О важных людях и домах
НОРИЛЬСК В ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ В НОРИЛЬСКЕ
18 января 2018 года, 13:58 Текст: Лариса ФЕДИШИНА
|
Без малого 13 лет работы. 560 страниц текста с прологом и эпилогом. Свыше тысячи иллюстраций. Почти три килограмма веса. Пожалуй, достаточно общих сведений о книге Станислава Стрючкова “История домов и людей. Восстановленные факты истории архитектуры и гражданского строительства Норильска”. Издание поступило в наш город, готовится его презентация в Публичной библиотеке. У читателей “Заполярного вестника” есть возможность первыми встретиться с автором книги.
– Станислав, в 2015 году к юбилею компании “Норникель” в “Вестнике” появилась серия ваших “Архитектурных прогулок” по городу. Большинство читателей, как и я, впервые узнали, что в Норильске планировали построить Дом промышленности, здание аэровокзала на станции Октябрьская, подвесную монорельсовую дорогу от Гвардейской площади до Талнаха. А сколько открылось интересных фактов строительства домов, учреждений культуры, общепита! Почему тогда все это не стало книгой? – Когда я в 2005 году приступал к работе, не знал, насколько тема не изучена. Казалось бы, вот он, город, мы в нем живем, ходим мимо этих зданий, а что о них знаем? Мало. Иногда и не догадываемся, что история этих объектов отсутствует. Я начал искать публикации в книгах, в газетах, пошел в архивы. В некоторые достаточно долго пробивался, в других мне охотно помогали в поиске материалов. Отдельная история, детектив, можно сказать, как я получал допуск к личным делам. Приходилось ссылаться на 123-й Федеральный закон, где сказано, что журналист в осуществлении своей деятельности имеет право получать интересующую его информацию. В других городах зачастую было проще. Документы, связанные с Норильском, находятся в Красноярске, Санкт-Петербурге, Иркутске, Ереване. Где-то я сам работал в архивах, встречался с людьми, где-то у меня были помощники. Например, в Ереване сотрудник Дирекции заповедников Таймыра Наира Месропян по моей просьбе искала места, связанные с норильскими архитекторами-армянами, делала переводы материалов. В “Истории домов и людей” есть и строки на армянском языке. Скажу еще, что изначально у меня не было задачи писать книгу. Просто однажды я подумал: вот стоит Дворец культуры, в детстве я туда ходил заниматься в драмкружок. А как строился дворец, почему, отличаясь от окружающего архитектурного ансамбля, он не выглядит, как инородное тело? Поясню: ДК исполнен в стиле конструктивизма, но сделан так, что не сразу заметно, что здание отличается от барокко. Это гений архитектора Лидии Миненко. Начав с ДК, стал цепляться за одну тему, потом за другую. И начал поднимать такие пласты, рядом с которыми монорельсовая дорога – незначительный эпизод. Этих пластов огромное количество, не всё вошло в книгу. Сведения по истории норильской архитектуры и городского строительства собирал лет восемь-девять. Сегодня накапливается новый материал. Этот процесс идет уже сам собой. Например, на днях мне пришло письмо, из которого я узнал, что один из самых влиятельных архитекторов нашего города Екабс-Ольгерт Трушиньш умер у себя на родине в 2014 году. К письму прилагался номер журнала об архитектуре Риги, с которым сотрудничал Трушиньш. Я ведь мог найти его, расспросить о работе в Норильске. Не случилось… – А публикация по “вновь открывшимся обстоятельствам” будет? – Возможно, через какое-то время. Возвращаясь к “Истории домов и людей”, скажу, что сам процесс написания занял года три. Об издании впервые задумался, наверное, в 2012-м. И решил подать заявку на грант государственной программы Красноярского края “Книжное Красноярье”. Тогда я думал: раз собран материал, книгу напишу быстро. Начал – и понял, что не уложусь в сроки. В 2017-м все было готово процентов на 80, поэтому мы “вписались” в условия гранта, получили поддержку и работали над книгой очень напряженно, почти круглосуточно. Моя жена Лариса Стрючкова десять месяцев без выходных занималась этим изданием: работала над иллюстрацией, структурировала, редактировала материал, макетировала книгу. В этом смысле Лариса не только главный редактор издания, но и полноправный соавтор. – Станислав, закончив это комплексное исследование, можете сказать, в Норильске большое собрание материалов об архитектуре и градостроительстве? – Могу сказать, что у нас нет единого центра, в котором бы содержались все эти сведения, их нужно было вынимать по крупицам. И самое обидное: в архиве института “Норильскпроект” в основном находятся… мечты норильских архитекторов. А реализованные проекты были сохранены в других организациях, например в архиве ПСМО “Норильскстрой”, но далеко не все они дожили до наших дней. Отыскать действующий проект, по которому строилось то или иное здание, было крайне трудно. Но для меня чертежи не так важны, важнее информация, как строили объект, какой был подход у людей. Поясню на примере ДК, коль мы о нем все время говорим. С Дворцом культуры тесно связана судьба Лидии Владимировны Миненко. Ее судьба – с Витольдом Станиславовичем Непокойчицким. А их общая судьба неразрывно связана с комбинатом и Завенягиным. Но борьба за этот самый ДК имеет непосредственное отношение и к судьбе архитектора Ларисы Григорьевны Назаровой. Вначале это был ее проект, Назарова его утвердила в Москве. Непокойчицкий вмешался, выехал в столицу и утвердил проект своей жены. Об этом неоднократно рассказывал сам Витольд Станиславович, и я включил этот эпизод в “Историю домов и людей”. – Замечу, что в ней охвачены далеко не все знаковые для Норильска архитекторы и строители, хотя информации у вас наверняка достаточно. – Более чем. Поначалу я действительно хотел писать о многих удивительных людях и профессионалах: Локштанове, Фрумкине, Эпштейне… Но понял, что, если вместить и это, придется делать два тома. – Даже один получился весьма солидный и тяжелый. – А два сильно удорожили бы стоимость издания. Словом, “человеческие истории” я сократил до самых значимых фигур в норильской архитектуре: Непокойчицкого, Миненко, Трушиньша, Геворка Кочара-Кочеряна, Микаэля Мазманяна. Зато их биографии изложены максимально подробно. Глава так глава. – То же можно сказать и о некоторых жилых домах и городских учреждениях. – Я акцентировал внимание на интересных и знаковых объектах, а не на типовой застройке, хотя о ней тоже сказано. Думаю, это логично. Мне иногда везло. Несколько лет назад ненадолго приехала в Норильск Татьяна Валентиновна Златинская, а она была моим преподавателем в институте. Встретились, я говорю: подобрался к двадцать девятому кварталу (пять дворов на улице Завенягина), но не знаю, с какой стороны “войти” на это неоднозначное место. Сплошная мифология. Как было дело? Татьяна Валентиновна – когда-то она работала мастером “Горстроя”, еще рядом с заключенными, – стала рассказывать. Получилось четыре часа диктофонной записи: от первых свай, которые замерзли и были заброшены, потом их выковыривали, от первого дома, выросшего в 1956 году и простоявшего два года без дела, и до последнего вбитого плотниками гвоздя. А я в детстве жил в этом микрорайоне и знаю подробности быта людей здесь. Получилась глава “Улица Завенягина – квартал вечного лета”. Еще одна исследовательская победа связана со столовой “Белый олень”. Трагическую его историю знают все старые норильчане. Но материала о том, что произошло 12 июля 1976 года, очень мало, и у меня эта история должна была составлять не отдельную главу, а всего лишь вставку в один абзац. Но совершенно невероятным образом мне в руки попала вся документация: и от милиции, и от врачей, которые спасали пострадавших, и от строителей, разгребавших завалы, и от комиссии, проводившей расследование причин трагедии. Благодаря этому мне удалось выстроить хронологию событий. А какой радостной и в то же время полезной была встреча в Санкт-Петербурге с мамой моего институтского приятеля Дмитрия Аллилуева! Оказалось, Светлана Тимовна жила в первом доме Горстроя в 1941 году и была одной из первых учениц первой норильской школы в 1949-м! У нее нашлись и редкие фотографии. Таких удач, к счастью, было немало… – Об иллюстрации хочется сказать отдельно. В книге есть неизвестные, мне, по крайней мере, снимки, редко публикуемые фотографии, рисунки, которые мало кто видел. Как подбирался “видеоряд”, достаточно ли было вашего огромного фотоархива или что-то искали специально? – Иллюстративный материал появлялся из разных источников, в том числе из Интернета. Мы переписывались с бывшими норильчанами, которые тоже присылали старые фотографии. Если чего-то конкретно не хватало, Лариса организовывала съемки нужного объекта. Рисунки для книги и текстовки к ним делал художник Вадим Зверев. Я должен поблагодарить и норильского фотолюбителя Николая Фомина. Это кладезь исторических снимков. Николай немного старше меня, но когда я в 1976 году, занимаясь в фотокружке, бегал по городу в поисках красивых мест для съемки, Фомин фотографировал железную дорогу, дома в семнадцатом квартале (четная сторона улицы Кирова), строительство третьего универсама. Здание, в котором жили герои фильма Сергея Герасимова “Любить человека”. Николай Фомин – из тех редких людей, кто сохранил эти фотографии. – Уверена, норильчанам будет интересно и смотреть, и читать. – Возможно, не всем. Если люди приехали в Норильск вчера, их, скорее всего, книга не заинтересует. Но бывшие наши земляки, живущие в других городах России, в Таиланде, в Америке, Израиле, уже спрашивают, как можно приобрести это издание. – “История домов и людей” вышла тиражом 1000 экземпляров. В Норильск поступило гораздо меньше. – По условиям гранта 850 книг остается у грантодателя. Экземпляры будут розданы по всем библиотекам и профильным учреждениям Красноярского края, в том числе и в Норильске. В распоряжении издательства “Апекс” осталось 150 штук. Часть этого тиража будет подарена нашим помощникам, остальные книги – в свободной продаже. |
0 | Твитнуть |