Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Спровоцировать на добро
POLART-РЕЗИДЕНЦИЯ
18 января 2018 года, 13:35
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
В Большом Норильске на одном из зданий вот-вот появится изображение, которое “будет контрастировать с окружающим холодным городским контекстом и визуально согреет его”. Проект под названием “Тепло внутри” воплощает Александр Жунев, пермский стрит-арт-художник.
В PolArt-резиденции Музея Норильска до поры до времени сохраняют интригу и не сообщают, где этот дом и какое послание второй резидент сезона-2017/18 оставит северному городу. Известно, что это будет рисунок скотчем на десяти квадратных метрах.
С последствиями и без
Сам художник в прошлую пятницу на встрече с норильчанами рассказал о себе и своих проектах, пригласив желающих на промежуточный мастер-класс по авторской технике, названной им пиксель-скотч-арт. Пиксель, так как на компьютере делается пиксельная картинка, в соответствии с которой на сетку наклеивается цветной скотч – и получается скотч-арт. Александр Жунев показал сделанные из скотча в разные годы (и в разных городах) портреты Горького, Каменского, Ленина и Распутина и других. Причем Ленин и Распутин появились в Тюмени, родине предсказателя и городе, куда на время войны эвакуировали тело вождя революции. Просвещенный художник объединил два портрета благодаря фразе Керенского о том, что “без Распутина не было бы Ленина”.
Поэта и летчика Василия Каменского, к которому автор относится с особым пиететом, он изобразил на девятиэтажке одноименной улицы в родном городе. Знаменитый футурист, друг Маяковского, был родом из Перми, чем очень гордится художник. Кстати, эта работа была выполнена в сотрудничестве с властью: в 2015-м Александр Жунев выиграл конкурс и получил грант. Но, по словам гостя, этот случай скорее исключение, а не правило.
В апреле того же 2015-го, когда совпали День космонавтики и Пасха, художник, “решив визуализировать событие”, на стене жилого дома в Перми изобразил распятого на кресте первого космонавта. А на следующий день после пасхального Воскресения в прокуратуру поступило заявление одного из пермских депутатов с требованием провести проверку, не является ли это изображение оскорблением чувств верующих:
– Управляющая компания подсуетилась и на всякий случай уничтожила рисунок… А через месяц я написал Гагарина на холсте на фоне инопланетного пейзажа. На другой планете, куда он прилетел, его не приняли и распяли, как Христа”.
Сам художник назвал “Гагарина” резонансной работой, и действительно Интернет прочно связывает его имя с “распятым Гагариным”, хотя не забывает и о других проектах одного из самых известных в Перми стрит-арт-художников.
На встрече в арт-резиденции гость города рассказал о большинстве из них, в том числе о своих аппликациях из листьев. Именно в этой технике в 2016-м на деревянной стене в сквере Пушкина в Перми Александр Жунев рядом с бронзовым поэтом изобразил легендарного – и любимого – музыканта, поэта и гражданина  Юрия Шевчука.
– Сегодня поэзия перекочевала в музыку, без которой стихи почти не слушают. Шевчук был  в Перми на гастролях, благодарил меня за портрет. Оставил на память автограф.
Улучшая пространство
Во время artist-talk мастер стрит-арта ответил на традиционные – и не совсем – вопросы. О Норильске он сказал, что ему очень понравилась идея нашего обелиска на Гвардейской площади, на котором написано, что там будет памятник. По понятным причинам выразил восторг от городского недостроя как площадки для стрит-арта. А еще заметил, что в Перми гостей встречают собаки, а в Норильске по пути из аэропорта он увидел… песца.
Интересовались норильчане тем, как долго “живут” арт-объекты из скотча, и тем, как художник сегодня выстраивает свои отношения с властными структурами. На все вопросы Александр Жунев отвечал очень искренне. По его словам, после “Гагарина” у него стало меньше работы, так как потенциальные заказчики включили на всякий случай внутреннего цензора. Но это не останавливает художника, так как свою главную задачу он видит в том, чтобы вступать в диалог с обществом и провоцировать его на добро.
– Жесткая цензура вызывает у художника желание делать наперекор. Я не хочу ни с кем бороться, а просто стремлюсь улучшать пространство.
Александр утверждает, что ему до сих пор трудно дается рисование, поэтому  вместо красок он использует скотч и тому подобное. (Впрочем, когда он в школе играл в рок-группе, то тоже считал, что не обладает большим музыкальным талантом.)
Ни изобразительному искусству, ни музыке Жунев специально нигде не учился. По образованию он геолог и экономист, а стрит-артом увлекся вскоре после университета, лет десять назад, когда в Перми свершилась культурная революция имени Марата Гельмана, возглавившего местный музей современного искусства. В этот период в “культурной столице” проходили фестивали, открывались выставки. Правда, начинающему художнику, как и большинству его местных коллег, казалось, что их затирают приезжие:
– Обижались, что нас привлекают только как слушателей, ориентируясь в основном на привозных художников. Хотя в Перми тогда настоящего современного искусства и не было. Я Гельмана немного критиковал, а когда он в 2013-м уехал, понял, что был неправ.
Сегодня Александр Жунев  мечтает о большой команде, с которой мог бы продолжать вести диалог с обществом со стен и заборов. Он считает, что у него есть талант придумывать и опыт, чтобы подсказать, как воплощать свои идеи. Художнику только 33 года, но он уже боится не успеть выполнить все, что придумал. Кстати, идеи улучшения пространства у Александра  рождаются, как правило, зимой, когда нельзя работать на улице. В это время он придумывает, пишет проекты, разъезжает по стране, даже отважился на поездку в Норильск, хотя не любит холод…
Каким будет самый северный  арт-проект уличного художника Александра Жунева, увидим совсем скоро.
Юрий Шевчук своим изображением (и соседством) остался доволен
0

Читайте также в этом номере:

Высоко под землей (Татьяна РЫЧКОВА)
Собрали и выбросили (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Как задать острый вопрос? (Лариса МИХАЙЛОВА)
Люди пробуют металл (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Дети будут сыты (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
О важных людях и домах (Лариса ФЕДИШИНА)
Построили! (Лариса МИХАЙЛОВА)
Научатся жить на сцене (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Через будущее к прошлому (Марина БУШУЕВА)
Кто хотел, тот услышал (Валентина ВАЧАЕВА)
Ушли под воду (Мария СОКОЛОВА)
Законные основания (Анна САРАФАНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск