Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
В чужих словах чужого дня
ГУМИЛЕВСКИЕ ДНИ В НОРИЛЬСКЕ
2 ноября 2017 года, 14:27
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
В Музее Норильска открылась выставка, посвященная 105-летию со дня рождения Льва Гумилева, с неожиданным, на первый взгляд, названием – “Два сердца”.  
Директор музея Наталья Федянина поясняет, что нашла его в прекрасных стихах юбиляра, ставших основой выставки: “...и разговор столетий звучит как сердце в сердце у меня. Так я, двусердый, я не встречу смерти, живя в чужих словах чужого дня”.
Экспозиция, созданная норильчанами в партнерстве с Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме, – составная и главная часть межмузейного проекта “Гумилевские дни в Норильске”.
На открытии куратор проекта с норильской стороны сказала, что “Два сердца” о том, как гений в условиях несвободы смог не только выжить, но и творить:
– Известно, что и в Норильском лагере Лев Гумилев все время думал об истории, сочинял стихи и прозу. Совместными усилиями двух музеев мы решили исследовать этот период жизни и творчества ученого, историка-этнолога, поэта, переводчика. Однако даже в содружестве с таким выдающимся музеем это оказалось очень непросто. Работа над выставкой длилась почти год.
По словам сотрудницы отдела выставок и проектов, куратора “Двух сердец”  Ольги Морозовой, представляющей Музей Ахматовой, в Норильск она отобрала все, что есть в собрании музея, куда входит и мемориальная квартира Льва Гумилева на Коломенской улице, хотя хранители долго сопротивлялись, и не только по поводу отдельных оригиналов, но даже копий. Когда консенсус был найден, в питерском списке значилось 50 единиц хранения:
– У нас хранятся подлинники трагедии норильского периода “Смерть князя Джамуги…”, рассказов “Герой Эль-Кабрило” и “Таду-вакка”, но фонды сказали сразу, что оригиналы вывозить нельзя, слишком хрупкие и уязвимые… А это значит, что нужен очень хороший художник.
Приложив усилия
Хорошим художником оказался выпускник мастерской Эдуарда Кочергина в Российской академии художеств Никита Сазонов, второе десятилетие делающий успешные спектакли не только в Северной столице и иногда сотрудничающий с серьезными музеями. Коренной петербуржец (как и Ольга Морозова) еще школьником слушал лекции Гумилева об этногенезе по Ленинградскому ТВ:
– С тех пор он вошел в мою жизнь. Время от времени я мысленно к нему возвращаюсь. Когда готовился к выставке, кроме материалов о Льве Николаевиче пересмотрел еще раз “Русский крест” Сергея Мирошниченко о Георгии Жженове. Он, как и я, с Васильевского острова…
Основная сложность в работе над проектом заключалась в отсутствии материалов для экспонирования. Только воспоминания, фотографии, в том числе ландшафтные из фондов Музея Норильска, поэтому был выбран формат инсталляции. Стержень экспозиции – путешествие по заданному вектору, когда ты должен выполнять то, что не хочешь, и при этом создавать. Как известно, теория пассионарности у Гумилева родилась под нарами, неважно где, но под нарами…
Выставка стала для меня моим ощущением ГУЛАГа, когда человек находится внутри системы и не может ни выйти из нее, ни смириться с ней. Главное, чего мы добивались, – побудить зрителя прорваться к материалу, приложив для этого усилия. Экспозиция, где есть коридор с одним входом и выходом, в информационных отсеках позволяет взять в руки фотографии, документы, рукописи, а если кому-то понадобится рассмотреть изображения или прочитать тексты на стенах – надорвать микалентную бумагу, прикрывающую сказочный мир с всадниками. Мне интересно, будет ли финальная эмоциональная отдача у зрителя…
“Начну читать труды”
Одним из первых зрителей, вышедших из выставочного лабиринта в день открытия, был геолог Сергей Снисар, в последние годы занимающий пост советника директора Заполярного филиала. Выяснилось, что Сергей Григорьевич – давний и страстный поклонник Льва Гумилева:
– Я прочитал все его труды. Знаю его историю. Не раз бывал в музее на Коломенской. В свое время Лев Николаевич произвел переворот в моих убеждениях, а теория пассионарности открыла многое во мне самом: например, почему люди идут в геологи, а не туда, где всегда тепло и светло…
И хотя Сергей Григорьевич знает о Гумилеве все и даже больше, выставка не оставила знатока равнодушным – эмоциональная отдача, о которой говорил художник, у этого зрителя случилась:
– Посмотреть артефакты, конечно, интересно, познавательно, но прикоснуться сердцем важнее… Это самое дорогое. Мне понравилась атмосфера выставки. Заходишь – жутко становится: чувствуется время. Мне это напомнило шахту – в подобной, кстати, работал Гумилев. Таких выставок в нашем музее я не помню. Здорово!
Возбужденными и взволнованными выглядели после блуждания по выставке десятиклассники Иван Мануйлов и Саша Левченко. Это они выцарапали гвоздем в книге отзывов: “Этот город вечен! А история бессмертна”. (Выцарапывали, так как по замыслу художника книга отзывов на выставке – лист металла…)
Будущие историки были наслышаны об ученом от преподавателей, но, как признался Саша Левченко после выставки и лекции, он даже не представлял себе, насколько Лев Гумилев интересная личность:
– Теперь начну читать его труды, тем более что собираюсь заниматься востоковедением.
По замыслу организаторов выставка “Два сердца” будет работать в музее до 28 января, а это значит, что у норильчан есть время вслед за музеем отдать дань памяти гениальной личности, чьим трудом и талантом возводился и наш город.
 
ИЗ ДОСЬЕ
Лев Николаевич Гумилев (1912–1992).
Доктор исторических и географических наук, крупный авторитет в области этнографии, исторической географии, истории восточных народов, сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой. 14 лет провел в советских лагерях.
Гумилев считал, что за свою жизнь сделал две вещи. Во-первых, закрыл белое пятно между крайним Западом и Дальним Востоком, представив историю континента “более или менее равномерно”. Во-вторых, объяснил, почему совершаются исторические события и меняются народы – одни возникают, другие исчезают, – создав теорию этногенеза.
 
ЦИТАТА
“Автор провел в Заполярье пять лет и остался жив потому лишь, что утешал себя, занимаясь любимыми науками: историей, географией и этнографией, не имея ни книг, ни свободного времени. Теперь, оглядываясь на минувшие годы, я думаю, что они для ученого, умевшего делать наблюдения, прошли недаром, но вспоминать остальное я не буду... Только во сне приходится видеть серую пелену тюремной безнадежности... И это всегда кошмар.
Вернусь к проблеме интеллектуальной жизни, которая в Норильске 40-х процветала. Например, сидя на нарах, астроном Козырев рассказывал, что звезды, в том числе и наше Солнце, давно бы погасли, если бы не получали подпитку энергией, которую выделяет Время. Имена Эйнштейна, Леметра, Дирака, Больцмана потрясли слушателей, хотя надо сказать, что эта интеллектуальная вакханалия охватила не всех, а только творческих людей: философа Снегова, поэта Дорошина, бывших партработников из Пензы и автора этих строк. Мне и сейчас трудно переоценить результат этого научного общения в Норильске для каждого из нас. Например, Снегов, освободившись, написал целую литературно-фантастическую трилогию о соотношении времени и пространства. Конечно, без бесед с Николаем Александровичем Козыревым это вряд ли стало бы возможным”.
Лев ГУМИЛЕВ
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск