас преподает актерское мастерство в Театральном институте имени Щукина, пишет музыку к спектаклям. Снялся более чем в 15 фильмах, сыграв главные роли в картинах “Национальное достояние” Василия Мищенко, “Другое лицо” Игоря Штернберга и других. Если верить отзывам на официальном сайте Театра имени А.С. Пушкина, на “Рождество” люди месяцами караулят билеты: “Эта вещица для сердца с первой же минуты пробирается к вам в душу и прописывается в ней навеки…” “Заполярный вестник” планирует написать обо всех спектаклях и проектах программы фестиваля “Золотая маска” в Норильске, который продлится в северном городе с 18 по 26 ноября 2017 года. ЦИТАТА “В свое время мы играли в Норильске “Женитьбу” с Костолевским и Филипповым, неоднократно привозили спектакли Додина. Премьеру “Жизни и судьбы” Малый драматический театр выпускал там. Город с непростой судьбой. Там еще живы те, кто был сослан, их дети. Город очень интеллигентный, с умной публикой. Поэтому туда можно не боясь привозить и сложные спектакли. И мы, конечно, рады туда приехать. Бизнес сейчас понимает, что нужно развивать регионы, в которых у них есть те или иные предприятия; в городах, где работает основное население, готовить вот такие праздники, которые дают возможность людям и оставаться там, и чувствовать себя частью большой России и большого континента. “Норникель” привозит “Золотую маску” в Норильск и в Красноярск, где мы тоже делали фестиваль”. Мария РЕВЯКИНА, генеральный директор фестиваля “Золотая маска”, “Российская газета” за 1 ноября 2017 года ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА Один из лучших в России Номинант Национальной театральной премии “Золотая маска” (2017) в категории “Лучшая мужская роль в драматическом спектакле большой формы” артист Денис ГАНИН, сыгравший доктора Астрова в чеховском “Дяде Ване” (постановка Петра Шерешевского, Норильский Заполярный театр): – В программе “Золотой маски” мне все интересно: и спектакли замечательного Театра наций, и мюзикл Театра Пушкина, где мы играли своего “Дядю Ваню”. Мы давно знакомы с Григорием Козловым, чей спектакль “Записки юного врача” номинировался на премию вместе с нашим “Дядей Ваней”, только у нас была номинация “Лучший спектакль большой формы”, а “Записки” проходили среди драматических постановок малой формы в трех номинациях. Они, как и мы со своими семью, так и остались номинантами. Но это тоже дорогого стоит. В нашей истории с “Маской” меня больше всего греет то, что театр впервые выехал на столь престижный фестиваль, один из лучших в России. Нас очень хорошо принимала публика, в зале было много бывших норильчан, но немного подвела техника: случилась неувязка со светом. А отсутствие хорошего света означает, что на нет сводится работа сценографа. Среди номинантов были как раз и художник по свету Александр Рязанцев, и сценограф Фемистокл Атмадзас. Кстати, в этом году в списках самых заметных спектаклей сезона-2016/17 есть постановка Анны Бабановой “Жди меня… и я вернусь” по пьесе Владимира Зуева, что очень приятно. А постановщик “Дяди Вани”, замечательный питерский режиссер Петр Юрьевич Шерешевский, в третий раз номинирован в категории “Работа режиссера” за спектакль Театра драмы им. Чехова города Серова “Сучилища” по совсем свежей пьесе Андрея Иванова. Я буду болеть за него. |
0 | Твитнуть |