Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Ответы на школьные вопросы
ОБРАЗОВАНИЕ
15 октября 2015 года, 16:04
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ, Николай ЩИПКО
Текст: Марина БУШУЕВА
У родителей школьников, да и у самих ребят всегда есть немало вопросов, касающихся процесса обучения. Стоит ли переносить начало учебного года? В каких учебных заведениях были проведены ремонты?  Как следует поступать родителям, если им говорят, что в школе по месту жительства нет мест? Об этом и о многом другом “Заполярному вестнику” рассказал начальник управления общего и дошкольного образования администрации Норильска Андрей КОЛИН.
– Как школы отработали первый месяц учебного года?
– В течение сентября учебные заведения решали организационные вопросы, составляли расписание, которое должно соответствовать пожеланиям родителей и учитывать все санитарные нормы и правила. Задача не простая, но уже сегодня образовательный процесс идет в плановом режиме.
Сорок одна школа Норильска была принята к учебному году без нареканий, а с 1 октября начала работать и школа №6. Напомню, в 2012 году ее здание было определено как аварийное и выведено на реконструкцию. Обучение учащихся проводилось в это время на базе школы №3 и лицея №3.
– Шестую школу обещали открыть к 1 сентября…
– К тому времени строительные работы были закончены, но при осмотре в столовой были обнаружены недостатки. Учитывая, что у нас практически 100 процентов детей питаются, мы не могли оставить их без столовой. Поэтому глава города принял решение сместить начало учебного процесса.
Уже пошла третья неделя, как дети там занимаются. Все довольны. Приятно даже заходить в отремонтированное здание. Кроме того, в школе произошли конструктивные изменения: поменялись плановые решения входов и само размещение столового зала, медицинского блока, гардеробов. Появились дополнительные тренажерные залы. Учебных кабинетов стало чуть меньше, но школа разумно распорядилась  всеми предоставленными площадями. И все 478 детей учатся в первую смену.
– Какие технические новшества ожидали учащихся школы?
– Новое практически все оборудование. Почти на 100 процентов обновлен интерактивный парк. Закуплено много интерактивных панелей, которые используются в специализированных кабинетах и в вестибюле школы. Теперь расписание не печатается на листочках, а выводится на экран. Там же ребята и родители могут просматривать другую информацию: режимы работы кружков, секций и дополнительных занятий. Кстати, сохранился единственный в городе шахматный клуб, который много лет базировался в школе №6. Там появилось специальное оборудование и интерактивная панель.
В 70 процентах кабинетов расположены интерактивные доски. Получено новое оснащение для кабинетов химии, физики и биологии. В кабинетах физики и химии установлены специальные парты, которые позволяют размещать лабораторное оборудование внутри. В кабинете химии, кроме того, появились зоны практических работ – это специализированные рабочие места, где проведено электричество, вода. Такого в Норильске еще не было.
– По новым стандартам в школе №6 большое внимание уделено доступности среды для маломобильных групп. Что для этого сделано?
– Построен подъезд для инвалидов-колясочников, установлен лифт. В настоящее время такие ребята не обучаются в школе, но доступная среда – необходимое условие для современного учебного заведения.
Поскольку школа специализируется на работе со слабослышащими детьми, то для них оборудовано специальное помещение для индивидуальной работы с сурдологом и психологом.
В туалетных комнатах расположены сенсорные умывальники. Все кабинеты оснащены датчиками противопожарной сигнализации. Они не только реагируют на задымленность, но и определяют наличие движения в кабинете. И во время эвакуации, для того чтобы определить, находится кто-то в школе или нет, не нужно пробегать по всем кабинетам, достаточно просто посмотреть на пульт охраны. И внутри, и снаружи по периметру школа оснащена видеонаблюдением, то есть в техническом плане для обеспечения безопасности в учебном заведении сделано достаточно много.
– Гимназия №4 была построена еще раньше шестой школы. В 2012 году поднимался вопрос о ее реконструкции.
– Здание гимназии №4 не является аварийным. Оно стоит под наблюдением по фундаменту, и при наличии средств в бюджете там планируется проведение капитального ремонта. Но не реконструкции.
При вскрытии школы №6, имеющей аналогичную конструкцию, выяснилось, что все балки и несущие конструкции находятся в нормальном состоянии, не имеют ни трещин, ни разломов. Дело в том, что в 50-е годы, когда строилась школа, на деревянные конструкции на гвозди прибивалась дранка, на которую потом наносился штукатурный слой. Представьте, сколько слоев известки было нанесено за 50 лет. Помимо того, увеличился транспортный поток по улице Комсомольской, которая является объездной. Вибрации передаются на здание школы, что и привело к обрушению штукатурного слоя.
В гимназии №4 есть другие проблемы. Электрификация здания происходила при  его строительстве и была рассчитана на потребности того времени. Сейчас вся школа оснащена мультимедийным оборудованием, компьютерами, что в разы увеличило нагрузку на электросети. Кроме того, там требуется обновление системы вентиляции и существует проблема со столовой. По СанПиН требования достаточно жесткие, и поэтому часть учебных классов пришлось отдать под столовую.
– Какие работы за время каникул были выполнены в других школах?
– Закончился капитальный ремонт школы №30 в Талнахе, где была заменена система вентиляции и установлены пластиковые окна. Как новая вентиляционная система покажет себя, можно будет понять, когда в системе отопления выровняются гидродинамические параметры и система будет настроена. С вентиляцией проблемы практически во всех школах города, поэтому поэтапно идет ремонт или замена систем. В прошлом году это было сделано в школе №18. Работы финансово очень затратные – только на ремонт в школе №30 ушло практически 30 млн рублей. Поэтому сразу решить этот вопрос невозможно. Кроме того, пластиковые окна установлены в гимназии №7 и школе №13.
– Приобретают ли школы новую мебель, технику, оборудование?
– Учебная мебель и оборудование приобретаются ежегодно, и каждое образовательное учреждение в рамках финансово-хозяйственной деятельности в зависимости от выделенных средств может покупать то оборудование, которое считает нужным. Например, школа №21 в этом году получила мебель для обеденного зала – кофейные столы. Сейчас многие учебные заведения стремятся  менять не только содержание, но и дизайн обеденных помещений, чтобы детям было не только вкусно, но и комфортно есть.
Мультимедийное оборудование также каждая школа заказывает самостоятельно, плюс в рамках внедрения ФГОС приходит дополнительное оборудование из края.
– Сколько первоклассников пошло в этом году в учебные заведения Норильска? Во всех ли школах классы заполнены?
– В этом году школы города приняли 2417 первоклассников. Это на 15 человек больше, чем в прошлом учебном году. Всего же на сегодня в школах Норильска обучается 22 874 ребенка. Это почти на 376 человек больше. Раньше у нас был отток детей на 5 процентов ежегодно, но последние четыре года сохраняется небольшой прирост.
Если на территорию будут еще прибывать дети, то они будут устроены в школы, так как свободные места есть. Но может сложиться ситуация, что ребенок приехал, например, в августе, родители отвели его в близлежащую школу, а там сказали, что мест нет. Тогда его направляют в другие образовательные учреждения. Надо, чтобы родители понимали это. По положению “О формировании классов”, утвержденному постановлением администрации города, указано, что списки учащихся формируются до 1 июля. После этого образовательное учреждение может не принять ребенка по причине наполненности классов и направить в другую школу.  
– Как вы относитесь к обсуждаемой сегодня инициативе перенести начало учебного года на более поздний срок, чтобы все дети с родителями спокойно завершали отпускной сезон?
– Из Министерства образования края нам тоже звонили и интересовались нашим мнением по этому поводу. Не вижу необходимости в переносе. Отпускная кампания продолжается в течение всего года, поэтому мы можем прийти к тому, что переместим начало года на октябрь, а дети будут подъезжать к ноябрю и так далее.
Кроме того, в Норильске много актированных дней. И чтобы уложиться в учебный план, пришлось бы переносить окончание учебного года или сокращать каникулы. И если последнее для материка нормально, так как там солнце светит круглый год, то у нас в период полярной ночи у детей повышенная утомляемость, и им необходим полноценный отдых на каникулах. В свою очередь, передвинув срок окончания учебного года, необходимо будет менять и время поступления в вузы. В общем, придется полностью перекраивать образовательный процесс. Кроме того, 1 сентября – это традиционный праздник и для школьников, и для учителей.
– Как показала себя система триместров и почему от нее решили отказаться?
– Практика триместров, которая была введена в четвертой гимназии, не прижилась. Дело в том, что в городе большой объем мероприятий и для педагогов, и для детей проводится в дни каникул. Это и Школы одаренных детей, и различные выездные мероприятия. И получалось, что если учащиеся гимназии хотели принять участие в городских мероприятиях, то их приходилось отпускать с уроков. Также возникла сложность с соблюдением определенного количества учебных дней. Родители были довольны, детей тоже устраивало большее количество каникул, но при этом мы не имеем каких-то статистических данных о том, как изменилась успеваемость детей за время, пока у них действовала система триместров. Триместры – это вузовская система, если бы она действовала по всей России, было бы, наверное, хорошо. А пока так работает одна-единственная школа, количество минусов превышает количество плюсов.
– Учителей сегодня хватает?
– Норильск – особая территория, и, к сожалению, понятие “кадровый голод” знакомо, наверное, всем предприятиям города. Большое дело делает педагогический колледж, действующий на территории. Они готовят для нас социальных педагогов, психологов, учителей английского языка, физкультуры, специалистов дополнительного образования. С этого года колледж возобновляет подготовку учителей начальных классов.
Кроме того, на территории города работает муниципальная программа по приглашению дефицитных специалистов с материка. А в дефиците у нас практически все специальности. На сегодняшний день мы уже выбрали годовую квоту  по приглашению иногородних преподавателей на 100 процентов. Это порядка 30 специалистов.
– Какой процент приехавших преподавателей остается работать в Норильске?
– В прошлом году к нам приехали 50 человек, из них уехали 10. Основная причина – наши климатические  условия: морозы, ветра, актировки, полярная ночь и отсутствие зелени. Несмотря на то что приглашенных предупреждали об особенностях Норильска, многие оказались к ним не готовы. Одна из уехавших учительниц сказала мне, что ожидала, что будет холодно, но не настолько!
 
Нет необходимости переносить начало учебного года на более поздний срок.  Иначе мы можем прийти к тому, что переместим начало учебы на октябрь, а дети будут подъезжать к ноябрю.
 
В этом году норильские школы приняли 2417 первоклассников, это на 15 человек больше, чем в прошлом учебном году.  Раньше наблюдался отток детей на 5% ежегодно. Последние четыре года наблюдается небольшой прирост.
 
В прошлом году в Норильск приехали 50 педагогов, из них уехали 10. Основная причина – наши климатические условия: морозы, ветра, полярная ночь и отсутствие зелени.  Несмотря на то что приглашенных предупреждали о таких особенностях территории,  многие оказались к этому не готовы.

 
Продолжение читайте в следующих номерах
В этом году школы Норильска приняли 22 874 ученика
В школе №6 произошли конструктивные изменения
0

Читайте также в этом номере:

Задача – печь (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Арктический вопрос (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Королевы наук (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Все начиналось в октябре (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Погружение в науку (Екатерина БАРКОВА)
Все путевки ведут в Дубай (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Перевезут всех (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Северный колорит (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Судить изволите? (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Девушка с бизнесом (Елена ПОПОВА)
Комфортный отдых (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Не могу ничего не делать (Светлана ФРИБУС, Мончегорск (сайт Кn51.ru), специально для “ЗВ”)
Фото для счета (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск