Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Ушли под воду
УВЛЕЧЕНИЯ
18 января 2018 года, 13:46
Текст: Мария СОКОЛОВА
Пока многие из нас гадали, чем занять себя на новогодних каникулах, норильские дайверы успешно продолжали начатую еще несколько зим назад практику подледных погружений в нескольких окрестных водоемах. О том, зачем нырять зимой и как подготовиться к этому в особенных северных условиях, “Заполярному вестнику” рассказал Евгений БАБИЧ, руководитель дайв-клуба “Норд”.
Достаточно глубоко
Комфортная температура воздуха для таких погружений минус 15–20 градусов. Но это идеальная ситуация.
– Мы погружаемся и при минус 25, пару раз бывало даже при минус 30, – рассказывает Евгений Бабич. – Правда, без ветра, в противном случае это было бы невозможно. Это крайние показатели, ниже которых снаряжение начинает мерзнуть и отказывать. Хотя в любом случае зимой у нас всегда с собой большой термос с кипятком, чтобы оперативно решать проблемы. К примеру, спускается человек под воду, а его оборудование встало на постоянную постановку воздуха. Он выныривает, мы заливаем кипятком снаряжение в нужных точках, оно стабилизируется, и дайвер быстро погружается обратно, потому что вода подо льдом хоть и минимальной, но все же плюсовой температуры: плюс 0–2 0С.
Водоем дайверы выбирают заранее, летом или осенью, путем ознакомительных погружений. Сегодня у них уже есть “рабочие” водоемы: под Алыкелем, в районе “Надежды”.
– Рядом с некоторыми есть теплый домик, где мы готовим оборудование, переодеваемся в “сухие” костюмы. Если такого нет, спасает зимний шатер, который берем с собой. Глубина основного рабочего карьера – 13,5 метра, этого достаточно. Нырять глубже, конечно, можно, но не стоит, – говорит руководитель клуба. – На первом месте у нас безопасность.
 
Плюсы и минусы
Водоемы в окрестностях города в теплое время года чаще всего имеют плохую видимость. Тем и хороши зимние погружения: вода намного чище и прозрачнее, взвесь оседает, растительность успокаивается и видимости достаточно, насколько можно окинуть взглядом. Важно только застать дневное время. Чтобы свет проникал через лед, вокруг майны очищаются от снега сигнальные круги с расходящимися от них лучами. Так что, если под водой дайвер отходит далеко от майны (при обрыве страховочного конца), он всегда найдет ее по этим кругам и лучам.
– Процесс подледных погружений в наших условиях начинается с тяжелой физической работы, – делится Евгений Бабич деталями дайверского дела. – Надо подготовить майну. Чтобы это сделать, выпиливаем кубами полтора-два метра льда, складываем из них своеобразную защиту от ветра. Но это только на словах так просто: выпиливаем. На самом деле лед такой толщины не берет ни один инструмент, в ход идет все, включая бензопилу. Лед выдалбливают слой за слоем, и его обязательно весь надо вытащить на поверхность. Вталкивать в майну нельзя, потому что от движения воды он может закрыть ее снова, и дайверы останутся запечатанными под водой. В этом смысле у нас очень сложные условия для погружений. Я был, к примеру, на Белом море, где мы также погружались зимой. Климат там не менее суровый, но толщина льда на море максимум всего 30–40 см, у нас так бывает только осенью, в октябре-ноябре, или весной, в апреле-мае. Поэтому за одну поездку дайверы успевают сделать майны и понырять в разных местах. Впрочем, на Белом море другая трудность – вода соленая и холоднее, минус 2 градуса, отказ оборудования происходит чаще. Зато это море и подводные пейзажи богаче.
 
Партнеру нужно доверять
Поскольку подледные погружения специфичны, то и подготовка дайверов должна быть соответствующая. В составе команды не должно оказаться человека, просто умеющего пользоваться снаряжением и получившего квалификацию в теплых южных морях. Чтобы погружаться зимой, дайвер должен иметь достаточный опыт глубоководных погружений в открытой воде именно в условиях Севера, потому что в жарком климате, опускаясь под воду, ты практически не чувствуешь разницы среды. У нас же вода холодная даже летом. Стресс для организма возникает именно от температуры воды, к этому надо быть готовым в первую очередь психологически. Особенно это неприятно для лица – в гидрокостюме только оно остается незащищенным, так что представьте ощущения на коже, когда опускаешься на морозе в ледяную воду! Под водой уже, если ты в адекватном снаряжении, уютно – хотя это, конечно, вопрос времени. Да, сегодня существует снаряжение, позволяющее проводить в такой воде несколько часов, но у местных дайверов такой необходимости нет.
– Пожалуй, основное – нужно доверять своим партнерам как самому себе, – акцентирует внимание наш собеседник. – В противном случае лучше не погружаться: вы или он можете создать друг другу или себе проблемы под водой. Дайвинг, тем более подледный, – это не просто фантастическая красота: созерцай себе, и все. Принят свод правил и действий, отклониться от которых – значит подвергнуть себя или партнера риску. По правилам двое погружаются на спусковых концах, двое наверху их страхуют, а еще один или два человека – запасные страхующие, готовые прийти на помощь. В целом наша группа постоянно ныряющих насчитывает от четырех до десяти человек. Если состав меньше четырех дайверов, мы не ездим, потому что это небезопасно.
 
Реальный космос
Все неудобства при погружении компенсируются зрелищем, увиденным под водой. Это подводный космос. Очень красиво, когда поднимающиеся пузыри воздуха растекаются под поверхностью льда как ртуть.
Хотя начинается все раньше: когда еще по пути к воде проходишь полтора-два метра красивейшего льда, на котором видны слои разных оттенков, как знаки времени, когда они намерзли. Безусловно, флора и фауна у нас небогаты, но прозрачность воды высока, и все это под куполом льда над головой с переливами цвета, особенно в солнечную погоду. Это стоит любых предварительных трудозатрат.
Бывают и неожиданные находки:
– Однажды в затопленном карьере в районе Алыкеля мы обнаружили под водой вагон. На нем сохранились номера, по которым можно проследить его судьбу. В будущем, возможно, этим займемся. Причем нашли мы вагон осенью, потом вернулись на это место зимой, решили отыскать его снова, но сразу не нашли. Пришлось делать вторую майну в другом месте, на этот раз уже удачно, – рассказывает Евгений Бабич.
А еще для интереса в одном из карьеров мы сделали подводный “офис”: специально затопили холодильник, ноутбук, магнитофон, телевизор. В другом месте есть утопленный “Москвич”, батискаф и другие артефакты. Все интересно рассмотреть, потрогать. И весь этот подводный ландшафт виден как на ладони. А поскольку это рабочий карьер, он весь в валунах и изрыт, будто лунная поверхность. Так что, поверьте, это – реальный космос.
Чтобы подготовить майну, лед выдалбливают слой за слоем. В ход идет все, включая бензопилу
Весь лед из майны обязательно нужно вытащить на поверхность. Иначе он может закрыть ее снова
Стресс для организма возникает именно от температуры воды. Особенно это неприятно для лица
В дайвинге партнеру нужно доверять. В противном случае лучше вообще не погружаться
0

Читайте также в этом номере:

Высоко под землей (Татьяна РЫЧКОВА)
Собрали и выбросили (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Как задать острый вопрос? (Лариса МИХАЙЛОВА)
Люди пробуют металл (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Дети будут сыты (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
О важных людях и домах (Лариса ФЕДИШИНА)
Построили! (Лариса МИХАЙЛОВА)
Научатся жить на сцене (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Через будущее к прошлому (Марина БУШУЕВА)
Спровоцировать на добро (Валентина ВАЧАЕВА)
Кто хотел, тот услышал (Валентина ВАЧАЕВА)
Законные основания (Анна САРАФАНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск