– Мы обслуживаем основные переделы Заполярного филиала: рудник “Кайерканский”, Надеждинский и медный заводы, хвостохранилище НОФ “Лебяжье”, – рассказывает начальник 5-й колонны Олег Шахов. – Наша задача – перемещение бульдозерами инертных материалов: граншлака, песчаника, базальта, гравия, угля… и погрузка их в думпкары и карьерные самосвалы, а также содержание автодорог производственных подразделений автогрейдерами и колесными бульдозерами.
В 5-й колонне 50 единиц техники, штат – 182 человека. Главные профессии – водитель погрузчика, машинист бульдозера, машинист автогрейдера и машинист экскаватора. Все знают не только как управлять техникой, но и ее устройство и технические характеристики. Без этого было бы сложновато. Когда на объектах происходят поломки, нужно быстро принять решение – восстанавливать машину на месте или перевозить ее в гараж, поясняет Олег Шахов.
Вместе с начальником колонны мы выходим в цех, где идет ремонт техники. Водители и машинисты, принимающие участие в работе, рассказывают: на восстановление вот этого огромного двигателя от американского бульдозера Сaterpillar весом более двух тонн уйдет неделя. А у этого самого большого в НПР фронтального погрузчика весом 78 тонн, тоже американца, нужно поменять колесо диаметром 2,5 метра. Весит оно в сборе три тонны. Ковш у погрузчика тоже самый большой, объемом 8,6 куба. Большой-то большой, но зубья свои сточил о, казалось бы, мелкий граншлак “Надежды”. Потому что этого шлака там море. А был бы океан, если бы там без устали не трудилась техника ЦАТК.
Бульдозеры колесные универсальные К-702 “Кировец” и гусеничные бульдозеры Б-10 Челябинского тракторного завода, чьи прародители трудились еще во времена СССР, в парке 5-й колонны тоже имеются. Каково соотношение импортной и отечественной техники?
– Импортная вся в основном тяжелого класса: бульдозеры Сaterpillar, Liebherr, погрузчики Сaterpillar, Komatsu, экскаваторы Volvo. А техника среднего класса – отечественная, – отвечает на вопрос Олег Шахов.
После их непростой – на морозе – работы и передохнуть нужно хорошенько. В планах на 2018 год ожидается большой ремонт помещений в АБК колонны по программе “Быт на производстве”. Будет полностью реконструирован 2-й этаж, где предусмотрены комнаты отдыха и приема пищи, тренажерный зал, парильное отделение.
“Фанатею от экскаватора”
Есть среди водителей 5-й колонны те, кто родился в 50-е годы прошлого века. Их, этих умудренных и опытных, уже немного – почти все уехали на материк. Сегодня на нашем пути попадается все больше молодых людей. Вот, например, навстречу идет механик Феликс Даев. Ему 25, коренной норильчанин, отучился в техникуме, за пять лет поднабрался опыта по профессии. Он же – организатор спортивных мероприятий. На это у сотрудников время тоже находится. Только что в кабинете Олега Шахова мы видели кубки, выигранные 5-й колонной в разные годы, и свеженькую грамоту за первое место по волейболу в турнире, посвященном 80-летию АТО “ЦАТК”.
Олег Шахов представляет молодого паренька, занятого ремонтом своей машины: Гриша Васильев, 22 года. Раньше работал у частника на погрузчике и самосвале. Возымел огромное желание попасть в 5-ю колонну. Подал документы в отдел кадров, ждал ответа целый год. Не дождался. Уехал в Петербург на полгода, за свои деньги отучился на хороших, с практикой, курсах трактористов и экскаваторщиков. С января этого года настырный молодой человек работает в 5-й колонне на экскаваторе Volvo. Грузил в вагоны металлолом после реконструкции ТОФ. Насыпал в самосвалы лежалый медный концентрат на “Лебяжке”. Эти оказавшиеся нужными старые запасы размывали водной пушкой и дальше по трубам перегоняли на медный завод. На НОФ зачищал намерзающие зимой бункеры, в которые складируется руда “Медвежки”.
– Григорий, работа нравится?
– Фанатею от экскаватора. Мечта у меня была поработать на нем. Долго к этому стремился, и все-таки взяли.
В ЦАТК любят таких. Недавно в 5-й колонне образовался дефицит кадров, и нынешним летом Олегу Шахову довелось выбирать себе подчиненных из большого количества претендентов, приславших свои резюме и даже лично звонивших ему по телефону.
– Отобрал четырех человек с опытом работы, одного – без опыта, но такого же целеустремленного, как Григорий, – рассказывает начальник колонны. – Стоял у нас в гараже бульдозер, маленький сломанный Liebherr, Сергей Михайловский сам восстановил его, старшие товарищи помогали советами.
“С удовольствием, честное слово”
С Сергеем Михайловским мы знакомимся на территории Надеждинского металлургического завода, куда отправляемся в сопровождении Олега Шахова. Сергей на отремонтированном им же бульдозере очищает от снега территорию завода-гиганта. Приехал он из Хакасии, из Абакана. Там тепло, недалеко до прекрасных Саян, растут знаменитые минусинские помидоры и даже маленькие арбузы. Зачем же на Север?
– На заработки, – коротко и понятно отвечает спустившийся из кабины Сергей.
И поясняет, каким образом ему удалось собрать трактор. Потому что с техникой имел дело с малолетства. Сначала ремонтировал автомобили, потихоньку дошел до трактора. Никаких резюме по электронной почте в Норильск не высылал, ни с кем не созванивался, просто сел в самолет и прилетел сюда в апреле этого года. Тогда ему было 29. Снял квартиру, в июле поступил на работу в 5-ю колонну и свой 30-летний юбилей встретил уже за Полярным кругом.
– А если бы никуда не взяли?
– Здесь много работы, – отвечает Сергей. – По этой профессии устроиться шансы были, потому что в Норильске техники очень много. Если не на комбинат, то можно к частникам.
На территории шахты “Известняков” рудника “Кайерканский” нас ожидает встреча с другим жителем Абакана, перебравшимся в Норильск. Это Роман Сторчак, ровесник Сергея Михайловского. Роман на погрузчике Сaterpillar загружает карьерные самосвалы “гореликом”, который идет для дальнейшей переработки на цементный завод.
– Я на работу хожу с удовольствием, честное слово, – сияет спустившийся к нам с высоты своей кабины Роман. – Машины нравятся, мороз не страшен, в кабине тепло. Работал на разных объектах ЗФ, где требуются погрузчики.
– А ведь он уезжал… – вставляет свое слово начальник 5-й колонны.
Действительно, уезжал – обратно к себе в Абакан.
– Чтоб сравнить, – поясняет Роман. – Но стабильности там нет. Здесь я знаю, что приду, честно отработаю и вовремя получу зарплату и аванс, а там такой уверенности нет. Туда я езжу в отпуск. “Норникель” теперь со мной навсегда. Это Олег Анатольевич мне тогда позвонил. Возвращайся, говорит.
– Человек хочет и любит работать, – поясняет мотив своих действий Олег Шахов. – Давно просился на большую, тяжелую технику. И справился сразу.
По “зыбучим пескам” и волнам перемен
Вместе с начальником 5-й колонны мы подъезжаем к шлакоотвалу “Надежды”. По этим черным, парящим и зыбучим горам граншлака, как по волнам, перемещается бульдозер Леонида Жукивского. Непросто, наверное, так вот лавировать. Бульдозер сталкивает сыпучую массу из-под течки под экскаватор для погрузки граншлака в думпкары, которые доставят его на ПЗК рудников как ингредиент закладочной смеси. Леонид – машинист со стажем 28 лет. Раньше работал в тресте механизации и благоустройства города, чистил от снега улицы, затем – в тресте “Строймеханизация”.
На работу в ЦАТК попадают с разных предприятий. Недавно ряды водителей пополнили работники закрывшегося никелевого завода, рассказывает Олег Шахов. Главный объект для бывшего никельщика, теперь машиниста бульдозера колонны №5 Андрея Григорьева, – склад серы на “Надежде”. При переводе так называемую “вредность” он не потерял, два с половиной года остается, чтобы ее выработать.
– C другим никельщиком мы знакомимся лично. На освещенной солнцем дороге к шахте “Известняков” рудника “Кайерканский” встречаем автогрейдер, очищающий дорогу от снега. Управляет им Николай Михайленя. Работник никелевого с 18-летним стажем говорит, что подобные перемены в жизни – дело не такое простое. Но вот отучился на курсах – и снова при деле.
Как отец и дед
Первым местом работы самого начальника 5-й колонны была Заполярная комплексная геолого-разведочная экспедиция. Там трудился механиком его отец Анатолий Дмитриевич, приехавший в Норильск в 1964 году после службы в армии по комсомольской путевке. Олег водил в ЗКГРЭ грузовую машину ЗИЛ, до этого успел порулить в армии. В ЦАТК он устроился в 1993-м. Здесь довелось работать и на легковой машине, и слесарем в службе главного механика. После окончания нашего НИИ 1 июля 2007 года был принят на должность механика в 5-ю колонну. Пришлось вникать в особенности новой для него техники – бульдозеров и погрузчиков.
Если человек вник в устройство одной машины, то технику другого класса он тоже освоит. Олега Шахова приучил к этому отец. Начальник колонны с удовольствием вспоминает, как в детстве вместе с родителями отправлялся на машине к Черному морю, где они разбивали палатку в каком-нибудь пустынном местечке. Сын традицию продолжил. Как-то в отпуске, стартовав из Воронежской области, где сейчас живут родители, отправился в Сочи. По дороге заехал в Краснодар, увидел застройку под названием “Немецкая деревня” – прекрасные дома и коттеджи. Подумал: “Это, наверное, жилье для миллионеров”. И вдруг сам получил предложение стать участником программы “Наш дом” и заселиться в один из этих сказочных домов. В “Норникеле” ценят и поощряют людей, болеющих за свое дело.
Теперь маршрут перемещений таков: из Воронежской области, от своих родителей, в Азов (здесь живут родители жены Ларисы), далее в “Немецкую деревню” и в Сочи, к Черному морю. 20 ноября у Олега Анатольевича очередной отпуск, и он на время поменяет снежные ландшафты на южные – с пальмами. Преемственность по увлечению механизмами и дорогами, судя по всему, продолжит сын Олега Дмитрий, который учится в политехническом колледже и сейчас проходит практику во 2-й колонне ЦАТК. Как отец и дед, он выбрал востребованную профессию. |
Водители и машинисты 5-й колонны знают
не только как управлять техникой, но и ее устройство и технические характеристики
Сергей Михайловский и отремонтированный им бульдозер. Идет очистка от снега территории возле “Надежды”
Роман Сторчак трудится на погрузчике на территории шахты “Известняков”
|