Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Целеустремленные
ПРОМПЛОЩАДКА
16 ноября 2017 года, 15:06
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Не каждому дано работать с удовольствием, но именно с такими людьми мы познакомились в автоколонне №5 АТО “ЦАТК”, отправившись туда на репортаж.
– Мы обслуживаем основные переделы Заполярного филиала: рудник “Кайерканский”, Надеждинский и медный заводы, хвостохранилище НОФ “Лебяжье”, – рассказывает начальник 5-й колонны Олег Шахов. – Наша задача – перемещение бульдозерами инертных материалов: граншлака, песчаника, базальта, гравия, угля… и погрузка их в думпкары и карьерные самосвалы, а также содержание автодорог производственных подразделений автогрейдерами и колесными бульдозерами.
В 5-й колонне 50 единиц техники, штат – 182 человека. Главные профессии – водитель погрузчика, машинист бульдозера, машинист автогрейдера и машинист экскаватора. Все знают не только как управлять техникой, но и ее устройство и технические характеристики. Без этого было бы сложновато. Когда на объектах происходят поломки, нужно быстро принять решение – восстанавливать машину на месте или перевозить ее в гараж, поясняет Олег Шахов.
Вместе с начальником колонны мы выходим в цех, где идет ремонт техники. Водители и машинисты, принимающие участие в работе, рассказывают: на восстановление вот этого огромного двигателя от американского бульдозера Сaterpillar весом более двух тонн уйдет неделя. А у этого самого большого в НПР фронтального погрузчика весом 78 тонн, тоже американца, нужно поменять колесо диаметром 2,5 метра. Весит оно в сборе три тонны. Ковш у погрузчика тоже самый большой, объемом 8,6 куба. Большой-то большой, но зубья свои сточил о, казалось бы, мелкий граншлак “Надежды”. Потому что этого шлака там море. А был бы океан, если бы там без устали не трудилась техника ЦАТК.
Бульдозеры колесные универсальные К-702 “Кировец” и гусеничные бульдозеры Б-10 Челябинского тракторного завода, чьи прародители трудились еще во времена СССР, в парке 5-й колонны тоже имеются. Каково соотношение импортной и отечественной техники?
– Импортная вся в основном тяжелого класса: бульдозеры Сaterpillar, Liebherr, погрузчики Сaterpillar, Komatsu, экскаваторы Volvo. А техника среднего класса – отечественная, – отвечает на вопрос Олег Шахов.
После их непростой – на морозе – работы и передохнуть нужно хорошенько. В планах на 2018 год ожидается большой ремонт помещений в АБК колонны по программе “Быт на производстве”. Будет полностью реконструирован 2-й этаж, где предусмотрены комнаты отдыха и приема пищи, тренажерный зал, парильное отделение.
“Фанатею от экскаватора”
Есть среди водителей 5-й колонны те, кто родился в 50-е годы прошлого века. Их, этих умудренных и опытных, уже немного – почти все уехали на материк. Сегодня на нашем пути попадается все больше молодых людей. Вот, например, навстречу идет механик Феликс Даев. Ему 25, коренной норильчанин, отучился в техникуме, за пять лет поднабрался опыта по профессии. Он же – организатор спортивных мероприятий. На это у сотрудников время тоже находится. Только что в кабинете Олега Шахова мы видели кубки, выигранные 5-й колонной в разные годы, и свеженькую грамоту за первое место по волейболу в турнире, посвященном 80-летию АТО “ЦАТК”.
Олег Шахов представляет молодого паренька, занятого ремонтом своей машины: Гриша Васильев, 22 года. Раньше работал у частника на погрузчике и самосвале. Возымел огромное желание попасть в 5-ю колонну. Подал документы в отдел кадров, ждал ответа целый год. Не дождался. Уехал в Петербург на полгода, за свои деньги отучился на хороших, с практикой, курсах трактористов и экскаваторщиков. С января этого года настырный молодой человек работает в 5-й колонне на экскаваторе Volvo. Грузил в вагоны металлолом после реконструкции ТОФ. Насыпал в самосвалы лежалый медный концентрат на “Лебяжке”. Эти оказавшиеся нужными старые запасы размывали водной пушкой и дальше по трубам перегоняли на медный завод. На НОФ зачищал намерзающие зимой бункеры, в которые складируется руда “Медвежки”.
– Григорий, работа нравится?
– Фанатею от экскаватора. Мечта у меня была поработать на нем. Долго к этому стремился, и все-таки взяли.
В ЦАТК любят таких. Недавно в 5-й колонне образовался дефицит кадров, и нынешним летом Олегу Шахову довелось выбирать себе подчиненных из большого количества претендентов, приславших свои резюме и даже лично звонивших ему по телефону.
– Отобрал четырех человек с опытом работы, одного – без опыта, но такого же целеустремленного, как Григорий, – рассказывает начальник колонны. – Стоял у нас в гараже бульдозер, маленький сломанный Liebherr, Сергей Михайловский сам восстановил его, старшие товарищи помогали советами.
“С удовольствием, честное слово”
С Сергеем Михайловским мы знакомимся на территории Надеждинского металлургического завода, куда отправляемся в сопровождении Олега Шахова. Сергей на отремонтированном им же бульдозере очищает от снега территорию завода-гиганта. Приехал он из Хакасии, из Абакана. Там тепло, недалеко до прекрасных Саян, растут знаменитые минусинские помидоры и даже маленькие арбузы. Зачем же на Север?
– На заработки, – коротко и понятно отвечает спустившийся из кабины Сергей.
И поясняет, каким образом ему удалось собрать трактор. Потому что с техникой имел дело с малолетства. Сначала ремонтировал автомобили, потихоньку дошел до трактора. Никаких резюме по электронной почте в Норильск не высылал, ни с кем не созванивался, просто сел в самолет и прилетел сюда в апреле этого года. Тогда ему было 29. Снял квартиру, в июле поступил на работу в 5-ю колонну и свой 30-летний юбилей встретил уже за Полярным кругом.
– А если бы никуда не взяли?
– Здесь много работы, – отвечает Сергей. – По этой профессии устроиться шансы были, потому что в Норильске техники очень много. Если не на комбинат, то можно к частникам.
На территории шахты “Известняков” рудника “Кайерканский” нас ожидает встреча с другим жителем Абакана, перебравшимся в Норильск. Это Роман Сторчак, ровесник Сергея Михайловского. Роман на погрузчике Сaterpillar загружает карьерные самосвалы “гореликом”, который идет для дальнейшей переработки на цементный завод.
– Я на работу хожу с удовольствием, честное слово, – сияет спустившийся к нам с высоты своей кабины Роман. – Машины нравятся, мороз не страшен, в кабине тепло. Работал на разных объектах ЗФ, где требуются погрузчики.
– А ведь он уезжал… – вставляет свое слово начальник 5-й колонны.
Действительно, уезжал – обратно к себе в Абакан.
– Чтоб сравнить, – поясняет Роман. – Но стабильности там нет. Здесь я знаю, что приду, честно отработаю и вовремя получу зарплату и аванс, а там такой уверенности нет. Туда я езжу в отпуск. “Норникель” теперь со мной навсегда. Это Олег Анатольевич мне тогда позвонил. Возвращайся, говорит.
– Человек хочет и любит работать, – поясняет мотив своих действий Олег Шахов. – Давно просился на большую, тяжелую технику. И справился сразу.
По “зыбучим пескам” и волнам перемен
Вместе с начальником 5-й колонны мы подъезжаем к шлакоотвалу “Надежды”. По этим черным, парящим и зыбучим горам граншлака, как по волнам, перемещается бульдозер Леонида Жукивского. Непросто, наверное, так вот лавировать. Бульдозер сталкивает сыпучую массу из-под течки под экскаватор для погрузки граншлака в думпкары, которые доставят его на ПЗК рудников как ингредиент закладочной смеси. Леонид – машинист со стажем 28 лет. Раньше работал в тресте механизации и благоустройства города, чистил от снега улицы, затем – в тресте “Строймеханизация”.
На работу в ЦАТК попадают с разных предприятий. Недавно ряды водителей пополнили работники закрывшегося никелевого завода, рассказывает Олег Шахов. Главный объект для бывшего никельщика, теперь машиниста бульдозера колонны №5 Андрея Григорьева, – склад серы на “Надежде”. При переводе так называемую “вредность” он не потерял, два с половиной года остается, чтобы ее выработать.
– C другим никельщиком мы знакомимся лично. На освещенной солнцем дороге к шахте “Известняков” рудника “Кайерканский” встречаем автогрейдер, очищающий дорогу от снега. Управляет им Николай Михайленя. Работник никелевого с 18-летним стажем говорит, что подобные перемены в жизни – дело не такое простое. Но вот отучился на курсах – и снова при деле.
Как отец и дед
Первым местом работы самого начальника 5-й колонны была Заполярная комплексная геолого-разведочная экспедиция. Там трудился механиком его отец Анатолий Дмитриевич, приехавший в Норильск в 1964 году после службы в армии по комсомольской путевке. Олег водил в ЗКГРЭ грузовую машину ЗИЛ, до этого успел порулить в армии. В ЦАТК он устроился в 1993-м. Здесь  довелось работать и на легковой машине, и слесарем в службе главного механика. После окончания нашего НИИ 1 июля 2007 года был принят на должность механика в 5-ю колонну. Пришлось вникать в особенности новой для него техники – бульдозеров и погрузчиков.
Если человек вник в устройство одной машины, то технику другого класса он тоже освоит. Олега Шахова приучил к этому отец. Начальник колонны с удовольствием вспоминает, как в детстве вместе с родителями отправлялся на машине к Черному морю, где они разбивали палатку в каком-нибудь пустынном местечке. Сын традицию продолжил. Как-то в отпуске, стартовав из Воронежской области, где сейчас живут родители, отправился в Сочи. По дороге заехал в Краснодар, увидел застройку под названием “Немецкая деревня” – прекрасные дома и коттеджи.  Подумал: “Это, наверное, жилье для миллионеров”. И вдруг сам получил предложение стать участником программы “Наш дом” и заселиться в один из этих сказочных домов. В “Норникеле” ценят и поощряют людей, болеющих за свое дело.
Теперь маршрут перемещений таков: из Воронежской области, от своих родителей, в Азов (здесь живут родители жены Ларисы), далее в “Немецкую деревню” и в Сочи, к Черному морю. 20 ноября у Олега Анатольевича очередной отпуск, и он на время поменяет снежные ландшафты на южные – с пальмами. Преемственность по увлечению механизмами и дорогами, судя по всему, продолжит сын Олега Дмитрий, который учится в политехническом колледже и сейчас проходит практику во 2-й колонне ЦАТК. Как отец и дед, он выбрал востребованную профессию.
Водители и машинисты 5-й колонны знают не только как управлять техникой, но и ее устройство и технические характеристики
Сергей Михайловский и отремонтированный им бульдозер. Идет очистка от снега территории возле “Надежды”
Роман Сторчак трудится на погрузчике на территории шахты “Известняков”
0

Читайте также в этом номере:

Жизнь в нужном ракурсе (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Основа отрасли (Виктор ЦАРЕВ)
Ориентир на экологию (Виктор ЦАРЕВ)
В летнюю навигацию (Виктор ЦАРЕВ)
Летние вопросы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Дело семейное (Марина БУШУЕВА)
Как компании борются за эффективность (Андрей ГОРДЕЕВ, “Ведомости”, фрагмент материала)
Это наша зима! (Наталия НИКОЛАЕВА)
Знакомые всё лица! (Валентина ВАЧАЕВА)
Запустили конструктор (Лариса МИХАЙЛОВА)
Взрывная Вера (Мария СОКОЛОВА)
Норильск в спорте (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
“Олимп” для всех (Мария СОКОЛОВА)
Актировка: ликбез (Анна САРАФАНОВА)
Первая стала первой (АНАстасия ПАПОНОВА)
Спасибо – вам? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск