Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Война от первого лица
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
11 мая 2018 года, 14:03
Фото: Семейный архив
Текст: Анна САРАФАНОВА
Герои войны – солдаты Красной армии, труженики тыла, узники концлагерей… Очень многих из тех, кто видел Великую Отечественную войну своими глазами, уже нет с нами. Но память о них жива. И не только в учебниках истории, кинематографе или литературе, но и в личных архивах потомков героев. В нашей специальной рубрике “Чтобы помнили” воспоминаниями о родных и близких, о тех, кто пережил страшные военные годы, делятся норильчане.
О событиях военных лет “Заполярному вестнику” в этот раз рассказала непосредственная их участница Наталья Максимовна ФИЛОНОВА. О своем отце – боевом ветеране Великой Отечественной войны, о жизни ее семьи в годы фашистской оккупации, обо всем том, что она видела еще ребенком и помнит до сих пор.
Вместе с родителями Наталья Максимовна жила в небольшом селе Курской области. В многодетной по сегодняшним меркам семье она была младшей. Помимо нее было еще три ребенка: две сестры и брат.
В июне 1941-го, когда началась война, 11-летняя Наташа только перешла в третий класс. Совсем девчонка, на каникулах она думала об играх с друзьями, походах в лес по грибы и ягоды. Но это лето было другим. Уже в августе линия фронта вплотную подошла к Курску. А дальше… На три долгих года  семья нашей героини оказалась на оккупированной территории. О том, что пришлось пережить самой, Наталья Максимовна говорит во вторую очередь, в первую рассказывает о своем папе – Максиме Денисовиче.
Не дождались героя
Он был лучшим охотником в селе, ловким и метким, как говорится, “белку в глаз бил”. Поэтому, наверное, и служить его отправили наводчиком дальнобойных орудий на Ленинградский фронт. На себе довелось ему испытать голод в блокадном Ленинграде. Совершая авианалеты, фашисты топили колонны автомашин, идущих по льду Ладожского озера, Дороге жизни, с грузом провианта для ленинградцев.
Перечитывая письма отца, Наталья Максимовна не может сдержать чувств: голод был страшный, нечеловеческий. “Кошку если заметим, то пристрелим. Ведь кошка – это деликатес, потому что есть совсем нечего”.
После 1943 года семья стала получать весточки от отца с ленинградского фронта. “Я в огне не сгорю и в воде не потону. Береги детей, Поля, я приеду”, – писал Максим Денисович своей жене Пелагее Игнатьевне.
Казалось, судьба хранила Максима Денисовича: ни разу, как вспоминает дочь, он не был ранен, хотя и сражался на передовой. Но 9 марта 1944-го товарищ отца сообщил семье тревожную новость: “У нас случилось большое несчастье, Максим попал в госпиталь”. Почти одновременно с этим письмом семья получила похоронку. Как выяснилось гораздо позднее, 7 марта 1944 года он получил сильнейшее отравление и через девять дней умер, не приходя в сознание. Семья не дождалась своего героя. Максим Денисович награжден медалями “За боевые заслуги”, “За оборону Ленинграда”.
Золотое зерно
Немецкие войска регулярно устраивали поборы в селах Курской области. Они не запрещали деревенским вести хозяйство. Те по-прежнему засевали поля и огороды, растили домашнюю живность и птицу. Однако все это могли забрать в любой момент. Поэтому селяне всеми силами старались спрятать и зерно, и домашнюю скотину.
– Немцы все же не такие смекалистые и сообразительные были, как русские люди, – вспоминает Наталья Максимовна. – Русского не обманешь. А те – совсем другое дело, очень уж легковерные были. Сдавать им старались большей частью не пшеницу, а овес и рожь. Остальное мы прятали. Ночью вырывали прямо в полу своей хаты яму, в которую ставили бочку с зерном.  
Правда, за годы войны оккупанты про подобные хитрости узнали. Они простукивали палкой земляной пол. В том месте, где глухой звук выдавал полость, приходилось раскапывать и отдавать схрон.
– “А нам-то что останется?” – спрашивали мы, когда немцы забирали спрятанное зерно, – вспоминает Наталья Максимовна голодное время. – А они отвечали: “Себе еще вырастите”. Да только дожить надо было еще год до следующего урожая.  
Также Наталья Максимовна рассказывает, как, будучи маленькой девочкой, завидев идущих по дороге немцев, хваталась за ремень и трясла им, звеня пряжкой как можно громче. Делала она это для того, чтобы поросята, услышав этот звук, как по команде прятались под печкой и сидели там смирно и тихо. Маленькие свинки делали так каждый раз, пытаясь избежать наказания за совершенную шалость. В результате “гости” уходили из хаты, не подозревая, что в ней есть чем поживиться. Когда же поросята подрастали, их прятали уже в огороде. Для этого копали яму, выстилали дно соломой, а сверху замаскировывали. Среди зарослей картофельной ботвы место оставалось неприметным.
Отобранную домашнюю скотину немцы угоняли в соседнее село, где устраивали забой скота. Потроха, которые они выбрасывали, подбирали местные жители.
– Помню, как мама ходила туда и приносила домой эти потроха, – рассказывает Наталья Максимовна, – затем мыла их, ошпаривала кипятком и готовила из них нам еду.  
Партизанские отряды
В лес захватчики ходить не решались, потому как опасались нападения советских партизанских отрядов. Ведь имея своих связных-информаторов среди мирных жителей в селе, партизаны всегда были в курсе планов немцев. А когда красноармейцы узнавали о передвижении груженных провиантом и оружием повозок врага, то устраивали засады.
Немцы не оставляли такие вылазки безнаказанными. Но карательные меры практически всегда они применяли в отношении ни в чем не повинных мирных жителей. И действия их были нечеловеческими по своей жестокости.
– После удачной операции наших партизан, когда груз был захвачен, а вражеский конвой уничтожен, немцы пришли в соседнее село. Они вывели всех деревенских из хат. К тому времени там оставались женщины, дети и старики. Фашисты расстреляли всех, а кого не смогли убить из ружья, добивали штыками. Спастись удалось единицам. Тем, кто смог схорониться под грудой тел.
Среди тех, кто остался в живых, был парнишка, который и рассказал эту историю Наталье Максимовне. Он-то и был информатором партизан. На фронт его не брали, как ни просился, – юноша болел туберкулезом.
– Он выжил в той бойне, а вот родные его погибли, – вспоминает наша героиня. – Потом он и корову нашу помог вернуть в дом. Ее угнали в соседнее село, но не забили. Без коровы-то маме тяжело было прокормить нас, четверых детей.  
Опасное задание
А сами дети старались помочь партизанам. Наташа вместе со старшим братом и другими мальчишками бегала зимой кататься на санках. Но горки они делали в лесу, где располагались наши отряды. Конечно, санки были только прикрытием. У каждого из детей под нательной рубахой были спрятаны хлеб и сало.
– Хлеб, еще теплый, привязывали к животу, – рассказывает Наталья Максимовна, – а к спине – сало. Ох и холодное же оно было!
Катаясь с горок, ребята по одному отлучались, чтобы оставить провиант в назначенном тайнике, из которого потом его забирали партизаны. Условленное место было оговорено заранее.
Когда Наталья Максимовна рассказывала эту историю, мы не могли не спросить, не страшно ли ей было, ведь в этой смелой компании она была единственной девочкой, да еще и самой младшей.
– Страшно, – призналась она, – сдать нас немцам могли и свои люди, проследить за нами тоже при желании не составляло труда. Но и партизанам хлеб надо было отнести, как же они без еды…
И это главное
О том, как складывалась судьба уже в мирное время, наша героиня рассказывает немного. Окончила школу, приехала в Норильск в 1956 году. Здесь жила и работала в ЦАТК. Растила детей. На долю ее поколения выпало немало и послевоенных испытаний, которые нам и представить трудно. Но Наталья Максимовна не сдалась и никогда не опускала рук. “А иначе и быть не могло! Иначе не выстоишь”, – говорит она.
Всем коллективом редакции газеты “Заполярный вестник” мы благодарим Наталью Максимовну Филонову за то, что она согласилась с нами встретиться. Поздравляем с Днем Великой Победы и желаем крепчайшего здоровья и активного долголетия.
Немецкие солдаты занимают деревню
Немцы ведут быка, отобранного у жителей села
Отряд партизанского соединения, действовашего в Курской области
0

Читайте также в этом номере:

Без времени, но с датой (Анна РАХМАТУЛИНА)
Плановое превышение (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В порту ждут воду (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Задача для авторитетных (Татьяна РЫЧКОВА)
Беседа о вкусах (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Добро притягивает добро (Татьяна РЫЧКОВА)
На собачьей тяге (Анна САРАФАНОВА)
Семья – это команда (Владислав ШУКШИН)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск