Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Пусть меня научат
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
15 февраля 2012 года, 13:41
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
Как показать школьникам специфику горного производства, если спуск под землю – в силу возраста –им запрещен? Организаторы профориентационной экскурсии для девятиклассников 42-й школы нашли интересное решение, пригласив учащихся… в Норильский филиал ЗАО “Атлас Копко”.
Еще совсем недавно это было невозможно представить: вот так запросто усесться в кабину буровой установки Boomer E2C, взяться за руль, нажать на кнопки и рычаг, наблюдая, как стрела подземной машины медленно двинется в выбранном тобой направлении… Сквозь смотровое стекло кабины хорошо просматриваются подземные своды… Поверить в то, что это не Boomer, а всего лишь тренажер, почти невозможно. Инновационная разработка известной шведской компании появилась в России в 2011 году. В Норильск Master Driller Simulator доставили по просьбе ГМК “Норильский никель”, заинтересованной в совершенствовании системы обучения своих рабочих.  
– Даже если вы никогда не были на руднике реально, – говорит школьникам руководитель департамента сервисного обслуживания и запасных частей ЗАО “Атлас Копко” Матс Страндберг, – сегодня вы имеете возможность побывать там виртуально. Master Driller Simulator предназначен для полной симуляции всех режимов эксплуатации бурового оборудования.
Руководитель сервисной службы ЗАО “Атлас Копко” Данила Прапорщиков присоединяется к разговору, уточняя детали:
– Пульт управления и вся внутренняя начинка тренажера, который вы видите, полностью идентичны кабине буровой установки Boomer E2C. Она позволяет осуществлять тренинг в режиме бурения, управления, перемещения машины в условиях горного предприятия.
Данила Прапорщиков, сам прошедший обучение на тренажере, признается: процесс обучения очень интересный.
– Все очень реалистично. Ну, может быть, не хватает только вибрации, существующей в условиях реального производства, – добавляет он.

От “бронзового” до “золотого” уровня

Оттащить девятиклассников от уникального тренажера невозможно. Мальчишки и девчонки по очереди усаживаются за руль, поочередно пробуя себя в роли машиниста буровой установки. В то же самое время часть школьников следит за тем, что происходит в кабине, на экране большого монитора. Данила Прапорщиков объясняет: инструктор благодаря этому имеет возможность видеть и анализировать все действия обучаемого человека.
– Видите маленькое окошко? – обращается он к детям. – Надпись: “Нажмите на кнопку 1… Нажмите на кнопку 2…” Такого рода подсказки на экране будут постоянно. Сейчас мы видим, что “машинист” взял ручку и пытается двигать стрелу.
Всеобщий вздох… Сделать это, как положено, у “буровика”–девятиклассника не получается. Хотя, по мнению представителей шведской компании, это не повод для разочарования.
– Сначала в нашей системе предусмотрен теоретический – “бронзовый” уровень, – присоединяется к разговору Матс Страндберг. – После успешной сдачи экзаменов человек переходит на следующий уровень – практический. В течение одной-двух недель рабочий занимается на тренажере. И здесь уже не только инструктор, но в первую очередь сам Master Driller Simulator показывает человеку, готов ли он перейти на “золотой” уровень, то есть работать в условиях реального производства.
– Требуется ли какое-то специальное образование, чтобы освоить эту профессию? – не скрывает явного интереса один из девятиклассников.
Матс Страндберг качает головой:
– Главное – это желание работать, способность к обучению. Если человек хочет работать на этой технике, его научат. В Швеции даже женщины работают под землей на такой технике.

Не стоит бояться ошибок

Master Driller Simulator – вещь дорогостоящая, однако и само оборудование ЗАО “Атлас Копко” стоит немалых денег. Поэтому оценить преимущества системы, когда рабочие, прежде чем сесть в кабину настоящей буровой машины, могут сначала пройти обучение на тренажере, в состоянии даже дети.
– Здесь можно не бояться делать ошибки, потому что они не повлекут за собой поломку оборудования, возможную в условиях реального производства, – подчеркивает достоинства уникальной разработки Матс Страндберг. – Это очень важный вопрос для предприятий “Норильского никеля”. Техника не должна простаивать из-за ремонта. Как и любая компания, ГМК заинтересована в эффективности своего производства. Что очень важно: на наших тренажерах предусмотрена система экологического и экономического вождения. То есть операторов будут учить, как лучше работать, чтобы меньше расходовать топлива и меньше вредных выбросов поступало в атмосферу. Другой плюс – наш Simulator дает возможность установить на экране изображение реальной картины. К примеру, мы можем воссоздать на экране точную копию всех горизонтов “Октябрьского”. Или “Комсомольского”. Или любого другого рудника. Это очень удобно.
– Кроме симулятора буровой установки, – добавляет руководитель по административной работе Марина Ковачевич, – в ближайшее время в Норильск должны привезти также симулятор погрузочно-доставочной машины.
А всего конструкторами “Атлас Копко” на сегодня разработано пять моделей различных тренажеров.

Работы всем хватит

– Simulator впечатляет, конечно! – не скрывает восхищения заместитель директора рудника “Таймырский” по персоналу Елена Туманова. – Тренажер – это отличная возможность дать школьникам попробовать себя в роли настоящих бурильщиков. До 18 лет спуск под землю запрещен. Но как на словах объяснять учащимся специфику этого труда? При том что горнорудное производство сегодня нуждается в высококвалифицированных специалистах. Бурильщики, машинисты ПДМ, проходчики… Значение профориентационной работы переоценить невозможно. Учитывая, что сегодняшние школьники завтра могут стать нашими потенциальными работниками.  
Об этом – о перспективах и о завтрашнем дне – с ребятами во время экскурсии беседует и.о. генерального директора ООО “Заполярная строительная компания” Михаил Шевченко.
– Я представляю Норильский шахтостроительный трест, которому 1 апреля этого года исполнится 40 лет. В НШСТ сегодня работает 3,5 тысячи человек. Только под землей на строительстве объектов занято 110 единиц импортного самоходного оборудования. Наше предприятие является генеральным подрядчиком на строительство всей сырьевой базы. Выполняя стратегию, принятую ГМК “Норильский никель”, трест за последние несколько лет значительно увеличил объемы по отбойке горной массы. Если три года назад речь шла о 300 тысячах кубов, то в 2012 году у нас в плане уже стоит 500 тысяч кубов. Ровно через три месяца трест перешагнет рубеж в девять миллионов кубометров горной массы. Чтобы вам было легче представить себе, что представляют собой эти цифры, могу привести такую аналогию. Если поместить эти девять миллионов кубов в железнодорожные думпкары, то получится состав протяженностью от Норильска до Москвы. Или два московских метрополитена. Учитывая тот факт, что с каждым годом объемы растут, мы стараемся решать проблему с кадрами. К примеру, в 2010 году на предприятие приняли тысячу человек. В прошлом году мы взяли еще пятьсот работников. И потребность в кадрах сохраняется. Нам требуются машинисты самоходных машин, буровых установок, проходчики, крепильщики, строители… Поэтому ждем всех, кто захочет связать свою жизнь с нашим предприятием, в трест. Работы, по крайней мере на ближайшие десять лет, хватит.

“Если б девушек брали под землю…”

Это не первое профориентационное мероприятие для девятиклассников 42-й школы. С начала учебного года они уже побывали на “Таймырском”, Талнахской обогатительной фабрике. Нынешняя экскурсия добавляет ярких впечатлений.
– Мы сегодня побывали на руднике “Октябрьский”. Там нам очень понравилось! А здесь, в “Атлас Копко”, дети вообще в восторге, – не скрывает эмоций классный руководитель 9а Алла Хакимова. – Ребята сами могли сесть в кабину буровой установки, с которой были до этого знакомы только по рассказам. Смогли попробовать себя в роли машинистов. Надо было видеть их горящие глаза! Думаю, те из них, кто после девятого класса будет учиться в металлургической группе, с таким же интересом будут проходить профильную практику на предприятиях “Норильского никеля”.
– Сегодняшняя экскурсия мне очень понравилась! – присоединяется к общему мнению девятиклассник Павел Пушкарь. – И презентация в “Атлас Копко” понравилась, и тренажер буровой установки. И сами руководители шведской компании. Очень приятные в общении люди. Я бы хотел начать карьеру на предприятиях “Норильского никеля”, а потом, возможно, продолжить ее в компании “Атлас Копко”.  
– Много приятных впечатлений! – в свою очередь отзывается об экскурсии девятиклассница Виктория Кочкина. – На “Октябрьском” нам сегодня рассказали, как добывают руду, а здесь, в “Атлас Копко”, показали машину, с помощью которой это происходит. Я сама сидела за рулем тренажера. Полная иллюзия, что ты находишься в обычной машине. Мне очень понравилось! Если бы девушек брали на такую работу под землю, я бы обязательно пошла. Даже не задумывалась бы.
Михаил Шевченко: “Мы решаем проблему с кадрами”
Елена Туманова: “Значение профориентации переоценить невозможно”
0

Читайте также в этом номере:

Путь к сердцу горняка (Марина СЕРГЕЕВА)
Обмен на пользу всем (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
И научное, и успешное (Лариса ФЕДИШИНА)
Сегодня – класс, завтра – цех (Александр СЕМЧЕНКОВ)
И снова будет аншлаг (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
“Окно” в Европу не помешает (Спрашивал Андрей БИТОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск