Сами пишем. Сами читаем
ДЕЛО МОЛОДОЕ
25 июня 2015 года, 16:29 Текст: Екатерина СТЕПАНЮК, ученица 11-го класса гимназии №1
|
Вопрос чтения в молодежной среде – дело серьезное и даже государственное. Считается, что молодежь сегодня не читает вообще, проводя досуг за компьютером. Да, такая тенденция наблюдается. И все же нельзя так огульно обвинять молодых в отсутствии интереса ко всякой литературе. Молодежь читает. Другой вопрос: что?
Сплошной экшн Дарья Заморина из нашей гимназии №1 в мае вернулась из Москвы c XXXV-й Всероссийской конференции обучающихся «Юность, наука, культура», которая проходит ежегодно в детском доме отдыха «Непетицыно» при Управлении делами Президента РФ. За свою научную работу в области литературы Дарья получила Диплом I степени со знаком отличия «Серебряный крест». Изначально ее научная работа была отобрана в ходе подведения итогов общегородской научно-практической конференции «Юность и наука – третье тысячелетие», которая проходила 12 марта на базе Центра внешкольной работы Норильска. Затем была одобрена на краевом уровне и отмечена на Красноярском форуме «Молодежь и наука». В этом году Всероссийская конференция была посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Поэтому в экспертный совет кроме научных сотрудников из разных областей науки были приглашены и военные чины. В своей работе Дарья проанализировала различные жанры художественной литературы и открыла новый термин в литературоведении – «клерфакт». Это балл, который Дарья ставит книге на основании определенных пунктов. А баллы в итоге составляют рейтинг книг. Самый низкий балл Дарья поставила жанру фэнтези, который сейчас так популярен среди детей и подростков. По ее мнению, книги в стиле фэнтези носят в основном развлекательный характер и зачастую становятся сюжетами для фильмов или видеоигр. Но нравственно и идейно воспитать человека такие произведения не могут: «В наше время люди постоянно спешат, вся их жизнь – сплошной экшн. У них нет свободной минуты для того, чтобы просто сесть и подумать о чем-либо. Сил хватает только на низкопробное фэнтези». С Дарьей сложно не согласиться. Действительно особенность нашей эпохи состоит в том, что литература, которая несомненно является одним из старейших видов искусства, сейчас поставлена в почти невыносимые условия для выживания таким мощным информационным ресурсом, как Интернет. Фанфик должен нравиться Хотя есть и удачные примеры литературного партнерства. Например, сетература – литература, которая распространяется в сети Интернет и неизбежно теряет свою значимость при публикации. Существует бесчисленное количество жанров сетературы, но самым популярным, безусловно, является фанфикшен. Фанфик (также фэнфик; от англ. fan – поклонник и fiction – художественная литература) – жанр массовой литературы, созданный по мотивам художественного произведения фанатом этого произведения. Не в коммерческих целях. Фанфики пишут для развлечения. Возможно, поэтому по всему миру так много фанатов этого жанра. Ученица седьмой гимназии, Диана Душеманова в свободное от учебы время занимается написанием фанфиков. В отличие от Дарьи, она не считает литературу делом всей своей жизни: «Для меня литература – это то, что напечатано и опубликовано на языке, который я понимаю», – рассказывает Диана. Юному фикрайтеру нравится придумывать комичные ситуации, в которых фигурируют ее любимые литературные герои. В среде фикрайтеров существует отношение к тому, что ты пишешь: фанфик должен нравиться как можно большему числу пользователей, и потому многие авторы избегают высокохудожественных описаний. «Некоторые фикрайтеры жалуются, что из-за чтения классики у них ухудшается слог. Им не нравится, что они начинают непроизвольно копировать сложные синтаксические конструкции писателей прошлого», – говорит Диана. Вот тот редкий случай, когда классика не обогащает читателя, а совсем наоборот. Однако наша героиня признается, что с возрастом у большинства подростков увлечение фанфикшеном проходит. Лично она стала читать в последнее время все меньше и меньше фанфиков, уделяя больше внимания научной литературе. Однако во многом именно фикрайтинг повлиял на выбор ее будущей профессии. Диана мечтает стать сценаристом, для того чтобы популяризировать придуманные интересные истории. Бодлер в предпочтении А что насчет поэзии? Помнит ли подрастающее поколение поэтическое наследие Пушкина, Лермонтова, Маяковского? «Да», – с гордостью отвечает выпускница гимназии №4, восемнадцатилетняя поэтесса Татьяна Кононченко. Она соглашается с Дарьей в том, что одним из самых популярных жанров в молодежной среде является фэнтези, и рассматривает его во многом как литературный плод общества потребления. Хотя и не отрицает, что в этом жанре встречаются настоящие шедевры, например «Властелин колец» Толкиена. Но сама Татьяна предпочитает читать произведения Гумилева и Бодлера. В будущем она планирует переводить литературные тексты с английского языка. Татьяна уже не раз практиковала художественный перевод, для нее очень важно передать первозданный смысл произведения и адаптировать его синтаксис для русского читателя. Слова – легкие птицы, Вестники старых времен. Нет усталости в лицах И звуков чужих имен. (Т. Кононченко «Баллада о словах») …Понятие «молодежная литература» появилось относительно недавно, в конце двадцатого века. Его специфика в том, что это литература не столько о молодых, сколько написанная молодыми и ими же читаемая. Так что основные принципы и понятия в этой субкультуре только формируются. И, может быть, задача взрослых – не противопоставлять новые жанры классике, а создавать условия для партнерских отношений. Как пример – создание фанфиков по классическим произведениям. |
0 | Твитнуть |