Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Взаимное везение
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
26 июля 2018 года, 14:30
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Машины нового века требуют особого подхода, поэтому Артур АКСЕНОВ из “Норильскникельремонта”, имеющий огромное количество сертификатов по ремонту импортной техники, мечтает вновь повысить свою квалификацию. Благо на его предприятии обучению персонала придают особое значение.
Рабочее место Артура Аксенова, слесаря дежурного и по ремонту оборудования ПУРСО СДО №2 (подземного участка ремонта и сервисного обслуживания самоходного дизельного оборудования) СШРУ “ННР” находится на руднике “Октябрьский” на глубине 800 метров. Там расположены две подземные рембазы. На одной в декабре прошлого года закончили капитальный ремонт, рассказывает электромеханик Роман Чудаков. Переделали все с нуля: подорвали бетонную почву, заново залили полы, побелили кровлю, покрасили борта, повесили новые светильники, нанесли схемы демаркации. Есть там и комната приема пищи с микроволновкой и чайником, в наличии новые столы и лавочки – все чисто, аккуратно. Тенденция создавать для работников комфортные условия труда – одна из приятных особенностей общества “Норильскникельремонт”.
На одной из баз ремонтируют большие ковшевые ПДМ, на второй – вспомогательную технику и буровое оборудование. Артур перемещается с одной на другую, потому что в своем деле универсал, поясняет Роман Чудаков:
– Он очень грамотный специалист, с большим опытом. У него есть сертификаты, удостоверяющие, что он обучен и сдал экзамены по теории ремонта практически на все виды техники, работающей под землей. Что касается ПДМ, в основном это “Катерпиллар” R-1700, R-1600 – погрузочно-доставочные ковшевые машины с грузоподъемностью более 10 тонн, отгружающие горную массу в рудоспуски. Что касается “Атлас Копко”, это ST-2, СТ-3,5, выполняющие функции доставочных и зачистных машин в узких горных выработках, где находятся рельсовые откаточные пути. Занимается обслуживанием самоходных буровых установок “Бумер” L2d, M2d и новых машин-анкероустановщиков “Болтэк”, а также вспомогательной техники финского производителя “Нормет”: машин для механической и ручной кровлеоборки, доставочных, топливозаправочных, пожарных машин и машин скорой помощи.
И это все он один? Да.
Главное орудие – манометр
– Мне вообще очень повезло в жизни, – рассказывает Артур. – Начнем с того, как я попал на участок. Случилось это в 2006 году. Я работал водителем и подрабатывал слесарем на СТО. Естественно, хотелось устроиться туда, где нормально платят и есть стабильность. Разнес резюме, но прием в компанию был закрыт, и ответов я не получил. Случайно знакомые подсказали: “Запишись на прием к Вейде”. Генеральный директор “Норильскникельремонта” Олег Юрьевич Вейде тогда был управляющим трестом “Норильскшахтсервис”. Я записался, пришел, объяснил, что умею. Он посмотрел мою трудовую: “Послушай, но ты же водитель”. Я объяснил: “Умею то-то, работал там-то”.
По-видимому, этих объяснений для дальновидного руководителя оказалось достаточно.
– Он тут же вызвал начальника отдела кадров, и мне предложили на выбор: заниматься либо буровой и вспомогательной техникой, либо пэдээмками, – продолжает рассказ Артур. – Я попросился на буровую, и меня отправили к Олегу Ивановичу Штылеву, тогда он был начальником ПУРСО  №2. Через год начальником участка стал Алексей Яковлевич Клипенштейн, через три года меня отправили обучаться гидравлике. Отучился, и Алексей Яковлевич дал мне тяжелую (в смысле очень аварийную) машину. Надо было глубоко зайти в проблемы, чтобы понять, что с ней случилось. То, что я сейчас выполняю за одну смену, тогда ковырял две недели. И мне разрешили. С тех пор нахожусь в штате по гидравлике. Занимаюсь любимой работой уже 12 лет.
Своим главным орудием труда он называет манометр. У машин, так же как у людей, давление должно быть в норме. Надежные тормоза, сцепление, рулевое управление – это важно, кто поспорит.
– Мне нравится моя работа, – говорит наш герой, – потому что понимаешь, что имели в виду  иностранцы, когда составляли гидравлическую схему, для того чтобы обезопасить людей.
С прицелом на будущее
– Техника тяжелая (это уже по тоннажу), и при аварийных остановках, и при плановых ремонтах основное – проверить гидравлику, ведь от состояния тормозной системы зависит безо-пасность людей, – рассказывает Артур о своей главной сегодняшней задаче.
Как уже успел сообщить Роман Чудаков, в гидравлике Артур поднаторел. Окончил много курсов повышения квалификации по всем видам техники, поступающей в Заполярный филиал.
– Мне нравится учиться, – поясняет наш герой. – Отправили меня однажды на курсы повышения квалификации в Новосибирск, где преподавал – снова повезло – доктор наук, мужчина лет за 80. Не зря говорят, что умственная работа сохраняет интеллект. Выглядит человек прекрасно и рассуждает грамотно – просто фантастика. Доводит до вас такие вещи, что сидите рот раскрыв, и тут же проверяет, как усвоена информация.
И на месте у ремонтников есть свой собственный “мини-университет” во главе с человеком-энциклопедией Владимиром Николаевым, систематизировавшим все материалы о ремонте подземной импортной техники. Курсы повышения проводят и “фирмачи” – представители компаний-поставщиков. В “Норильсникельремонте” очень серьезно относятся к квалификации своих сотрудников.
Сегодня Артур мечтает пополнить багаж знаний в части электрики. Поясняет: сейчас техника на рудниках НПР почти вся гидравлическая, но в мире давно наметилась тенденция упростить машину, сделать ее более безопасной для окружающих.
– Гидравликой будет управлять электрика. Уже есть такие умные машины. Западные фирмы начинают ставить на них блоки управления, и хороший диагност по датчикам может определить, где потери. Идем к тому, чтобы устранить человеческий фактор.
Артур устремлен в будущее и надеется, что руководство предприятия организует спецкурсы по электрике для таких, как он, не имеющих базовых знаний в новой области. Для начала это должна быть первая ступень, введение в предмет.  
Среда обитания
– У нас в СШРУ такие люди подобрались, что просто поражаешься. Например, Василий Галька, инженер по наладке и испытаниям, он начинал когда-то с пайки телевизоров, потом изучил гидравлику, электрику – всю машину. Сейчас говорят, что молодежь безалаберная, а к нам на участок приходят только талантливые ребята, особенно после новосибирского университета, – рассказывает про свое окружение Артур. – Им практики, естественно, не хватает, но в расчетах, базе они очень сильные. С ними очень интересно разговаривать. Да вообще у нас на участке есть кем гордиться. Алексею Яковлевичу звонят: “Нужна помощь там-то”, и я знаю, что начальнику будет не стыдно отправить туда любого. Каждый выполнит работу быстро, качественно. Настолько команда у нас подготовленная.
– Сразу подобрались такие люди?
– Знания приходят со временем, требуется обучение. Нельзя набрать с улицы кучу людей и сказать: “Надо сделать вот это”. Они сделают, как смогут, а не как надо.
Хорошая работа зависит не только от желания самого человека, говорит Артур, важно, под чьим руководством вы трудитесь. Начальник должен быть человеком, заинтересованным в своем деле. И в этом, говорит наш герой, ему тоже повезло:
– Все начинается с начальника, у него есть требования, и ты начинаешь подтягиваться к ним. Алексей Яковлевич Клипенштейн начинал со слесарей, что важно для руководителя, он очень грамотный и скрупулезный, а также выдержанный и волевой, потому что бывший военный. У нас же производство нервное, но я не помню, чтобы он когда-нибудь повысил голос или сказал грубое слово. Приходит иногда с очень горячих общих планерок, садится и тихим голосом начинает выдавать наряды. Он уже своим поведением настраивает нас на спокойную работу. Каждый день не устает повторять: “Вы должны вот туда прийти, сделать вот это, смотрите всегда, чтобы не упасть…” А предварительно он спустился вниз, сделал осмотр и записал, что требуется устранить.
Кроме любимой работы у Артура есть любимая жена Марина и любимая дочь Катя. Наш герой говорит, что семья – это самое главное в жизни. Известно, что люди с позитивной энергетикой притягиваются. Прослеживается это явление и в жизни Артура. А гендиректор “Норильскникельремонта” Олег Вейде, который когда-то разглядел таланты в пареньке с улицы, вручил ему ко Дню металлурга благодарственное письмо за качественный труд. Выходит, им повезло взаимно.
0

Читайте также в этом номере:

Сумма потенциалов (Лариса ФЕДИШИНА)
Братство сварщиков (Татьяна РЫЧКОВА)
Город в её объективе (Ирина Карпенко, историк, исследователь, кандидат исторических наук, ученый секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга)
Взлетка почти готова (Лариса ФЕДИШИНА)
Другое пространство (Валентина ВАЧАЕВА)
“И Пушкин был с нами” (Валентина ВАЧАЕВА)
Свой День города (Полина ЗЕЛИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск