Высоко под землей
БОЛЬШИЕ ПРОЕКТЫ
18 января 2018 года, 13:10 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
Стратегический инвестиционный проект “Норникеля” шахта “Скалистая” наращивает темпы. За исправностью хозяйства ствола ВС-9 следят ремонтники треста “Норильскшахтсервис” общества “Норильскникельремонт”. Будни у них небанальные: “прогулки” под дождичком внутри ствола глубиной 1102 метра, пятикилометровые – по подземным коридорам шахты…
Эти стволы шахты “Скалистая” рудника “Комсомольский” расположены рядом: ВС-9, ВЗС, ВСС-1. О последнем “ЗВ” писал неоднократно, на него возлагаются большие надежды по подъему богатых руд, но сегодня наш путь лежит на ВС-9. Точнее, на подземный механо-энергетический участок №2 треста “Норильскшахтсервис”. Здесь трудятся электрослесари и слесари дежурные по ремонту оборудования, сварщики – всего 52 человека. Работа у них творческая и многопрофильная. Главная задача – содержать в боевой готовности, улучшать и модернизировать подшефное оборудование 9-го вентиляционного ствола с прилегающим к нему хозяйством. Это мощные рудничные вентиляторы, подъемные машины, конвейеры, стволовое оборудование, опрокиды, люковые устройства, подземные электровозы, вся электрика подземки, технологические трубопроводы и кабели разного назначения. Разобрать-собрать очередной объект нужно быстро, чтобы не останавливался процесс транспортировки добытой горняками руды. Для ускоренного обслуживания они придумывают быстросъемные ухищрения, доводят до ума какие-то мелочи в заводском скелете механизмов, чтобы и самим было удобнее работать. Семь лет назад установили новую немецкую скиповую подъемную машину, тормозную систему и маслостанцию, а в прошлом году совместно с немецкими инженерами произвели усиление барабана СПМ. На клетевой подъемной машине совместно с наладчиками и ПРМУ-6 заменили исполнительный орган тормоза (ИОТ). Все это – масштабные конструкции и труды. Сосуды (собственно “скипы” для подъема руды) тоже меняли три года назад. Народ в подчинении у заместителя начальника 2-го участка Сергея Спиридонова, с которым мы беседуем, путешествуя по наземным объектам участка, квалифицированный. Возраст большинства – до 38 лет. Есть и немного “старичков”, к которым всегда можно обратиться за консультацией. Расчет “астронавтов” Мы подходим к месту посадки в подземный пассажирский лифт – клеть. Здесь мужчины в непромокаемых оранжевых костюмах, защитных очках и масках, в касках и с самоспасателями на боку сейчас застропятся и отправятся в путешествие по стволу глубиной в километр. Инопланетяне, астронавты – именно такие сравнения напрашиваются при взгляде на боевой расчет (как называет его Спиридонов), высадившийся на крышу клети. Эти ребята едут осматривать крепь и армировку ствола. Работа относится к категории особо опасных. Внутри ствола мокро, вентилятор из шахты вытягивает воздух с пылью, и в стволе появляется воздушно-капельная взвесь. Грязный “дождик” поливает боевой расчет на протяжении 600 метров. Эти осадки забивают поры защитных масок, как цемент. Вместо положенных пяти смен их хватает только на две-три. По регламенту боевой наряд “астронавтов” будет медленно спускаться по стволу в течение двух часов, осматривая направляющие канаты на наличие возможных дефектов, каждый – свой, рассказывает Сергей Спиридонов. Они должны углядеть, нет ли каких-либо механических повреждений наружного слоя проволок. Если такое произойдет, опускающаяся клеть может зацепить и вытянуть проволоку из замка каната по всей длине, а это уже большая проблема. Также замеряется канат в контрольных точках, и если он износился более 15% от номинального диаметра, то менять его нужно быстрее. Клети и скипы должны исправно бегать вниз-вверх. Надежные канаты – это и выполнение плана, и охрана труда. Проверяют их каждый день. Так же, как и крепь стволов – на наличие заколов, зависших посторонних предметов и отслоение бетона. Случиться может и такое: из скипа просыпалась руда, подвинула груз внизу – и канат уйдет в сторону. Поднимаясь, он начнет цепляться за растрелы. Чтобы этого не случилось, зумпфовую часть также ежесуточно осматривают, просыпь ликвидируют. – Столько мелочей может стать причиной аварий, но наши люди знают, как их предупредить, – заключает Сергей Спиридонов. Помнят о невидимом Еще один объект нашей производственной экскурсии – ПСУ, пусковые установки скиповой подъемной машины. Той самой, немецкой, которую не так давно поменяли, о чем “ЗВ” писал. Благодаря ей скорость подъема, а значит, и количество выдаваемой на-гора руды увеличились. За процесс отвечают не меньше десятка шкафов, начиненных схемами, автоматами и реле. – Это, можно сказать, сердце машины, – поясняет электромеханик Александр Феоктистов. – Любой шкаф убрать, и машина будет стоять. Даже маленький проводок может стать причиной каких-то сбоев. Тут и силовая часть, и электронная, и защита, и блокировки. Все данные передаются на контроллер, оттуда – на пульт машинистки подъема, которая знает, как поступить в том или ином случае, кому сообщить о каких-либо отклонениях. Как правило, это оперативный дежурный персонал. Они производят определенные комбинации переключения-включения, находят ошибку и запускают машину. Чтобы не было аварийщины и простоев, существуют технические осмотры, ремонты и ревизия шкафов. Электрослесари ПМЭУ-2 сейчас как раз занимаются такой профилактикой. – Это бригадир нашей лучшей бригады за третий квартал 2017 года Игорь Нуркаев, – представляет Сергей Спиридонов старшего в группе. – У них всегда все получается, никогда не бывает такого, чтобы потом дергали внепланово, чтобы возникали аварийные остановки. Грамотно работают. “Старичку” 2-го участка 45 лет, из них в профессии – 25. На таких увлеченных своим делом, как он, и держится вся махина “Норникеля”. И, придя домой, они обдумывают, что нужно будет сделать завтра. – У нас сейчас много хорошего современного оборудования, уровень довольно высокий, – сравнивает Игорь день нынешний и период, когда он только начинал. – Работать стало намного интереснее, появились новые измерительные приборы. Раньше они были громоздкие, а сейчас цифровые, маленькие, удобные. Например, вот этот мультиметр для определения сопротивления, напряжения и тока в цепи. Бригадир рассказывает, о чем никогда не должны забывать его подчиненные, особенно новички: – Самое главное у электриков – правила безопасности. Надо всегда помнить, что такое ток, чем он опасен и что он невидим. Если дело касается электроэнергии, человек и за свою жизнь отвечает, и за жизнь своего товарища. Каждый нюанс важен. И никакой пыли О том же говорит электромеханик Феоктистов: – Высокая квалификация сотрудников важна, но, если выполняешь какие-либо работы, связанные с электричеством, самое главное – никуда не торопиться. Как бы тебя ни подгоняли, ты в первую очередь должен обезопасить сам себя. Произвести отключение, установить блокираторы, убедиться в отсутствии напряжения, а потом уже заниматься работой. Известно, какова последовательность действий в случаях самых неприятных инцидентов. Один отключил ток, второй включил, а третий уверен, что он в безопасности, и приступает к работе. – Должны быть люди, ответственные за электрохозяйство, – говорит Александр. – Сейчас мы занимаемся разработкой технологических карт, матриц изоляции электроэнергии согласно вводимым в “Норникеле” новым стандартам. Это и помощь людям, и в первую очередь безопасность. – Какое у ваших слесарей задание на сегодня? – Люди работают на скиповой подъемной машине. Там происходит полугодовая наладка, а мы производим сопровождение. То есть оказываем непосредственную помощь наладчикам в обдуве электродвигателей, делаем продув шкафов релейной защиты. Также занимаемся полностью протяжкой болтовых, кабельных соединений и протиркой изоляторов. Электричество, масло и токопроводящая пыль несовместимы. Для оборудования это очень плохо. А что на глубине? Мы путешествуем по поверхности, а что происходит на глубине километра? Не зря же участок называется подземным. – Сейчас вниз спустились бригада электриков и бригада слесарей, обслуживающая электровозы, – отвечает на вопрос Сергей Спиридонов. – В шахте каждая из бригад разошлась по своим рабочим местам. Одни пришли на ремонтную базу – ЭВРД, вторые – в РПП-6кВ. Слесари занимаются электровозом К-14М. Ремонтируют редуктор и проводят ревизию тормозной системы. Электрослесари занимаются ревизией КРУВ-6кВ. Если есть проблемы где-то на линиях, туда уходит оперативный дежурный, делает переключение в проблемном месте. И такие “прогулки” под землей дежурных электриков могут составлять более пяти километров. Это расстояние от ствола ВС-9 почти до строящегося ВС-10. Ходим, обслуживаем трансформаторные подстанции: КТПВ, ТСВП, КТПВШ, кабельные линии 0,4 и 6кВ, тяговые подстанции ВТПЕ, контактную сеть откаточного горизонта –850 метров, ячейки КРУВ-6. Делаем все для бесперебойной работы энергопотребителей. Еще одна бригада занимается техническим обслуживанием технологических трубопроводов сжатого воздуха и противопожарного трубопровода – всё на нас. Узкая специализация сейчас не в моде, в моде – широкая. По принципу и швец, и жнец, и на дуде игрец. Это и про них. Только и успевают разгребать все завалы, точнее, не допускать их. Темпы растут вместе с набирающей мощь “Скалистой”. Между тем мы проходим мимо 80-метрового наземного конвейера, по которому руда транспортируется на улицу. “Тоже их хозяйство”. Внизу есть еще один, 90-метровый, рассказывает Сергей Спиридонов. Недавно они запустили второй питатель для того, чтобы немцы – они будут вести проходку на горизонте –950 – могли с нового опрокида, который сейчас монтируют, бросать туда свою породу, чтобы отгружать ее наверх. …Разве вникнешь во все нюансы работы подземного механо-энергетического участка №2 за 40 минут? Нет конечно. Но и так понятно: без дела не сидят ни секунды. |
0 | Твитнуть |