Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Новый дом для искусства
КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА
9 августа 2018 года, 14:51
Фото: Ольга ЕРОХИНА
Текст: Марина БУШУЕВА
Норильск развивается. Пустырь на Комсомольской улице постепенно превращается в парк, где летом можно будет кататься на велосипедах, а зимой на санках со снежных горок. А рядом с ним распахнет свои двери самый северный музей современного искусства.  Это будет качественно новое пространство, соответствующее культурным амбициям города.
Более двух лет назад городская художественная галерея стала частью Музея истории освоения и развития НПР. Новое объединение муниципальных музеев получило название “Музейно-выставочный комплекс “Музей Норильска”. Это произошло после того, как руководить норильскими музеями и проводить их реорганизацию пригласили Наталью Федянину, социокультурного проектировщика, автора многих известных норильских проектов – от “Большого Аргиша” до “Посевной” в прошлом – музейщика со стажем, замдиректора по развитию Смоленского государственного музея-заповедника. Местные музеи получили новый импульс к развитию, новое название, курс на комплексный музей города, где показывают не только историю, но и вообще город в его развитии, рассказывают про нас с вами и даже про будущее Норильска. А под новые смыслы и задачи уже понадобилось новое пространство.
– Здание художественной галереи не такое уж плохое, вполне на уровне провинциального города. Но Норильск – не обычный город, харизма и замах у него больше, – говорит Наталья Федянина.
Впрочем, есть и более банальная и безотлагательная причина. Помещение нынешней галереи находится на первом этаже жилого дома, и на протяжении всего времени существования учреждения в нем неоднократно случались потопы и прочие аварийные ситуации. Учитывая, что в здании располагается основное хранилище художественной коллекции Норильска, получается, что она постоянно находится под угрозой.
Таким образом, первая причина необходимости создания нового музея на территории – безопасность предметов искусства, а вторая – потребность в новом, качественном пространстве, месте для самоидентификации города.
– Для того чтобы люди приходили в музей, в нем должны проводиться самые разные выставки. И это мы делаем и сегодня, в существующих наших помещениях. Консерваторы, любители традиционного, приходят на “русский музей”. Так, в залах галереи до 22 сентября проходит выставка “Праздники по-русски” из собрания Государственного Русского музея. Впервые в Норильске представлены оригиналы произведений XIX – начала XX века. Среди авторов – Илья Репин, Борис Кустодиев, Константин Юон. В свою очередь молодежь обычно приходит на современное искусство. То есть события рассчитаны на самые разные аудитории. Главное, чтобы у норильчан была возможность выбора, это важное качество полноценного города. И наш музей не догматичен. Он про разное и для разных. И чтобы это разное показывать, помещение галереи не подходит даже по своим параметрам. Например, на выставке, посвященной норильскому художнику Ладо Сурмаве, были представлены не все его работы. Некоторые мы просто не смогли разместить в стенах галереи, они по размерам не прошли. А музей современного искусства будет пространством, удобным для показа искусства с точки зрения размещения, освещения, создания подходящего контекста, индивидуального для каждой выставки, – рассказывает Наталья Федянина.
Есть еще и третья причина – комфорт посетителей. Будущий музей находится рядом со строящимся парком. Музей станет гостеприимным пространством, где можно будет согреться, отдохнуть, перекусить и получить музейные услуги. Местом, где можно будет провести время уютно и с пользой, куда можно будет прийти и с маленькими детьми, и молодежной компанией.
Харизма планетарного масштаба
– То, что искусству в городе нужен новый дом, было для меня очевидно. Здание бывшего Дома торговли в таком качестве мы в свое время разглядели вместе с Сергеем Панченко. Идею создания в нем музея художественного направления поддержали и городские власти, и компания “Норникель”. Работа над передачей объекта в оперативное управление Музейно-выставочного комплекса длилась  около полутора лет. Параллельно шел процесс детального осмысления, что это будет за музей, как он может называться, какие функции нести. Впервые концепцию АММА – Arctic Museum of Modern Art (AMMA) / Арктический музей современного искусства – я публично заявила в марте этого года на специальной секции Форума социальных технологий в Норильске, посвященной современному искусству и музеям, – рассказывает Наталья Федянина историю появления идеи нового учреждения. – И здесь важно каждое слово. Это не центр, а музей. Modern по-русски переводится как “современное”, но в английском имеет важный смысловой нюанс. Это прежде всего искусство XX века, к которому как раз относятся лучшие произведения коллекции нашего норильского музея. Ну а понятие “арктический” несет в себе планетарный масштаб. Мы строим музей, какого нет на такой широте во всем мире. В идеале это предполагает не только географию, но в первую очередь принцип дальнейшего комплектования и представления коллекции. Это должно отразиться в архитектуре здания, поэтому к его проектированию мы очень требовательно относимся.
Музеи – одни из самых сложных зданий в области архитектурного и инженерно-технического проектирования. Помимо серьезных требований к техническому оснащению сюда накладывается сложная смысловая история, которая определяется концепцией музея.
– Для работы над этой задачей мы собрали целую команду специалистов, обладающих нужными компетенциями. В нее входят внешние и норильские архитекторы, музейные специалисты, социолог. Социологическое исследование при проектировании музея современного искусства с нулевого цикла – это уникальный опыт. К слову, здесь не задается вопрос, нужно ли вам современное искусство и любите ли вы его. Современное искусство – это не про любовь и даже не про эстетику. Это про осознанность, осмысленность нашего существования, – уверена директор Музея Норильска. – И это работы не просто художников, которые живут сегодня и что-то творят. Это обязательно концептуальное искусство. Иногда оно бывает красивым, но необязательно. Оно про определенный срез современного общества: что думают, что чувствуют люди сейчас, чем живут. Это, с одной стороны, проявляет, документирует день сегодняшний, а с другой – выступает катализатором будущих изменений. Если мы стремимся быть музеем города, то мы обязаны рассказывать о прошлом, фиксировать настоящее и обсуждать или даже участвовать в создании будущего, копить энергию для следующего рывка.
К слову, недавно Норильск вошел в список семи городов, где Фонд Владимира Потанина и Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) проводили исследования на предмет присутствия в городе современного искусства.  Эксперты ГЦСИ полагали, что найдут в Норильске антипример, практически нулевой уровень в сравнении с Екатеринбургом, Пермью и другими общепринятыми культурными центрами. Но исследователи побывали в музейной арт-резиденции PolArt, на Ночи искусств в музее – и были удивлены. Современное искусство не только иногда гостит в нашем городе в рамках отдельных фестивалей – оно получило постоянную прописку и свою аудиторию.
В два этапа
Процесс программирования музея пройдет в два этапа. Первый – по разработке концепции здания и задания на архитектурное проектирование – уже в самом разгаре. Экспертная группа собиралась в июне в Норильске, к работе подключились норильские архитекторы и музейные специалисты, сейчас очень продуктивно идет дистанционная работа. Второй этап пройдет осенью в экспериментальной форме арт-резиденции. По разработанному экспертами заданию команда перспективных и успешных российских архитекторов создаст архитектурный эскиз. И к концу года завершится творческая часть проектирования. Это, конечно, очень короткие сроки для объекта такой сложности. С другой стороны, замечательно, что благодаря поддержке администрации города и компании “Норникель” и организационному содействию со стороны Агентства развития Норильска появилась такая возможность – продумать концепцию с привлечением к процессу лучших специалистов страны.
А в 2019 году к работе подключатся специалисты УКРИСа и начнется разработка проектно-сметной документации. При позитивном сценарии развития событий через три-четыре года АММА откроет свои двери для посетителей.
В рабочую группу по созданию концепции АММА вошли архитекторы Илья Мукосей, Дмитрий Барьюдин и Елена Арсеньева, социолог Мария Привалова, ку- ратор Сергей Ковалевский, директор музейно-выставочного комплекса “Музей Норильска” социокультурный проектировщик Наталья Федянина и партнер проекта – директор Агентства развития Норильска Светлана Рубашкина. Также в проекте принимают участие архитектор Михаил Волгин и главный хранитель МВК Лилия Луганская
Работа над концепцией здания и заданием на архитектурное проектирование сейчас в самом разгаре. Затем команда успешных российских архитекторов создаст архитектурный эскиз. Творческая часть проекта завершится к концу года, а в 2019-м к работе подключатся специалисты управления капремонтов и строительства
0

Читайте также в этом номере:

Золото в Норильске (Виктор ЦАРЕВ)
С учетом ветров (Виктор ЦАРЕВ)
Километров стало больше (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Колеса диктуют вагонные (Лариса ФЕДИШИНА)
Не расплескать победу (Лариса ФЕДИШИНА)
Лучше гор только горы (Лариса ФЕДИШИНА)
Делай добро и неси его в штаб (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
ПОРА на Север (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Демонстрация силы (Анна САРАФАНОВА)
План – побеждать (Андрей ДЕГАНОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск