Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Строго по графику
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
25 августа 2016 года, 13:44
Фото: Владислав ШУКШИН
Трест “Норильскшахтстрой” Заполярной строительной компании является генеральным подрядчиком по строительству объектов сырьевой базы Заполярного филиала “Норникеля” и ведет проекты на всех подземных объектах  ЗФ. Так, в юбилейном для ЗСК 2016 году объем работ составляет почти 30 км горных выработок.
 
Строительство подземных магистралей ведется зачастую в сложнейших горно-геологических условиях, но шахтостроители сдают объекты вовремя и с должным качеством. О некоторых нюансах этого процесса рассказывает и.о. управляющего трестом “Норильскшахтстрой” Игорь КОРЫТОВ.
Чтобы любой представил, что значит 30 километров подземных выработок, Игорь Корытов приводит сравнение: дорога от Норильска до Талнаха – это 20 км. Длина тоннелей, за год пробиваемых шахтостроителями под землей, – на десяток километров длиннее.
– Примерно такие же объемы строительства планируем на 2017 год, – продолжает Игорь Викторович. – Все, что необходимо для реализации проектов капитального строительства “Норникеля” на рудниках ЗФ в части строительства подземных горизонтов, будет выполнено в следующем году.
– Какие объекты на сегодня самые важные?
– В этом году к сдаче запланирован ряд пусковых комплексов практически по всем рудникам ЗФ. Уже сдали пусковой комплекс на рудниках “Октябрьский” и “Таймырский”, все точно в срок. Объекты все важные, но основная стройка, за которой все пристально сейчас следят, – это строительство комплекса ВСС-1 шахты “Скалистая” рудника “Комсомольский”. В него входят ствол, околоствольные дворы, копер, надшахтное здание, конвейерная галерея, по которой будет подаваться рудная масса из шахты, – все необходимое для добычи руды на шахте “Скалистая”, перспективного рудника будущего.
– ВСС-1 сдают в четвертом квартале? Что готово на данном этапе?
– Да, действительно, комплекс сдаем в четвертом квартале этого года. Учитывая важность объекта, у меня эта стройка в режиме онлайн на мониторе компьютера, постоянно под контролем. Смотрите: вот копер, вот надшахтное здание, это вентиляторная, и вот по этой галерее будет выходить на поверхность руда. Для закрытия контура осталось поставить несколько панелей, смонтировать кровлю, и после окончания пусконаладочных работ по подъемной машине будем навешивать скипы. В стволе будут работать два скипа и клеть. Движемся строго по графику. Это обусловлено не только тем, что шахтостроители – народ в принципе дисциплинированный, но еще и пристальным вниманием со стороны руководства Заполярного филиала и  Заполярной строительной компании, тут нам слабины не дают, и мы делаем все необходимое для того,  чтобы соблюдать график.
Когда вы едете в Талнах, обратите внимание на красивый надшахтный комплекс ствола ВЗС-1, окрашенный в корпоративные серый и голубой цвета, – стоящий рядом ВСС-1 будет таким же. Цветовая гамма должна быть единой, это имидж компании.
Кроме наземной части, активно ведем работы и под землей, заканчиваем строительство и монтаж оборудования в камере питателя, обустройство рудоспусков и многое другое.
Все делается для того, чтобы обеспечить в 2017 году выдачу руды шахты “Скалистая” рудника “Комсомольский” в запланированных объемах.
 
Капитальные, без ерунды
– Игорь Викторович, если нарисовать усредненный портрет шахтостроителя, получится, что это мужчина 30–40 лет, очень ответственно относящийся к своему делу, знающий в нем все до мельчайшего винтика. Точный ли это портрет?

– Все правильно, вы нарисовали настоящего шахтостроителя. Это, без сомнения, надежный, мужественный, физически сильный человек. Но не нужно забывать и о нашей старой гвардии с их бесценным опытом, и о нашей молодежи. Коллектив треста – в большей части ответственные и добросовестные работники. Мы же строим капитальные подземные объекты на долгие-долгие годы, качество стройки должно быть соответствующее. В работе не должно быть никакой халтуры, чтобы лет через пять не пришел директор рудника и не сказал: “Понастроили тут ерунды…” К счастью, такого у нас нет.
– В последнее время “Норникель” все больше призывает к повышению качества охраны труда.  Идет ли на ваших объектах внедрение самозакрепляющейся анкерной крепи вместо привычных всем железобетонных штанг?  
– Трест, да и в целом Заполярная строительная компания, уделяет достаточно много внимания вопросам охраны труда и промышленной безопасности, а именно: постоянно ведется работа по созданию безопасных условий труда, а также их улучшению, производится апробация и закупка современного оборудования, отвечающего всем необходимым требованиям безопасности, спецодежды, средств индивидуальной защиты.
Недавно открыли тренировочный полигон, предназначенный для отработки практических навыков и умений безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте. Активно внедряем новые стандарты по охране труда и промышленной безопасности. Достижение нулевого уровня производственного травматизма является приоритетной задачей для Заполярной строительной компании, для достижения этой цели “Норникель” обеспечивает нас необходимыми ресурсами.
Что касается самозакрепляющейся анкерной крепи (СЗА), то мы были одними из инициаторов внедрения этой технологии в компании. Совместно со специалистами “УралЭнергоРесурса” (Магнитогорск) мы провели опытно-промышленные испытания СЗА. По результатам закупили партию этой крепи и активно ее применяем, ставим в качестве предохранительной при  проходке горных выработок при помощи буровых машин. Данная крепь позволяет исключить на данном этапе так называемый  человеческий  фактор: не нужно выжидать время для набора прочности, как при установке железобетонных штанг, СЗА  обеспечивает мгновенную безопасность рабочего места. Насколько я знаю, другие рудники ЗФ во втором полугодии этого года также закупают СЗА. Мы же не остановились на достигнутом и продолжаем работать с магнитогорцами по улучшению качества и технологий крепления горных выработок.
– Каково шахтостроителям работать в сложных горно-геологических условиях?
– Работа в подземных условиях сама по себе сложная, и если проходка в так называемых штатных условиях, когда мы ведем проходку по крепким, устойчивым породам, нам привычна, то в сложных горно-геологических условиях приходится принимать непростые инженерные решения, работать с особой осторожностью и вниманием. К таким объектам как раз относится введенный в эксплуатацию в этом году третий пусковой комплекс проекта РТ-БГ (рудник “Таймырский” Большой Горст). Он позволит производить на “Таймырском” добычу богатых руд в необходимых объемах. В ходе строительства Большого Горста наши работники особенно остро ощущали на себе все “прелести” горного давления.
– И как работается, когда трещит и стреляет?
– Тяжело, но, если работать, строго соблюдая требования нормативных документов и правил, рекомендаций, работа будет безопасной и производительной.
 
Выйдут с закрытыми глазами
– Когда попадаешь в ваши километровые коридоры, кажется, что без проводника отсюда ни за что не выбраться. Не было случаев, чтобы кто-то там заблудился?
  
– В понимании обывателей шахта – это просто какая-то глубокая нора, но на самом деле это целый город под землей со своими гаражами, мастерскими, дробильными комплексами, бетонными заводами и прочими сооружениями, и, как в любом городе, там есть центральные улицы, транспортные магистрали.
Гуляя по закоулкам Норильска, мы понимаем, в каком направлении пойти, чтобы выйти на Ленинский проспект или Комсомольскую улицу. Так же и в шахте: есть основные выработки, и новички буквально через день-два уже знают, где в этом городе основная улица и как к ней прийти, а поработав год-другой, могут выйти из шахты буквально с закрытыми глазами.
– Новичков подземелья НПР впечатляют. Что-нибудь лично вас во время самого первого спуска под землю удивило-восхитило-испугало?  
– Когда впервые попадаешь в шахту, это всегда интересно. Не знаю, как у других, но мой первый спуск принес только позитивные эмоции. Я маркшейдер по образованию, приехал на практику из Иркутска в 1996 году на рудник “Ангидрит”.  Потом, учась на 5-м курсе, хотелось быстрее вернуться: мне было интересно в шахте все. Понятно, что это только первые впечатления, потом, работая здесь и находясь под землей постоянно, приходит осознание, что это не так уж и легко.
– Игорь Викторович, почему выбрали именно эту профессию?
– У меня отец горняк, работал в Забайкалье на золотодобывающих рудниках, можно сказать, я пошел по его стопам. И бабушка по маминой линии имеет отношение к горному делу. Ее семью в свое время раскулачили, сослали с Украины на угольные копи в Иркутскую область, там она работала породоотборщицей. Труд тяжелый: по конвейеру шел уголь, и женщины лопатами отбирали куски породы, засоряющие полезное ископаемое…  Можно сказать, у нас шахтерская династия.
– Может быть, стоит перечислить имена лучших людей, на которых в НШСТ все держится? Как пример для подражания.
– Как бы громко это ни звучало, трудовой коллектив треста – это наше богатство. Достойных людей много, перечислять можно долго. Весь коллектив треста достоин уважения, поэтому выделять никого не буду. Плохие люди в шахте не работают.
– Не только работой и домом живет человек. Что еще греет душу шахтостроителя?
– У нас спорт очень развит. Команда ЗСК по футболу “Строитель”, состоящая большей частью из сотрудников треста, постоянно занимает лидирующие места в первенстве города. Спортом наши работники занимаются постоянно, охотники, любители природы сплошь и рядом, постоянно рвутся в тундру. Это отдушина.
– Что-нибудь хотите пожелать шахтостроителям в канун десятилетия создания ЗСК?
– В первую очередь хочу поблагодарить их за тяжелый труд, сказать им большое спасибо за то, что живут и работают в суровых условиях Крайнего Севера. Желаю всем шахтерам крепкого здоровья, материального благополучия, всегда после работы возвращаться домой здоровыми и жизнерадостными. Ну и конечно, крепкой кровли над головой и безаварийной работы!
 
Спрашивала Татьяна РЫЧКОВА
 

Историческая справка
К 1972-му, году создания треста “Норильскшахтстрой”, на правобережье Норилки геологами уже были открыты Талнахское и Октябрьское месторождения. Сданы в эксплуатацию рудники “Маяк-1” и “Маяк-2” (“Комсомольский”), продолжалась проходка их стволов. Началось строительство и на руднике “Октябрьский”. Работы на объектах вели строительные управления “Талнахрудстрой”, “Шахтстрой-1” и “Шахтстрой-2”, шахтопроходческое управление “Талнахшахтопроходка”. Для более продуктивного освоения месторождений, для форсированного строительства такого гиганта, как рудник “Октябрьский” (по планам – вдвое больше “Комсомольского”), необходимо было единое шахтостроительное управление. Оно должно было объединить и возглавить все работы по созданию новых мощных талнахских рудников.
Днем рождения предприятия считается 1 апреля 1972 года, когда и. о. директора комбината Борис Колесников подписал соответствующий приказ. В приказе на Норильский шахтопроходческий трест (НШПТ), как его назвали тогда, возлагались функции генподрядчика по ведению горных работ при строительстве рудников. Этим же приказом СУ “Талнахшахтопроходка” было переименовано в Комсомольское шахтопроходческое управление и создано Октябрьское шахтопроходческое управление. Оба они подчинялись НШПТ.
У коллектива треста “Норильскшахтстрой” сразу два профессиональных праздника: День строителя и День шахтера. В недрах они первопроходцы, оставляющие за собой готовые к работе обустроенные горизонты.
В ходе своей профессиональной деятельности специалисты треста в силах решить различные поставленные задачи:
– построить и обустроить вертикальные подземные выработки (стволы: скиповые, вентиляционные, клетевые, закладочные; вентиляционно-ходовые восстающие; рудоспуски и так далее);
– подойти к рудному телу и проложить к нему пути-горизонты (сверху – вентиляционно-закладочные, снизу – откаточные);
– возвести под ключ копры и другие обеспечивающие надшахтные объекты;
– проложить коммуникации и трубопроводы, построить автомобильные дороги.
В тресте ведется непрерывная работа над повышением уровня безопасности рабочего персонала в процессе производства работ по строительству горных выработок, совместно со специалистами горного управления ЗФ была разработана и внедрена “Концепция совершенствования комплекса крепления горных выработок на рудниках ЗФ ГМК “Норильский никель”, позволяющая повысить безопасность горных работ за счет использования новой техники и технологии механизации работ по проходке и креплению горных выработок.
Организационная структура треста “Норильскшахтстрой” включает в себя:
– четыре шахтопроходческих управления, ведущих строительство на рудниках и шахтах Заполярного филиала (ШПУ-1 – рудник “Октябрьский”, ШПУ-2 – рудник “Таймырский” и шахта “Маяк”, ШПУ-4 – рудник “Заполярный”, ШПУ-5 – шахты “Комсомольская” и “Скалистая”);
– специализированное шахтостроительное управление “Норильскшахтспецстрой”, осуществляющее строительство и ремонт шахтных стволов;
– шахтостроительное специализированное управление механизации горных работ, отвечающее за эксплуатацию и ремонт самоходного дизельного оборудования;
– строительное управление “Талнахрудстрой”, ведущее строительство поверхностных надшахтных объектов. Дополнительно к силам СУ “Талнахрудстрой” привлекаются внутренние и внешние субподрядные организации;
– специализированное шахтостроительное монтажное управление, выполняющее монтажные, электромонтажные и пусконаладочные работы как в подземных выработках, так и на поверхности.
Трест сегодня – генеральный подрядчик на подземном и надземном строительстве всех рудников Заполярного филиала, в зоне его ответственности и вся поверхностная инфраструктура рудников – это десятки объектов “заботы” треста, среди которых выделяются своим размахом:
– надшахтный поверхностный комплекс стволов ВЗС-1 и ВСС-1 шахты “Скалистая”, включающий в себя копры с надшахтными зданиями, насосную, турбокомпрессорную, закладочный комплекс, склад ГСМ, столовую, административно-бытовой комбинат, километры проложенных сетей коммуникаций и трубопроводов. В подземных условиях ведутся проходка и обустройство горных выработок, которые впоследствии, с вводом в эксплуатацию вентиляционного ствола ВС-10, обеспечат вскрытие, подготовку и отработку богатых и медистых руд залежей Октябрьского месторождения;
– строительство и обустройство целого комплекса перепуска руды скипового ствола СС-2 рудника “Октябрьский”, включающего в себя рудоспуски, рудоперепуски, камеры опрокидывателей, дробильные, дозаторные и люковые камеры. Ввод в эксплуатацию комплекса позволит руднику существенно увеличить добычу медистых руд.
География подземного и надземного строительства треста “Норильскшахтстрой” с каждым годом расширяется, предстоит подготовка западного фланга залежи богатых руд Октябрьского месторождения. Это новая ветвь давно известного рудного тела. Тресту предстоит вести строительство наклонных вскрышных выработок. В перспективе освоение нового Масловского месторождения, проходка скипо-клетевого ствола СКС-1 шахты “Глубокая”, возможно, и там трест “Норильскшахтстрой” будет выполнять функции генподрядчика, но это вопрос будущего.
0

Читайте также в этом номере:

Редкий кадр (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Вложение в качество (Виктор ЦАРЕВ)
Международный формат (Виктор ЦАРЕВ)
Все что нужно (Виктор ЦАРЕВ)
Проверили на соответствие (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Все в плюсе (Лариса ФЕДИШИНА)
Инженеры безопасности (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Заведующий энергией (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Лучшие во всем (Екатерина БАРКОВА)
Женское это дело (Елена ПОПОВА)
Разные возможности (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На реакцию и ловкость (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
ЗапАснЫй или запаснОй? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск