Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
В проектах – красивее
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
26 апреля 2018 года, 14:16
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Институт “Норильскпроект” во все времена комплектовался специалистами высочайшего класса. И всегда элитой проектировщиков считались архитекторы. Именно их имена были на слуху: Витольд Непокойчицкий, Лидия Миненко, Микаэл Мазманян, Геворк Кочар и многие-многие другие. За 80 лет эта традиция в “Норильскпроекте”, который с 2007 года  называется Норильским филиалом “Гипроникеля”, осталась неизменной.
Об архитекторе Александре Дмитриеве в “Норильскпроекте” заговорили буквально с первых дней его появления в институте в 2013 году. “Знающий, перспективный, владеющий 3D-проектированием”. Умение профессионально и быстро с помощью компьютерной программы выполнить любое задание скоро сделало молодого специалиста практически незаменимым. Даже подарок для патриарха Кирилла во время его визита в Норильск был изготовлен при участии Александра Дмитриева. Архитектурный макет звонницы с “Норильской Голгофы” печатали на 3D-принтере из его файла.
Ведущий архитектор института “Норильск-проект” Александр Дмитриев после окончания института архитектуры и дизайна в Барнауле некоторое время поработал в родном городе в творческой мастерской Михаила Шмидта.
– Проектировал под руководством Михаила Израилевича санаторий “Обские плесы” – занимался ландшафтным дизайном. Там же запроектировал стилизованные под мультяшные замки – кафе и магазинчик. Два удачных проекта были реализованы, я за ними следил. В Норильск поехал с будущей женой, мы вместе учились. Хотелось поработать в проектном институте, чтобы набраться больше опыта. Здесь более серьезный подход к проектной документации, интереснее работа с инженерной точки зрения.
На смену чистому листу
– Помните ваш самый первый объект в Норильске?
– Это была аварийная галерея на “Октябрьском”. Тогда мне очень помог главный архитектор Леонид Андреевич Скрябин. Кстати, в 2014-м с ним и ГИПом Сергеем Николаевичем Теряевым мы летали в Якутию, в город Удачный, такой малюсенький, всего на 10 тысяч жителей, рядом поселок Айхал, а дальше – бескрайняя тундра до Мирного. Наш институт выиграл тендер на реконструкцию бытового комбината для алмазодобывающей компании. В этом же году не стало Сергея Николаевича, а в конце 2017-го совершенно неожиданно навсегда уехал из Норильска Леонид Андреевич.
– Руководитель центра Маргарита Федоровна Реброва рассказывала, что вас прославила сложная кровля во Дворце культуры, с которой вы очень быстро справились с помощью специальной программы.
– Чтобы создать проект здания или какой-либо конструкции, необходимо смоделировать все в виртуальной среде. После института я работал в архикаде, сейчас перешел на  другой софт. “Ревит” – довольно новый продукт и позволяет работать в одном файле не только архитекторам, но и всем смежникам: конструкторам, вентиляционщикам, электрикам и так далее. Трехмерное проектирование дает возможность получать более качественную рабочую документацию и удобно для визуализации.
– Какой проект сейчас на рабочем столе вашего компьютера?
– Я занимаюсь административно-бытовым комбинатом в рамках реконструкции производства элементарной серы на медном заводе. Это не центральное АБК, а пристройка к серному цеху. Будем “лечить” фасад, ремонтировать внутреннюю часть. То же самое планируем сделать с АБК  “Надежды”. Особого полета архитектурной фантазии здесь не проявить, но можно поколдовать над раскраской фасада. Вентилируемые фасады сегодня модная тема. Изменились требования к энергоэффективности зданий. Стали экономить энергоресурсы, для чего фасады утепляют с помощью навесных конструкций, используя современные материалы, такие как алюкобонд и керамогранит.
С ракушечкой на фронтоне
– Что вы как архитектор можете сказать о Норильске-городе?
– Очень важно, что у города есть генплан, в соответствии с которым он и застраивался. Все продумано, без хаотичности. В исторической части прослеживается рука и школа  главного архитектора. Бывшие советские города строились очень однообразно. Почти в каждом присутствует сталинский ампир, есть очень красивые здания и упрощенные постройки более позднего времени. Что касается Норильска, то в проектах он гораздо красивее. Капители, колонны, пилястры… Бассейн, по проекту, должен был быть с колоннадой, там, где сейчас ступени, и с ракушечкой на фронтоне. Дальнейшее типовое строительство могло быть совсем другим при творческом подходе.
Если посмотреть проекты того же Ле Корбюзье, у которого была украдена идея наших хрущевок с задержкой на три десятилетия, то он все-таки отталкивался от человека, при том что его проекты были функциональны. Он уделял большое внимание дворовой территории. Все строилось из простых панелей, но с изюминкой.
Кстати, Непокойчицкий потом тоже проектировал хрущевки, придерживаясь философии, что чем хуже, тем лучше. Но это уже другая история. А собственно борьба с архитектурными излишествами была ни к чему, так как “излишества” от стоимости проекта составляли всего два с небольшим процента. Основная часть денег при строительстве в Норильске уходит на фундамент, а внешний вид – копейки… Но в 1955 году постановление было принято.
Конец Ленинского проспекта сегодня уже не представляет особой архитектурной ценности. Дом для приезжих молодых специалистов с башенками – здание  интересное, но немножко выпадает из окружения. Такие нужно строить очень аккуратно, выборочно, чтобы не получилось коряво в целом. Одно как акцент – неплохо.
– Какое-то время у нас много говорили о малоэтажном строительстве.
– Если обратиться к мировому опыту, то все северные города малоэтажные. В Норильске –  повыше. Малоэтажки должны как минимум вписываться в окружающую застройку.
– Какого сооружения сегодня особенно не хватает Норильску?
– Может быть, это физкультурно-оздоровительный комплекс на пересечении улиц Октябрьской и 50 лет Октября, над проектом которого трудился в том числе и наш институт. У меня был свой эскизный проект.
Больше творчества
– К кому  из норильских архитекторов, кроме Непокойчицкого, вы относитесь с пиететом?
– Ко многим. Но еще раз хотел бы назвать имя Сергея Николаевича Теряева. Он разработал и вел проект 12-этажного дома башенного типа. На то время это было очень хорошее планировочное решение. Дома-свечки были построены на улице Нансена в 1980-х годах. Но особенно интересным я считаю разработку дома-”трилистника” на Орджоникидзе, 2, где он потом жил с семьей. У этого дома интересное развитие внизу: арочки, лестницы перед ним. После смерти Сергея Николаевича мы хотели установить на здании института, где он работал без малого 40 лет, памятную доску, но пока что-то не срослось…
– Вам интересно жить в Норильске?
– Пока меня все вполне устраивает. Порой хотелось бы больше творчества в работе, но и то, чем я сегодня занимаюсь, очень важно для базового понимания строительства и способа проектирования. Институт все-таки много дает. К тому же я вступил в Союз архитекторов России. Будем вместе с Михаилом Юрьевичем Волгиным, председателем местного отделения союза, что-нибудь придумывать. Может быть, подготовим выставку. У меня в портфолио есть кое-какие проекты. В Барнауле я принимал участие в разного рода выставках, и не только архитектурных. Один раз читал лекцию по 3D-проектированию для слушателей фаблаба, надеюсь продолжить сотрудничество. А вообще, я сторонник теории малых дел, когда берешь и делаешь хорошо то, за что отвечаешь.
В городе есть куда пойти. Мне нравится Норильский Заполярный театр. Правда, после рождения ребенка мы с женой реже туда выбираемся.
Хотелось бы чаще бывать в музее, галерее. До сих пор жалею, что пропустил выставку русского авангарда. Читал, что скоро откроют центр современного искусства.
0

Читайте также в этом номере:

На серном пути (Екатерина СТЕПАНОВА)
Очень своевременная книга (Лариса ФЕДИШИНА)
Талантливые поступят в ГИТИС (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Корабли братьев Дановых (Марина БУШУЕВА)
Радость как лекарство (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Доброе дело для каждого (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Сила есть, ума хватает (Мария СОКОЛОВА)
Каменная летопись (Юлия Мошник, ученый секретарь музея-заповедника “Выборгский замок”)
Пусть живет! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Зубная роль (Лариса ФЕДИШИНА)
Детское лицо войны (Анна САРАФАНОВА)
Игры с разумом (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск