Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Игры с разумом
ГОРОД – ЭТО МЫ
26 апреля 2018 года, 14:56
Текст: Марина БУШУЕВА
Будущее – результат сегодняшнего дня, оно зависит от действий, которые мы предпринимаем прямо сейчас. Как сделать так, чтобы завтра было светлым и сбылись мечты? Об этом норильским подросткам рассказал профессор, доктор педагогических наук, разработчик метода моделирования будущего “Качели времени” Сергей ТЕТЕРСКИЙ.
Тренинг по жизнеориентации для местной молодежи завершил программу форума социальных технологий “Город – это мы”. О том, как применять инновационный метод и стоит ли заниматься визуализацией, Сергей Тетерский рассказал в интервью “Заполярному вестнику”.
– Ваш тренинг связан с уверенным будущим. Но стоит ли его себе придумывать? А то намечтаешь себе всего, а в итоге одно расстройство, потому что у Вселенной свои законы.
– Формировать свое будущее не просто стоит, а даже необходимо! Потому что это придает смысл твоему настоящему. Когда ты хорошо знаешь свое прошлое, то просыпаешься радостным и уверенным. Ты совершенно в другом настроении идешь на учебу и воспринимаешь окружающих людей. Даже вступая в какой-то клуб или создавая команду, делаешь это не для того, чтобы просто хорошо провести время, но чтобы сделать очередной шаг в сторону своего завтра. И в итоге проживаешь жизнь осознанно, активно, радостно. Поэтому я считаю, что вся система образования должна объединиться в достижении единой цели: научить человека предсказывать свое будущее.
– Организовать курсы гадалок?
– Разве гадание может дать стопроцентный результат? Единственная возможность предсказать будущее – это придумать его самому. На протяжении 15 лет мы поддерживаем связь с ребятами, которые участвовали в наших тренингах. И видим, как они строят то будущее, которое придумали себе. Норильск – один из моих любимых городов. Впервые я побывал здесь 25 лет назад как основатель организации “Детские молодежные социальные инициативы (ДИМСИ)”, а в Норильске было одно из самых сильных региональных отделений. С тех пор нас связывает крепкая дружба. И сегодня, спустя столько лет, ко мне подходят взрослые состоявшиеся люди и говорят слова благодарности, потому что их мечты стали реальностью.
– Это все действие разработанного вами метода “Качели времени”?
– Да, ведь это технология моделирования будущего в настоящем. “Качели времени” позволяют здесь и сейчас познать смыслы своей жизни, поверить в себя и в светлые перспективы независимо от того, что происходит в настоящем. А также расширить границы восприятия своих возможностей, управлять собственными эмоциями, защититься от деструктивных воздействий извне, нейтрализовать негативные воспоминания, мгновенно переключать свой настрой с апатии на энтузиазм и желание действовать...
– Прямо-таки волшебная техника. Но “вера в светлое будущее” очень напоминает недавнее прошлое.
– Я считаю, что мы должны использовать весь полезный опыт. Во-первых, каждому ребенку нужен опыт организаторства. И проявление себя в пионерии, комсомоле – это не то же самое, что сегодняшнее лидерство. Лидер – это когда “я первый, я впереди”. Иногда до такой степени впереди, что не вижу, кто за мной. Организатор берет на себя ответственность за кого-то или за что-то. Прямо с дошкольного возраста важно начинать учить ребенка быть ответственным за кого-то, за какой-то маленький кусочек жизни. Не просто все для него, а еще и он – маме, брату, котенку. Кроме того, я считаю очень важным создание таких организаций, как пионерия. Потому что человек устроен таким образом, что ему необходимо реализовывать свою коллективность. И если это будет не в социально ориентированных организациях, в том числе созданных целенаправленно, то в асоциальных.
– Ваш метод работает на людей любого возраста?
– Чем раньше его использовать, тем лучше. И метод это позволяет. Уже у маленького ребенка надо спрашивать, чего он хочет в жизни. И дети обычно много чего хотят и честно отвечают. Это уже потом, когда взрослеют, думают, говорить или не говорить. Потом надо сказать: “Это все возможно, если ты в это веришь. Давай с тобой нарисуем, как все будет”. Это стопроцентно срабатывает. Сами не зная того, форсайт-технологии используют почти все родители, прося ребенка написать письмо Деду Морозу. Они покупают то, что ребенок намечтал и нарисовал или написал. А малыш, в свою очередь, думает: “О, это работает!” А что работает потом, после того как сказка закончится? Образ будущего тебя, который ты создал, описал, поселил рядом с собой.
– Дети восприимчивы, а что касается пожилых людей?
– Я провожу тренинги и для людей за пятьдесят. И они в восторге. Потому что все вокруг говорят, что уже все, ничего нельзя изменить. И когда они понимают, что можно, то у них открывается второе дыхание. Они молодеют на глазах. Потому что они спрогнозировали себе успешное будущее, а до этого жили с проблемами.
– Но проблемы-то от мечтаний никуда не делись?
– Знаете, когда человек говорит, что у него чего-то нет, – ничего и не будет. Если кричать: “Ничего нет, я нищий и убогий”, – люди будут смотреть и говорить: “Да, правда, нищий и убогий”. Надо переориентироваться с понятия “проблема” на понятие “мечта”, и под мечту найдется множество желающих ее поддержать – чиновников, общественных деятелей, журналистов. Надо знать, чего хочешь достичь, и не обращать внимания на то, что называют проблемами.
– Что можно назвать результатом вашей программы?
– Мы делаем большое дело – помогаем развивать удаленные территории. Ведь тренинги проходят не только в крупных городах, но и в маленьких поселках. И мы помогаем строить будущее не только конкретным людям, но и тем городам, деревням, в которых они живут, тем заведениям, где они учатся. Каждый тренинг начинаем с того, что создаем привлекательный образ территории и таким образом закрепляем ребят на местах. Даже если они уезжают учиться, то воспринимают свой отъезд как временный и потом возвращаются на родину.
– Пока статистика говорит об обратном. Большинство норильчан, уехавших учиться на материк, не возвращаются.
– Тут много факторов. Даже если ребенок не возвращается в родной город, они взаимно поддерживают друг друга. Помните строчку из гимна России: “Нам силу дает наша верность отчизне”? При выпуске из школы ребята пишут соглашение, где обещают быть благодарными своей школе, учителям, друг другу на протяжении всей жизни. И вот эта благодарность делает школу вечной. И школа, в свою очередь, начинает понимать, что главное – это не успехи в дисциплинах, то, что сегодня считается главным показателем, а успешность выпускников после школы.
– Визуализация сегодня очень популярна. Но действует она не у многих. В чем главная ошибка?
– Все дело в отстраненности визуализации от реальности. Когда рисуешь какой-то образ будущего: себя, семьи или территории, – видишь, что на самом деле большинство из того, что ты придумал, можно реализовать здесь и сейчас. Но для этого надо выйти из своих рамок и максимально сотрудничать с окружающими людьми.
– То есть наши мечты должны быть привязаны к реальности?
– Да, и если человек не может здесь и сейчас каким-то образом осуществить свою мечту, значит эта мечта не его. Если вы хотите поехать в Таиланд, но у вас нет на это денег, то нужно прямо на тренинге, здесь и сейчас, набрать группу. Узнать, кто какие выходы имеет на отдых в этой стране. У кого есть родственники или друзья, которые могут поехать с вами или помочь в организации поездки. Согласовать дату, самому стать маленьким оператором и отправиться отдыхать бесплатно.
– А если человек не может набрать группу, не может стать организатором здесь и сейчас, ему что тогда – и не мечтать совсем?
– Бывает, что человек говорит, что у него ничего не получается и он ничего не достигает. Причина всегда в том, что человек мало отдает. Но что нам отдать, если кажется, что у нас ничего нет? На самом деле всегда есть что. Я могу поделиться опытом, который получил от других. Могу поделиться своими наградами, чтобы они ожили, а не легли мертвым грузом в портфолио. Еще есть дары, которые даны мне от природы и которые гаснут, если я ими не делюсь. Хобби, произведения других людей и темы, на которые люблю разговаривать, также становятся для нас источниками силы, если мы делам эти позиции социальными и через них взаимодействуем с другими людьми.
– Есть ли какие-то правила сотворения собственного будущего?
– Во-первых, “Качели времени” предполагают рассмотрение завтрашнего дня как уже свершившегося, поэтому при формулировке вопросов всегда указывается настоящее или прошлое время: “есть” или “было”, но не “будет”. Придумывая вопросы к себе-будущему, надо стараться, чтобы треть вопросов была про самопознание, треть – про изменение отношения к чему-то или кому-то, треть – про советы о взаимодействии с другими объектами. Кроме того, каждый вопрос индивидуальных “Качелей времени” должен быть ориентирован на себя. Это технология для и про конкретного человека: его познание, отношения, действия, а не про “мир” и “других”. Любой вариант интерпретации предложенного вопроса должен вызывать радость, а не обиды и споры. “Качели времени” – это не тесты, это радостные игры с разумом.
– Современные подростки обычно закомплексованны. Что посоветуете родителям, чтобы ребенок поверил в себя?
– Я не согласен с вами. Наоборот, современное поколение отличается тем, что они раскомплексованны, более уверенны, мобильны, смелее, чем мы. А совет очень простой: родителям нужно быть примером того, что они хотят видеть в своих детях. Потому что, если родители безынициативны, всего боятся, везде чувствуют себя скованными, то странно ждать, что дети будут другими. Когда мы видим недолюбленных, неуверенных в себе детей, то сто процентов это результат семейного воспитания. Просто родителям надо понять, что они являются примером. Все, что я хочу видеть в своих детях, я должен обязательно делать сам.
0

Читайте также в этом номере:

На серном пути (Екатерина СТЕПАНОВА)
Очень своевременная книга (Лариса ФЕДИШИНА)
Талантливые поступят в ГИТИС (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В проектах – красивее (Валентина ВАЧАЕВА)
Корабли братьев Дановых (Марина БУШУЕВА)
Радость как лекарство (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Доброе дело для каждого (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Сила есть, ума хватает (Мария СОКОЛОВА)
Каменная летопись (Юлия Мошник, ученый секретарь музея-заповедника “Выборгский замок”)
Пусть живет! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Зубная роль (Лариса ФЕДИШИНА)
Детское лицо войны (Анна САРАФАНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск