Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Вектор перемен
СОБЫТИЕ
21 апреля 2016 года, 15:18
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА, Мария ГРИГОРЬЕВА
Как сделать Норильск более комфортным для его жителей? Как снизить отток молодежи из города? Как повысить привлекательность территории для приглашенных специалистов и туристов? Эти и другие актуальные темы в течение двух дней обсуждали на стратегической сессии по разработке направлений деятельности “Агентства обновления Норильска”.
Открывая пленарное заседание в корпоративном университете, вице-президент ГМК “Норильский никель” – руководитель блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью Лариса Зелькова обозначила три ключевых аспекта мероприятия:
– Первое: перед нами уникальный вызов – как сделать нашу совместную жизнь в Норильске более комфортной и плодотворной, чтобы прикладываемые усилия приносили гораздо больший результат. Второй момент: для нас важно разработать не какой-то умный документ, а определенное количество проектов и инициатив, маленьких и больших, рассчитанных в целом на территорию и на отдельные небольшие участки Центрального района, Талнаха, Кайеркана, которые позволят нам добиться высокой результативности и эффективности. И третье: большое значение имеет то, чтобы те, кто живет и работает сегодня в Норильске, понимали: никакие приглашенные эксперты из Москвы, Нью-Йорка или откуда-то еще, даже если они до этого реализовывали блестящие проекты, ничего за нас не сделают.
По словам Ларисы Зельковой, только совместными силами профессионалов, неравнодушных граждан, “Норильского никеля”, местных, краевых и федеральных властей можно обозначить направления работы по обновлению Норильска и оформить их в конкретные проекты. Точкой кристаллизации таких инициатив станет проектный офис с рабочим названием “Агентство обновления Норильска”.
В свою очередь и.о. главы Норильска Виктор Цюпко высказался о том, что идея организации “Агентства обновления Норильска” необходима и своевременна. Регулярно проводимые муниципалитетом опросы населения показывают: город перестал быть местом жительства временщиков, люди активно интересуются вопросами развития городской среды. На том, что в последние годы Норильск существенно преобразился – как внешне, так и с точки зрения развития инфраструктуры, – акцентировал внимание и вице-президент – директор Заполярного филиала Александр Рюмин.
– Компания “Норильский никель” немало сделала для развития города: построила спортивно-развлекательный комплекс “Арена”, два детских сада, отремонтировала стадион “Заполярник” и теперь собирается строить физкультурно-оздоровительный комплекс, что позволит сделать Норильск местом базирования мини-футбольного клуба “Норильский никель”, а также развивать в городе этот вид спорта, – отметил руководитель Заполярного филиала.
По словам Александра Рюмина, основная задача и властей, и “Норильского никеля”, и всех активистов – сделать Норильск еще более комфортным. Как для самих жителей, так и для гостей из других регионов страны.
Чего не хватает норильчанам?
О необходимости повышения качества жизни в городе и уровня его комфортности высказался известный эксперт по бренд-инновациям – управляющий партнер Mitrofanov&Partners Сергей Митрофанов. В своем докладе он рассказал участникам пленарного заседания о мировой и российской практике управления территориальными изменениями.
– У любого поселения в этом мире есть возможности развития, есть шансы на успех. Нужно искать свою уникальность и помнить, что мы создаем новые идеи по развитию Норильска не для прошлого, а для будущего, – подчеркнул Сергей Митрофанов.
По его мнению, будущее за сетевыми городами, которые объединяют профессионалов в сети и позволяют им “взаимодействовать не только в своем узком кругу, но и со всем миром”. Таким сетевым образованием в будущем станет и Норильск, уверен эксперт. Главное – понять, куда и за счет чего двигаться и каким должен быть конечный результат.
– Необходимо формировать в городе новую социокультурную среду и новую модель потребления, учитывающую основные целевые аудитории – семьи с детьми, подростков, – и с упором на сервис в городе, – в свою очередь обозначил основные направления обновления генеральный директор УК “Спутник” Филипп Серажетдинов.
В своем докладе “Стиль жизни норильчанина: чего не хватает?” он представил аудитории данные социологического опроса, проводившегося совместно с “Левада-Центром” в течение трех месяцев во всех районах города. Участниками исследования стали почти тысяча человек.
– Как выяснилось, большинство норильчан предпочитают проводить огромное количество времени дома. То есть для них существует только два места в жизни – дом и работа, – озвучил результаты опроса Филипп Серажетдинов.
При этом цифры свидетельствуют, что 40% респондентов готовы были бы тратить больше средств на досуг. Однако в городе на сегодня отсутствует интересное предложение. На 170-тысячное население – одна кофейня, одна премиум-парикмахерская с ценником выше московского. Средний сегмент явно просел. В городе, по мнению социологов, серьезный нереализованный спрос. И это при том, что 23% норильчан имеют семейный доход свыше 100 тысяч рублей в месяц. По словам опрошенных из этой категории, они предпочитают откладывать средства, чтобы съездить на материк и за границу. Еще 36% респондентов не располагают средствами, которые могли бы израсходовать на проведение досуга.
Все это, по мнению докладчика, позволяет говорить о том, что “Норильск остается в индустриальном прошлом в бытовой, досуговой сферах, а также в сфере информационного потребления”.
– То, что мы увидели в результате социологического исследования, говорит о трех основных суперзапросах норильчан, – резюмировал Филипп Серажетдинов. – Первый связан с отдыхом на природе, второй – с организацией досуга детей и подростков, третий – с качеством общественных пространств в городе.
По мнению приглашенных экспертов, жителям мало одной “Арены”. Нужно еще несколько моллов меньшей площадью с разноплановым сервисом. Город с самого детства должен быть для норильчан комфортным, привлекать молодых, закреплять их на территории.
– Норильчане устали терять самые качественные молодые кадры. Выпускники уезжают на материк и, как правило, назад не возвращаются. И это, безусловно, формирует спрос на некий образовательный якорь на территории, – добавил Филипп Серажетдинов.
По словам управляющего партнера УК “Спутник” Булата Столярова, необходимо насытить Норильск узнаваемыми сервисами с хорошим соотношением “цена – качество”. В своем докладе “Агентство обновления Норильска”: запуск изменений и направления деятельности” он обозначил перечень тех проектов, которые, с точки зрения экспертов, могли бы стать весьма перспективными для Норильска. Это, к примеру, развитие туризма на плато Путорана и уникальные неметаллургические бренды – северные деликатесы. Это организация детских и подростковых досуговых и развивающих центров. Открытие многозального кинотеатра, сетевых кофеен, салонов красоты и SPA-центров. Создание крытых пешеходных улиц и теплых остановочных пунктов с торговыми зонами. Строительство моллов в Талнахе и Кайеркане и “Норильск-маркета” на месте существующего рынка в Центральном районе. Развитие гостиничного бизнеса и трансформация учреждений культуры.
Плюсы франшизы
Из предложенных инициатив участникам стратегической сессии предстояло выбрать наиболее жизнеспособные для Норильска. В работе шести групп приняли участие свыше 120 человек. В их числе ведущие профильные приглашенные эксперты, руководители компании “Норильский никель” и города, представители краевой власти, местные бизнесмены и неравнодушные горожане. Участники сессии обсуждали предпринимательство, туризм, градостроительство и девелопмент, социокультурные продукты, инструменты финансирования и организационный дизайн, стратегический маркетинг и позиционирование.
Дискуссия на площадке “Предпринимательство” стала одной из самых острых. Организаторы стратегической сессии представили на обсуждение участникам группы целый перечень предложений, начав, по их мнению, с самой болевой точки для горожан – нехватки детских центров раннего развития и образовательных центров для подростков.  
– Количество детей на душу населения в Норильске на 16% выше, чем в целом по стране, – привели статистические данные эксперты. – Это создает серьезные предпосылки для того, чтобы подумать, каким образом можно исправить ситуацию нехватки предложений.  
Для обсуждения местным предпринимателям была представлена модель сети центров раннего развития интеллекта “Бэби-клуб”, входящей, по версии журнала Forbes, в топ-25 выгодных франшиз в России.
– В прошлом году у нас заключено 70 франчайзинговых договоров по стране. Мы стали международной франшизой, открыв “Бэби-клуб” в Дубае, Майами, – рассказала Анастасия Филатова, руководитель управления франчайзинга “Бэби-клуба”.
– Есть бизнес, который должен быть прописан в мельчайших деталях, – в свою очередь пояснил основатель сети “Бэби-клуб” и модератор площадки Юрий Белонощенко. – Чек-лист работы нашего центра включает 252 пункта, по которым идет проверка каждый день. Персонал отбирается очень жестко – менее 10% от входящего потока. Все методики занятий прописаны до сценариев. У меня в Москве сидят люди, которые отслеживают, как ведутся занятия в регионах. Есть “тайные покупатели”, есть явные… Контроль необходим. В этом и кроется качество. Суть франшизы – вот в этом супервнимательном отношении к деталям.
Детское кафе – мечта любого норильчанина, который еще помнит известное в советские времена заведение “От двух до пяти”. В свою очередь эксперты предложили участникам площадки рассмотреть франшизу сети детских кафе “АндерСон”, которые существуют сегодня во многих регионах страны. Другой формат таких заведений – семейные кафе, которые становятся все более и более востребованными. А между тем, по  мнению многих норильчан, в городе идет речь не только о нехватке детских кафе, но также и кофеен. Если в Москве на 100 тысяч жителей около четырех кофеен, то у нас на весь город только одно подобное заведение.
Директор по франчайзингу и операционной деятельности сети Traveller’s Coffee Олег Юдин не стал скрывать:
– В целом это отличный кризисоустойчивый бизнес. Сейчас у нас около 120 кофеен в шести странах мира. В северных городах – в Мирном, Якутске – у нас франчайзинговые кофейни, где выручки больше даже, чем во всех кофейнях в Красноярске.
По мнению Олега Юдина, потенциал в этой сфере бизнеса большой, рынок перспективный, так как конкурентной среды в Норильске почти нет, а уровень достатка жителей высокий. Представитель другой известной сети кофеен “Шоколадница” – директор по региональному развитию и франчайзингу Максим Трубников подтвердил: покупая франшизу, выигрывает не только город, но и предприниматель, который возьмется за это.
По мнению приглашенных экспертов, весьма перспективной представляется им концепция создания теплого молла с многозальным кинотеатром, представленная накануне на пленарном заседании. То же самое касается и развития сети салонов красоты, и нейл-индустрии. Жители Норильска в ходе опроса признавались, что предпочитают посещать парикмахеров и делать маникюр на дому, нежели пользоваться услугами салонов, так как ориентированы не на вывеску, а на конкретного мастера. Между тем данные социологического исследования свидетельствуют: на 100 тысяч женщин салонов в Норильске в три раза больше, чем в Москве. Но при этом ассортимент оказываемых услуг довольно узкий. Местные предприниматели обозначили главную проблему: в городе большие сложности с квалифицированным персоналом. В связи с этим участников группы весьма заинтересовала презентация директора по франшизам Нины Зайцевой, представляющей сеть салонов красоты “Персона”. В частности, ее рассказ о том, как проводится обучение сотрудников. Генеральный директор ООО “Управляющая компания “Пальчики” Антон Дерконос поделился своим опытом.
– Мы занимаемся только маникюром, прививая культуру регулярного ухода и делая стандартными услуги во всех наших салонах. Наш концепт – это семья и подружки, – пояснил он и добавил: – Дети – это тренд. Открывать для них площадки в салонах нужно даже не для того, чтобы занять детей, а чтобы растить своих будущих потребителей, которые потом будут приходить к вам же.
Развитие банного бизнеса – еще одно перспективное направление. В то время как в Москве и других городах стали появляться франшизы банных комплексов, Норильск в этом плане, поделились впечатлениями гости, представляет собой печальное зрелище. Ведь что такое современная баня? Площадка для досуга, общественное пространство, оздоровительный центр, объект питания. В Норильске такой полноценной услуги нет.
Квинтэссенцию размышлений участников площадки “Предпринимательство” о том, как должна выглядеть городская среда, модератор Юрий Белонощенко представил в конце дня:  
– Лидирующие позиции в рейтинге заняли образовательные центры для подростков, сфера досуга – кофейни, детские кафе и частные медицинские клиники – сказывается нехватка в городе квалифицированных медицинских услуг.
Говоря о перспективах и рисках организации новых бизнесов в Норильске, большинство участников рабочей группы сошлись во мнении, что существенно облегчить процесс запуска и продвижения проекта могут федеральные и международные франшизы.
Туризм: быть или не быть?
А в это время на другой площадке участники стратегической сессии по разработке направлений деятельности “Агентства обновления Норильска” обсуждали, какой вид туризма развивать в Норильске в первую очередь.
Часть специалистов высказалась за то, чтобы привлекать на территорию иногородних туристов, другие предлагали сконцентрировать усилия на развитии локального туризма. При этом все заинтересованные стороны сошлись во мнении, что уровень имеющейся инфраструктуры не позволяет удовлетворять существующий спрос на эти услуги.
Плато Путорана – уникальное место с точки зрения приключенческого туризма, а именно этот вид отдыха, по словам специалистов, в настоящее время является самым быстро растущим сегментом рынка туристических услуг. Цифры свидетельствуют: плато на сегодня посещают примерно 4,5 тысячи человек в год. Однако говорить об увеличении их количества не приходится, пока не будут решены вопросы транспортировки и размещения. А чтобы учесть важнейший аспект – экологический, нужно определиться с масштабами развития туризма на плато.
– Когда мы говорим о развитии этого направления в Норильске, надо еще понимать, что есть арктический туризм. Не надо забывать про Дудинку и Диксон. Для становления туристической инфраструктуры у нас есть много исторических объектов. В Большом Арктическом заповеднике, к примеру, 53 уникальных объекта. Их тоже нужно развивать и позиционировать, – напомнил один из участников обсуждения.
На заседании также зашла речь и о необходимости приучения к туризму детей и молодежи, о формировании территориального бренда.
– У меня есть хороший пример, – рассказал участникам дискуссии модератор площадки “Туризм” Вадим Мамонтов, руководитель компании Russia Discovery, мультирегионального туроператора по активному и приключенческому отдыху в России. – В Якутии есть праздник Ысыах – обряд встречи солнца. Почти 400 тысяч человек в нем участвуют. Естественно, он собирает огромное количество туристов. Гостиницы переполнены. Это событие создает узнаваемость региона.
Узнав о том, что в Норильске тоже есть аналогичный праздник –  Большой аргиш, модератор не удержался: отличная идея!
По мнению участников группы, основные направления работы, на которых стоит сконцентрировать усилия в первую очередь, – это строительство дороги к озеру Мелкому, реновация существующих баз отдыха на озере Лама, развитие круизов по Енисею и создание туристического хаба в Дудинке, а также организация визит-центра.
– Рад, что тема туризма нашла заметное отражение в обсуждении, – признался на итоговом пленарном заседании Вадим Мамонтов. – У нас была в некоторых случаях полярная группа, обсуждавшая острые и спорные моменты. Главное, в чем сошлись, – необходимо синхронно говорить о развитии локального и въездного туризма. Речь идет о том, чтобы жители города сами в первую очередь познакомились с тем удивительным краем, в котором они живут. Есть люди, которые не бывали даже в Дудинке… Но при этом понятно, что, если говорить только о локальном туризме, мы не достигнем привлекательности проекта для будущих партнеров и инвесторов.
Как признался “Вестнику” Вадим Мамонтов, сейчас уже ясно, на что нужно в первую очередь обратить внимание:
– Необходима корректировка законодательной основы, которая позволила бы использовать туристический потенциал – как природоохранной зоны, так и самого заповедника. Это возможность строительства там туристических баз. Это изменение возможного формата доступа для иногородних и особенно иностранных туристов на территорию, что сегодня сопряжено со многими сложностями. Это вопросы, связанные с эксплуатацией судов. Второй большой пункт касается создания туристического бренда. Его на сегодня не существует, и участники дискуссии не сошлись в едином мнении, что это может быть – Норильск, плато Путорана или Таймыр… И третья большая задача – зонирование территории, на которой будут находиться туристические кластеры данного региона. Все эти задачи планируется решить в срок от двух до пяти лет. Для нас, приглашенных экспертов, было большой неожиданностью то, что в ближайшее время начнется реконструкция аэропорта в Норильске и будет закрыта взлетно-посадочная полоса, что, безусловно, повлияет на туристический поток… Пять лет – это тот горизонт, который на сегодня кажется нам наиболее реалистичным.    
Внедрим апартаменты
Участникам группы “Градостроительство и девелопмент” было предложено обсудить пакет проектов, разработанных командой урбанистов, архитекторов и городских планировщиков. Специалисты представили различные варианты наиболее рационального использования городских сооружений Норильска, создание помещений, которые смогут стать всесезонными центрами притяжения горожан. Презентовал идеи архитектор Сергей Ситар. Модерировал обсуждение Иван Григорович, начальник Федерального казенного учреждения “Дороги России”.
Проекты оказались очень смелыми, многие вызвали у участников бурные дискуссии и массу вопросов, на которые постарался ответить архитектор. Активно участвовали в обсуждении представители “Норильского никеля”: заместитель директора по региональной политике и корпоративным проектам Заполярного филиала Дмитрий Свиридов и начальник управления корпоративных проектов ЗФ Игорь Щепилов. Прежде всего норильчан интересовало, как предложенные, казалось бы, невесомые конструкции из стекла и металла переживут северную непогоду. Сергей заверил их, что это реально.
Второй вопрос – окупаемость идей. Так, многим понравился проект создания оте-лей в ныне заброшенных зданиях на улице Богдана Хмельницкого. Другой вопрос: найдется ли у нас столько гостей, чтобы заполнить пустующие номера? С этим помогала разобраться Татьяна Веллер, признанный эксперт международного уровня в гостиничной отрасли на рынках России и СНГ. Вместе с норильчанами она подсчитала, сколько гостиничных номеров можно разместить в подобном здании и какой приток людей в город способен обеспечить их заполняемость.
Пришли к выводу, что наиболее выгодный вариант – апарт-отель. Подробнее с этим форматом размещения участников познакомил Александр Самодуров, вице-президент NAI Becar, российского подразделения NAI Global, лидера мирового рынка коммерческой недвижимости.
Подводя итоги работы группы, Иван Григорович отметил:
– Мы посмотрели на годы вперед и договорились, что есть несколько уровней анализа и развития качественной недвижимости для размещения сервисов. Короткий горизонт должен быть реализован в пятилетней перспективе в Центральном районе Норильска. Речь о создании некоего центра притяжения по оси улицы Мира. Если посмотреть на 20–30 лет вперед, то центры притяжения должны формироваться не только в центральной части города, но и в районах на окраинах. Если сейчас не задуматься о том, что должны быть четкие градостроительные правила, то возможна ситуация маргинализации районов.
Из десяти заявленных проектов участники выбрали шесть. С большим отрывом лидировал мини-молл “Детский”. За ним следуют: проект современного крытого рынка на улице Мира, апарт-отель, мини-молл в Талнахе, гипермаркет.
Визуальные эффекты
Можно ли говорить о развитии города, не затрагивая при этом культурную сторону его жизни? Участники группы “Социокультурные продукты” уверены, что это невозможно.
– Полный эффект от предпринимательских и девелоперских проектов возникает в том случае, если учитывается культурный компонент. Работать необходимо не только с финансовыми показателями, но и с ценностями, характерными для этой территории, – отметил социолог, искусствовед, журналист Анатолий Голубовский. Совместно с директором Музея истории освоения и развития НПР и Норильской художественной галереи Натальей Федяниной он модерировал работу группы.
На рассмотрение участникам представили 12 проектов, они предложили еще восемь. В итоге после оживленных дискуссий отобрали всего семь идей, которые представили на суд жюри.
Лидировал в голосовании проект создания визуальной стратегии города. Он предполагает осмысление и интерпретацию градостроительного наследия для разработки дальнейших стратегий и описание визуальных контуров города. В том числе: музеефикацию существующих объектов, ребрендинг культурной инфраструктуры места, изменение рекламной политики, визуализацию производства в городском визуальном пространстве. Одним из культурных проектов стала программа по развитию и позиционированию программ Public Science по научно-техническому творчеству. Она предполагает создание выставочного пространства.  
Также участники предложили модернизировать существующий фестиваль Большой аргиш в серию массовых мероприятий и тем самым создать “Главное событие города”. Участники проголосовали за проекты “Культура в массы”, “Музейно-выставочный кластер”, “Лаборатория устной истории”, “Использование производственных помещений никелевого завода под кластер творческих индустрий”. Предполагается, что он повысит эффективность распределения средств, будет способствовать формированию в городе разнообразного рынка услуг в сфере культуры, сможет участвовать в определении стратегии городской культурной политики.
В работе группы активно участвовали Игорь Сухотин, начальник управления благотворительных программ департамента социальной политики ГМК “Норильский никель”, и Светлана Рубашкина, начальник управления благотворительных программ ЗФ. Не остались в стороне от дебатов и гости города. Так, Наиля Аллахвердиева, арт-директор музея современного искусства Permm, успела для себя определить особенно интересные предложения и поделилась с “ЗВ” своими впечатлениями о городе:
– Думаю, любая звезда современного уличного искусства приехала бы в Норильск, чтобы сделать что-нибудь здесь. У города много харизмы, он живет в очень пограничных ситуациях, и хочется этот город пережить, почувствовать и что-то для него сделать. Важно, чтобы жизнь развивалась за пределами музейных стен, потому что музей – закрытое, довольно герметичное пространство, а люди ходят по улицам. И уже внутри этого пространства может быть соприкосновение с искусством. Это очень важно.
В активном поиске
В то время как участники других секций вкладывали в свои проекты виртуальные миллионы, участники группы “Инструменты финансирования и организационный дизайн. Услуги агентства” придумывали, где же на самом деле эти деньги взять.
Модератором процесса выступил Булат Столяров, управляющий партнер ООО “УК “Спутник”. В работе группы приняли участие экономисты, эксперты банковской и инвестиционной сфер. “Норильский никель” представляли Лариса Зелькова, Светлана Рубашкина, Юлия Тимуш, начальник отдела  взаимодействия с органами власти и местного самоуправления управления региональных проектов ЗФ, а также Вячеслав Щукин, директор центра региональных программ департамента федеральных и региональных программ.
Для форсирования внедрения изменений предполагается уже к июню создать некоммерческую организацию “Агентство обновления Норильска”, отвечающую за создание и запуск совместно с городом акционерного общества. Через него будут реализовываться коммерческие проекты, требующие участия города (в первую очередь имуществом). По итогам работы к уже предложенному изначально списку финансовых источников группа предложила максимально вовлекать норильский бизнес в реализацию новых проектов. В спектре услуг агентства было решено сделать акцент на поддержку инициатив норильского бизнеса, в связи с чем добавилась такая услуга, как широкий инвестиционный консалтинг. Она предполагает помощь местному бизнесу в структурировании проектов, поиск партнеров для местного бизнеса, бизнес-образование предпринимателей, заявки на госфинансирование, структурирование проектов государственно-частного партнерства.
Также обсуждалась идея разработки грантовой программы, финансирующей деятельность операторов образовательных продуктов для предпринимателей и линейного персонала. Отдельное направление деятельности агентства – повышение качества инвестиционного климата в городе. Акцент предполагается на максимально полном внедрении в Норильск сборника Агентства стратегических инициатив (АСИ) по лучшим муниципальным практикам привлечения инвестиций.
Помимо этого группой было предложено семь проектов, среди которых комплексные концессионные проекты в сфере частного государственного партнерства, концессии на создание или модернизацию объектов общественной инфраструктуры, значительная докапитализация Норильского муниципального фонда развития предпринимательства.
Холод – приманка для гостей
Работа группы “Стратегический маркетинг и позиционирование” началась с вопроса: кому мы все это будем продавать? Кто принесет небольшие деньги за сувениры, а кто большие – за участие в глобальных проектах?
Выделили основные потребительские аудитории: население Норильска, иностранные приезжие, российские приезжие, командировочные (а их 50 тысяч в год), друзья и члены семей (как оказалось, ключевые клиенты), жители столиц, покупатели продукции из региона, прикладная наука, потенциальные жители, люди, принимающие решения. Затем разработали концепцию, которая должна привлечь приезжих в город и заинтересовать тем, что он может предложить.
Решили: Норильск – это место, где сочетаются природный лед и пламя, созданное человеком. И все происходит в экстремальной среде, сама жизнь человека здесь экстремальна.  
Памятуя об этом, рассмотрели 25 совершенно разных проектов. Их суммировали, чтобы сделать более крупными, способными привлечь инвестиции из других регионов. В результате выбрали шесть. В первом – “Торговый дом “Таймыр” – решили систематизировать продвижение локальных продуктов.
– Пора внести современные нотки: создать не просто торговый дом, а место, которое станет акселератором для продуктов местного происхождения. Чтобы предприниматель мог прийти куда-то, где ему помогут сделать опытную партию, упаковать ее как продукт и выйти на рынок. Акселератор призван посмотреть на привычный аутентичный продукт новым промышленным взглядом, – сказал модератор группы Сергей Митрофанов, управляющий партнер компании Mitrofanov & Partners.
“Экстремально-спортивные события” позволяют использовать экстремальность региона как его привлекательную черту. Научно-развлекательный проект “Академия холода” призван подчеркнуть статус Норильска как экспертного города по экспорту урбанизма северных территорий. В рамках проекта планируется создание музея вечной мерзлоты, подземного зала ледовых скульптур, ледовой гостиницы, проведение научных шоу и многое другое. Фотопроект “Таймыр: жизнь на Крайнем Севере” должен показать, что здесь действительно есть жизнь. Для этого каждый год 10 фотографов со всего мира будут приезжать в Норильск и в течение недели делать снимки города, выезжать на плато Путорана.
Также участники предполагают создать вблизи города этнографическую деревню, которая будет знакомить людей с народными промыслами, фольклором и другими особенностями жизни коренных народов Севера. В рамках проекта “Тематический парк “Никелевый завод”  решено провести открытый международный конкурс по освоению промышленного пространства территории завода.
О своих впечатлениях от проделанной работы Сергей Митрофанов рассказал “ЗВ”:
– В ходе обсуждения достаточно сильно проявился островной характер города. Это его культура, ее изменить сложно, это особенность расположения Норильска. Это немного мешает созданию прорывных креативных продуктов. Подтвердилось предположение о том, что многие проекты в начальном состоянии уже существуют, нужно просто их правильно упаковать. Если мы говорим о производстве продуктов питания, промтоваров, им нужно придать промышленный характер – делать системными, обеспечить связь с регионами Российской Федерации, чтобы они могли оказаться на прилавках магазинов за пределами Красноярского края. Очень важно, чтобы эта сессия не была последним завершающим обсуждением инициатив. Это, скорее всего, наживка, которую рыбак насаживает, чтобы поймать большую рыбу, а в данной ситуации большой потенциал города, не связанный напрямую с “Норильским никелем”, хотя, несомненно, невозможно его представить без этого крупного, глобального игрока. Думаю, эти идеи создадут образ интересного места на планете Земля, где, возможно, каждому надо побывать.
Есть идеи, нет проектов
По окончании итогового пленарного заседания глава города Олег Курилов признался: по его мнению, наиболее актуальным для территории является проект строительства апарт-отеля. Здание для него уже есть. Потребность в услуге большая. К тому же это будет способствовать развитию на территории такого направления, как туризм.
– К нам смогут приезжать состоятельные туристы. Главное – чтобы было где поселиться и что посмотреть, – отметил градоначальник. – В любом случае проект нужно рассматривать в комплексе двух муниципальных образований. Потому что все, что касается достопримечательностей и мест отдыха, – это Таймыр. А все, что касается инфраструктуры, – это Норильск.
Вице-президент – директор Заполярного филиала Александр Рюмин в свою очередь отметил:
– Много хороших и интересных инициатив прозвучало. К примеру, “Технопарк “Таймыр” или этническая деревня. Великолепные идеи! Местный колорит мог бы стать хорошим дополнением к туризму и другим направлениям. Но надо все тщательно просчитать… Если хотя бы пять проектов из представленных трех десятков будут реализованы – будет очень здорово!
Подытожила итоги двухдневной стратегической сессии Лариса Зелькова.
– В результате дискуссий и экспертного обсуждения возможных проектов, связанных с развитием инфраструктуры на территории, мы пришли к пониманию, что, во-первых, Норильск и Таймыр обладают уникальной базой для развития всевозможных направлений, связанных с туризмом, городской инфраструктурой, образованием, медициной, другими важнейшими  с точки зрения качества жизни сферами. Во-вторых, появилось понимание того, что у нас есть много идей, но пока нет проектов, в которых было бы прописано, сколько стоит реализация этой идеи, какой эффект она принесет, в течение какого срока и какими ресурсами ее можно воплотить в жизнь, каковы ее перспективы. Поэтому одной из первых и важнейших задач будущего “Агентства обновления Норильска” станет определение набора проектов, которые могут быть сформированы в партнерстве с администрацией города, краевыми органами власти, бизнесменами, различными институтами, которые существуют в стране и поддерживают и финансируют такого рода программы и проекты, – заявила топ-менеджер ГМК.
Анатолий Голубовский: “Эффект от проектов возникает тогда, когда учитывается культурный компонент”
Инициативы активно обсуждали, лучшие выбирали голосованием
0

Читайте также в этом номере:

Может за двоих (Лариса ФЕДИШИНА)
Второй пошел! (Марина БУШУЕВА)
На земле и под землей (Виктор ЦАРЕВ)
Основательно и эффективно (Лариса ФЕДИШИНА)
Будущее за фабрикой (Марина БУШУЕВА)
Ежедневно в одиннадцать (Лариса ФЕДИШИНА)
Преданный цеху человек (Лариса ФЕДИШИНА)
За свет и тепло в ответе (Мария ГРИГОРЬЕВА)
В одном ритме (Екатерина БАРКОВА)
Таким дают медали (Татьяна РЫЧКОВА)
Лыжня зовет! (Марина БУШУЕВА)
Яркая, Полярная (Татьяна РЫЧКОВА)
Ленков никогда не ловил? (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Класть или ложить? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск