Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Сплотиться и сделать для Норильска
МИР НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
2 ноября 2017 года, 14:34
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Что я знаю о своем городе? Какими навыками надо обладать, чтобы жить в нем? Что мне здесь не нравится и как я могу это исправить? На добрый десяток других серьезных вопросов пришлось ответить норильским девятиклассникам – ученикам “Школы городских компетенций”. Семинар по подготовке ребят к участию в конкурсе социальных проектов “Мир новых возможностей” три дня проходил в молодежном центре.
“Школа городских компетенций” – часть образовательной программы, которую “Норникель” вместе с партнерами: Комитетом гражданских инициатив, Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, ООО “Дистанционный репетитор”, управлениями образования городов, где расположены предприятия ГМК, – проводит с января 2015 года. Девиз образовательной программы: “Наш город – наше общее будущее”. Что он означает для девятиклассников? Как подростки могут соотнести будущее Норильска со своими сегодняшними возможностями?
Доктор педагогических наук Александр Прутченков, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, и Светлана Павлова, старший преподаватель этой же кафедры, в начале семинара рассказали, что участие в образовательном проекте поможет ребятам посмотреть на свой город другими глазами – не как потребителя, а как исполнителя. У Норильска есть социальные проблемы, и какие-то из них могут решить ученики девятого класса.
– Что вам под силу уже сегодня? Воплотите это в конкретные предложения и продумайте решение. Небольшими проектами, но своими силами, что особенно важно, – уточнил Александр Прутченков.  
Норильских подростков, около ста человек, разбили на 15 команд. Прослушав вводный курс и получив время на знакомство, девятиклассники приступили к выполнению первого практического задания: придумать название и боевой клич команды, сформулировать отличительную черту ее участников.
Так мы узнали, что “Феникс удачи” – это не фокачча. А “Корень из шести” здесь “копают” очень четкие, очень точные ребята. “Неравнодушные люди” представились так: “Мы не стремимся быть первыми, но не допустим никого быть лучше нас”. “Вектор” сразу обозначил, что идет по направлению к победе, “Единороги” – что несут успех. “Дружина” заявила: “Мы всегда держимся вместе, в любых обстоятельствах”.
Когда закончилось представление команд, их лидеры получили стикеры, чтобы проголосовать за понравившуюся “визитную карточку”. Не только свою. А дальше – всем составом двинуть в проектную пещеру “Школы городских компетенций”. Чтобы оттуда начать преодолевать препятствия неизвестности и приобретать навыки социального проектирования, без чего не попадешь в “Мир новых возможностей”.
Начинается с тебя
Команды выбирают тему: одни – с преподавателями из своих общеобразовательных школ, другие самостоятельно. Во время обсуждения за столами слышно: “ограничить активность заводов”, “выкопать деревца в тундре и перенести на газон”, “помыть подъезд”, “окрасить дома”.
Один из участников команды “Корень из шести”, как оказалось, подрабатывает промоутером: раздает листовки, плакаты и прочую печатную продукцию. И в почтовые ящики кладет, а норильчане выбрасывают информационные листки, как и газеты бесплатных объявлений, на пол. Тема? Да.
На проектном листе в колонке “Как есть” ребята быстро рисуют почтовые ящики и разбросанные кругом рекламки. В колонке “Как надо” размещают корзину с эмблемой переработки мусора. Корзину можно купить в магазине или самим сделать, обклеив картонную коробку. И вид подъезда изменится.
О деле, за которое берутся, команды должны были рассказать товарищам по “Школе городских компетенций”. И получить их оценку. Это называется “общественная экспертиза предложений”. Наставники, разумеется, участвуют в обсуждении.
Раздельно складировать мусор: пластик, бумагу, бытовые отходы? В Норильске такого еще нет. Ребята решили: пора иметь – и нарисовали на проектном листе несколько контейнеров. Взрослые эксперты поинтересовались: сколько они стоят? На чьи деньги вы купите эти баки? Мусор сортировать сами будете?
Судя по ответам, получалось, что это предложение для управляющей компании. Но школьники могут поддерживать чистоту в Норильске, перестав мусорить на улицах и в подъездах. А придать общественное звучание теме могут, создав, например, мультфильм, который будут показывать в школах и детских садах. В городе сразу чище не станет, но подростки свою лепту внесут.
Некоторые команды предложили организовывать конкурсы и соревнования, другие захотели помогать одиноким ветеранам, кому-то пришла мысль открыть школьный спортзал “ребятам с нашего двора”. “Единороги” решили поддержать норильчан в сильные морозы и в такие дни предлагать на улицах горячий чай.
– В чем социальная функция? – спросили сверстники.
– Мы же согреем человека.
– А я не возьму твой чай: мало ли что ты туда налил, – парировал общественный эксперт.
Не прошло и окрашивание многоэтажных домов силами девятиклассников. А также создание кружков, в которых ребята собирались читать лекции, которые помогут ликвидации неграмотности сверстников. Школьники бурно отреагировали на предложение, однако, по мнению Александра Прутченкова, идею можно доработать: провести викторину на самого грамотного девятиклассника школы.
Знание достопримечательностей Норильска ребята демонстрировали во второй день семинара. Команды составляли путеводитель по городу. Шли по алфавиту. А – аист у родильного дома. Д – драмтеатр. У – урна с прахом Урванцева. Щ – щиты Потапова. Еще одно практическое задание состояло в том, чтобы подготовить отчет… о проделанной работе. Что должны были сделать и что получилось.
– У каждого члена команды свои функции, и завтра мы отчитаемся в их выполнении, – поясняет Айгюн Садигова, ученица школы №17. – Кто-то слайд-шоу делает, кто-то должен рассказать об этом проекте в своей школе. Я социолог, провела опрос других команд об отношении к нашей “Дружине”. Можно сделать вывод, что мы нравимся другим командам. Это классно.
Данила Шутов, ученик школы №30:
– На семинаре много интересного рассказали про отношение к своему городу, учили командной работе. Это пригодится.
Иван Тихонов, ученик гимназии №5:
– Мне понравилось, что у нас все получается, мы не унываем и не ссоримся, если трудно. Команда делает задания сообща, ребята понимают, что мы можем изменить город своими силами: сплотиться и сделать что-то для Норильска. В этом для меня главный итог семинара.
Нынешние его участники – костяк школьных команд на образовательном фестивале “Наш город”, который пройдет в феврале – марте. Будет деловая игра по муниципальному социально-экономическому сотрудничеству, встреча с руководителями города, разговор о перспективах Норильска.  
Стоит добавить, что в дни семинара “Школа городских компетенций” вела секцию подготовки социального проекта на конкурс программы “Мир новых возможностей” для старшеклассников. В молодежном центре для них были организованы консультации и практические занятия по оформлению заявки и материалов на конкурс в номинации “New Полюс”. Прошли мероприятия и для работников образования и социальных партнеров программы.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск