Театр был очень хороший
Под знаком Норильска
24 сентября 2015 года, 18:15 Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
В проекте “Простые истории”, стартовавшем к 80-летию “Норильского никеля”, о времени и о себе рассказывают норильчане, оставившие заметный след в биографии города и комбината. Для “Авторадио” и “Европы Плюс” аудиоистории озвучили заслуженные артисты России Нина Валенская, Лариса Потехина, Сергей Игольников, Сергей Ребрий и артист Андрей Ксенюк.
“ЗВ” предлагает своим читателям расширенные версии “Простых историй” как продолжение юбилейного “Хронографа”.
“ЗВ” предлагает своим читателям расширенные версии “Простых историй” как продолжение юбилейного “Хронографа”.
Евдокия (Эда) УРУСОВА, народная артистка РСФСР, потомственная княжна, до Норильска (и после него) – актриса Московского театра им. Ермоловой: – Это было лето 1950 года. Театр пуст – все уехали в отпуск. На месте только директор и кое-кто из актеров. Меня встретила одна вольнонаемная актриса из Тбилиси, Елизавета Евстратова (впоследствии она сыграла в фильме Кулиджанова “Преступление и наказание” старуху-процентщицу). Она никуда не поехала, видно, у нее никого не было. Она нас встретила, угостила чаем, поила-кормила, всячески привечала. А мы продавали на рынке чеснок и на эти деньги питались. К началу сезона стали съезжаться артисты. Тогда я впервые увидела Смоктуновского. Это был скромно, даже бедно одетый – в каком-то пиджачке, с рюкзаком за спиной – несколько сутулый юноша. (Когда я смотрела “Берегись автомобиля”, Деточкин напомнил мне того Кешу, какого я знала в Норильске, только он тогда был моложе. Но походка, сутулость и весь вид человека не от мира сего – отстраненного, чудаковатого – из того времени.) Он держал себя очень замкнуто, очень скрытно, почти ни с кем не разговаривал. Но с нами у него сложились самые дружеские отношения; мы жили все рядом в коридоре на втором этаже актерского дома: он, я с мужем, Жженов с женой. Мы познакомились с Георгием Жженовым в пересыльной тюрьме в Красноярске в 1949 году и на протяжении почти четырех лет играли на одной сцене. Георгий Степанович был самым элегантным мужчиной в нашем театре, прекрасно одевался. Он умел быть добрым и верным товарищем – и мужчинам, и женщинам. Хотя женщины-то вообще сходили от него с ума, буквально вешались на шею. Я вспоминаю случай, связанный именно с влюбленными женщинами. Во время отпуска, когда театр закрывался, мы все обычно выезжали в летний дом отдыха на Ламе, единственное место, куда нам, ссыльным, можно было выезжать из Норильска. И вот там-то и произошла почти настоящая драка между двумя преданными поклонницами Жженова – одну из них, наиболее агрессивную, пришлось даже выставить обратно в Норильск. Ну и спектакль это был для всех, когда директор дома отдыха специально вызвала пароходик, смутьянку погрузили на него, и все вышли ее провожать, словно она отправлялась в новую ссылку. И смех, и грех... Театр в Норильске был очень хороший. В его труппе играли актеры из Москвы, Ленинграда и из других городов. Кое-кто приезжал в Норильск, чтобы, получая северную надбавку, увеличить свою пенсию. Главным режиссером был Дашковский – немолодой, интеллигентный человек и довольно сильный, опытный режиссер. Он не навязывал актерам своего решения, охотно шел им навстречу: с ним было просто и легко. Когда он себя неважно почувствовал, то уехал на юг. Его сменил Кякшто, но он недолго был у нас. А до этого, примерно за год до моего прихода, главным режиссером работал бывший актер Дикого – Никандров, замечательный актер. Рассказывали, что это был хороший период в жизни Норильского театра. Уровень спектаклей был значительно выше ряда провинциальных театров. Прежде всего, намного выше был уровень актерского исполнения, ибо туда приезжали артисты высокой профессиональной квалификации... Актеры стремились в Норильск – в театре был хороший репертуар, хорошая труппа, толковые режиссеры, а кроме того, здесь хорошо платили, давали квартиры – вообще, это был богатый город. А самое главное – это был театральный город, театр всегда был полон. |
0 | Твитнуть |