Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Приманка сезона
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
25 июня 2015 года, 16:03
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Долгожданного самого северного “Гамлета” в ближайшее воскресенье вместе с норильчанами посмотрят театральные критики. На премьеру постановки Анны Бабановой “Hamlet. Mousetrap” (“Гамлет. Мышеловка”) прилетят не раз бывавшие в городе Владимир Спешков, Ирина Ульянина и редактор “Петербургского театрального журнала” Евгения Тропп, для которой этот визит в Норильск будет первым.
“Гамлетом” театр закрывает предъюбилейный, 74-й творческий сезон и отправляется на гастроли сначала в Новосибирск, а затем в Омск. Но без последней премьеры. По словам главного режиссера театра Анны Бабановой, декорации и костюмы гастрольных спектаклей надо было отправить, как только началась навигация, то есть в начале июня, у театра после премьеры “Снегирей” просто не хватило на него времени. И хотя сценографы Фемистокл и Ольга Атмадзас первыми определились с концепцией постановки, театральные цеха не успевали изготовить все в полном объеме. Наверное, поэтому критики поспешили увидеть норильского “Гамлета”, иначе им пришлось бы ждать до осени. Чтобы не обмануть ожиданий новых смыслов в старой-старой истории про принца, считающего, что “весь мир – тюрьма”, а его родина – “из худших”, режиссер использовала для постановки версию Альфреда Баркова, одну из самых интересных, но не бесспорных точек зрения на трагедию, и сделала принца рок-музыкантом.
– Гамлет у Шекспира очень популярен. Кто сегодня пользуется популярностью? Мы подумали, что наш Гамлет может быть музыкантом. И по Шекспиру, он творец, а не властитель. Зритель увидит молодого человека, который не может смириться с тем, что его окружает вранье, что за ним следят, что убийца его отца подтасовал факты и уничтожил улики.
Открытием в спектакле должно стать имя подлинного виновника трагедии. Мы взяли за основу версию шекспироведа Баркова, послужившую толчком для нашей фантазии. Сегодня, в век тотальной слежки, в век подтасовки фактов, важно показать, что справедливость должна и может быть восстановлена. Мы найдем истинного убийцу и снимем все обвинения с Гамлета. “Мышеловка” поймает крысу.
– Не будем перед премьерой называть это имя. Самые нетерпеливые смогут обратиться к Баркову, хотя его версия не из простых: и со второго раза не сразу укладывается в голове. А почему Барков? Ведь существует множество других, более изящных гипотез?
– Папку с материалами исследования Альфреда Баркова “Гамлет”: трагедия ошибок или трагическая судьба автора” мне дал Олег Семенович Лоевский. Версия мне показалась интересной и стала основой нашего спектакля. Барков доказывает, что вся пьеса и есть мышеловка, в которой король лишь приманка.
– Понятно. И перевод у вас не один. В программке указаны Пастернак и Лозинский. Почему не только Пастернак или только Лозинский?
– Не только Пастернак и Лозинский. Есть еще фрагменты из более раннего перевода Андрея Кронеберга. Конечно, самый поэтичный из всех – Борис Пастернак, но иногда точнее и понятнее звучит фраза из Лозинского или Кронеберга.
– Вам уже приходилось ставить “Гамлета” и вообще Шекспира?
– Никогда.
Гильденстерна не будет
– Известно, что в процессе работы над спектаклем вы поменяли исполнителя главной роли. Чем это вызвано?
– Сначала была версия с Романом Лесиком. Абсолютно другая, кроме музыки Pink Floyd, хотя и музыка была тоже другой. Работая над ней, я даже встречалась с двумя психиатрами. Один из профессоров был еще и судмедэкспертом. И он мне сказал, что у Гамлета нет сумасшествия, он только изображает болезнь. К тому же московская постановка Робера Лепажа с Евгением Мироновым во всех ролях, как мне кажется, на какое-то время поставила точку на подобных решениях.
Олег Корныльев не планировался на роль Гамлета, но при подготовке “шекспирника”, когда каждый мог сыграть то, что он хотел, Олег спел один из монологов на собственную музыку, вот тогда-то я и подумала: а почему бы принцу не быть музыкантом?
– В спектакле две Гертруды, вернее, две актрисы назначены на одну роль. Как правило, в таких многонаселенных постановках не хватает артистов, а не ролей.
– В этом случае второй сезон не хватило большой роли замечательной Галине Савиной, поэтому Гертруду в очередь играют две прекрасные актрисы: Нина Валенская и Галина Савина.
– Вы заняли в спектакле почти весь молодежный десант из Красноярска…
– Офелию играет Аня Богомолова. Ее юная Офелия все же дочь своего отца (Полоний – артист Александр Глушков)… Гамлет Олега Корныльева – принц по крови и сути, а Офелия потому и предала, что в ней не та порода…
Саша Жуйков занят в роли брата Офелии Лаэрта, а Тимофей Тихонов – принц Норвежский Фортинбрас.
Саше Носыреву на этот раз достался персонаж, которого нет в пьесе Шекспира, – он играет смену убитого главного королевского советника, подхватившего его портфель.
Приехавший из Барнаула в начале года Женя Нестеров занят в роли Розенкранца, своей добротой погубившего друга Гамлета. Гильденстерна в спектакле не будет.
Нужные люди
– Какие современные театральные “Гамлеты” вам кажутся вершиной мастерства?
– Постановки Някрошюса, Остермайера, Бутусова. Эти спектакли запоминаются на всю жизнь. Кстати, у Някрошюса роль Гамлета играет рок-певец. Этот режиссер знаменит даже не тем, что открывает новые смыслы, но тем, что у него в спектаклях рождается новый театральный язык. Возможно, я на своем месте тоже делаю то, до чего не додумался бы другой режиссер, но, к сожалению, мне никогда не удастся сделать то, что удается Някрошюсу. Он у нас один такой.
– Над спектаклем в МХТ с Юрием Бутусовым работал хорошо знакомый норильчанам балетмейстер Николай Реутов. Ходили слухи, что он будет ставить с вами норильского “Гамлета”.
– Реутов был занят, поэтому в качестве режиссера по пластике театр пригласил новое для города лицо – актера, режиссера, сценариста и, конечно, хореографа Олега Жуковского. Его мне рекомендовала Ирина Ульянина. Он сам как шекспировский Гамлет. Такая пьеса, мне кажется, собирает нужных людей.
– Еще с одним новым для Норильска лицом – режиссером мультимедиа Натальей Наумовой – вы вместе учились в ГИТИСе.
– Наталья нужна для спектакля не как технический исполнитель – создатель видеоряда. Ее задача – видеолетопись трагедии ошибок. Это оправданно и по отношению к главному герою, за которым ведется постоянное наблюдение, и применительно к дню сегодняшнему с его видеокамерами и видеорегистраторами. Запись на различные носители (взамен средневековой летописи) призвана помочь, когда правда становится почти неуловимой и теряется во множестве версий. Зритель увидит ее в проекции. Параллельно со спектаклем мы снимали и свое кино. Это оказалось совсем непросто.
– Разоблачение истинного убийцы – это и есть сверхзадача самого северного и, предположительно, современного “Гамлета”?
Правда должна торжествовать. Пусть потом, но торжествовать… В финале колесо Фортуны поменяет всех местами. Трупами станут те, кто веселился на похоронах Гамлета-отца, а истинный виновник трагедии сделает свой последний ход.
 
Впервые в Норильске
Без границ и шаблонов

Режиссер по пластике Олег ЖУКОВСКИЙ окончил ГИТИС, работал в театре “Дерево”, снимался в фильме Антона Адасинского “Юг. Граница”. Основал театр Lа Pushkin в Германии и руководит им. Сотрудничает с Александринским и Большим драматическим театром в Санкт-Петербурге. 15 лет ведет актерские тренинги в театральных академиях Берлина, Будапешта, Праги. Сыграл почти тысячу спектаклей на площадях и сценах больших и малых театров, в ангарах, цирках и галереях четырех континентов.
Сейчас артист без границ и шаблонов живет и работает в родном Новосибирске. В Норильском Заполярном театре считают, что “Гамлет” – тема Олега Жуковского, так созвучны шекспировскому герою его слова:
– Кто я такой вообще?.. Есть такая чудесная вещь, просто прекрасная, которой все объясняется, – теория Малевича о том, что в художнике единственное, что живо, – это его движение к абсолюту.  
 
Камеры повсюду
Режиссер мультимедиа Наталья НАУМОВА получила два профессиональных образования: актерское и режиссерское. Как режиссер мультимедиа, работает с театральными режиссерами и преподает театральные технологии в ГИТИСе.
– По сути, мультимедиа – это соединение пространств: зрителю предлагается несколько ракурсов одновременно и он волен выбрать, куда смотреть. Видеоизображение – неотъемлемая часть сегодняшней жизни. Камера с нами повсюду: это и камеры наблюдения, и персональная камера, и камеры в различного рода девайсах, это и YouТube, и большое кино, и домашний архив, и вездесущий телевизор. К тому же плотность информационного потока растет каждый день, а мы приспосабливаемся к его потреблению. Все больше и больше появляется спектаклей с использованием видео или проекции. Где-то она выполняет роль динамичной декорации, где-то используется в качестве дополнительного ракурса, а в некоторых случаях это независимый арт-объект или перформанс. Так что видеоизображение плотно вошло в театр как возможность приблизиться к зрителю, воспитанному на бесконечном потреблении сменяющихся картин.
Данию-тюрьму сценографы Фемистокл и Ольга Атмадзас задумали в образе клетки... с евродизайном
Гамлет Олега Корныльева – творец
Репетируют Александр Жуйков (Лаэрт), Сергей Ребрий (Клавдий) и Александр Глушков (Полоний)
Король Датский Клавдий – заслуженный артист Сергей Ребрий. Священник – Сергей Даданов
Офелия – Анна Богомолова
Олег Жуковский
Наталья Наумова
0

Читайте также в этом номере:

Самый северный и удобный (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Ключевые точки роста (Виктор ЦАРЕВ)
Живая история (Виктор ЦАРЕВ)
Будет как новая (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
В праздники и в будни (Лариса ФЕДИШИНА)
Надвое поделили (Лариса ФЕДИШИНА)
Люди идут по следу (Лариса ФЕДИШИНА)
Студенты работают на высоте (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Экспедиция в Крым (Мария ГРИГОРЬЕВА)
В стиле онлайн (Елена ПОПОВА)
Какое это было утешение! (Евфросиния КЕРСНОВСКАЯ, легендарная узница Норильлага, автор собственноручно иллюстрированных мемуаров “Наскальная живопись”)
Лед кромешный (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Самый молодежный день (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Сами пишем. Сами читаем (Екатерина СТЕПАНЮК, ученица 11-го класса гимназии №1)
Все в одном (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск