Наука продвижения
ПРОЕКТЫ
30 января 2014 года, 11:48 Текст: Юлия ГУБЕЛАДЗЕ
|
“Обогатительная фабрика” продолжила работу в новом году. В стенах медиакомпании “Северный город” своим опытом и взглядами на современную эпоху потребления с норильчанами делился ведущий российский маркетолог, создатель известных торговых марок, блестящий преподаватель Самвел АВЕТИСЯН.
Узнав о том, кого им предстоит увидеть и услышать на этот раз, норильчане не стали терять времени. Список слушателей лекций сформировался за считаные дни. – Наша “интеллектуальная фабрика” предлагает возможность неформального и увлекательного образования для взрослых, – рассказывает куратор проектов медиакомпании “Северный город” Наталья Федянина. – Желающих учиться, развиваться и посещать клуб-лекторий в Норильске так много, что попасть в число слушателей могут только самые заинтересованные и быстрые. Те, кто первым зарегистрируется на сайте www.fabrika-norilsk.timepad.ru и оставит свою заявку. Регистрация электронная и исключает субъективный фактор, просто счетчик отключается на определенной цифре и закрывает прием заявок. Из тех, кто записался и потом не пришел, система формирует лист ожидания по отношению к будущим событиям, так сказать, “серый список”. Исходя из дискуссионного характера проекта и качества общения на встречах, мы планировали, что слушателей будет 30–40 человек, но открываем регистрацию почти на 70. И это далеко не все желающие. Те, кто остается “за бортом”, относятся к ситуации с пониманием, делают выводы и быстрее реагируют в следующий раз. Есть радующее ощущение, что благодаря “фабрике” в городе формируется крайне полезная мода – на интеллектуальное и образовательное. А всем заинтересованным норильчанам рекомендую следить за новостями проекта, чтобы всегда быть в курсе событий клуба-лектория. Для общения слушателей есть еще группа “Обогатительная фабрика” в “Фейсбуке”. Задача – выбрать Для тех, кто ищет себя, двигается, заинтересован повышать свой образовательный уровень и реализовывать собственные идеи, приезд Самвела Аветисяна стал прекрасным поводом не только получить новую информацию, знания, но и понять, как это применимо в условиях современного рынка. Самвел Аветисян занят созданием и запуском брендов уже практически 20 лет. Себя он называет не иначе как “акушер-маркетолог”. – Я ничего сам не выдумываю, а лишь обеспечиваю “родовспоможение” бизнес-идей, – объяснил Самвел. – Вы же не станете приписывать заслуги в рождении ребенка акушеру. Своему появлению на свет он обязан только родителям. То же самое происходит и в моей работе. Прежде всего Самвел рассказал слушателям о том, чего в бизнесе делать не стоит. По его мнению, инструменты маркетинга, описанные Филипом Котлером и до сих пор считавшиеся базовыми, уже неактуальны. – Котлеровский маркетинг умер. За рубежом он не работает с середины 80-х. В России – с 1999 года, – уверил лектор. – Ведь раньше ключевым понятием для маркетолога было удовлетворение спроса. Сейчас рынки перенасыщены товарами и услугами. Спрос переудовлетворен. Перед потребителем стоит единственная задача, она же проблема – выбор. Основная установка современного маркетинга, по словам Самвела Аветисяна, звучит так: “Потребитель выбирает себя”. То есть то, что ближе всего к его системе ценностей. Выбор определяет желание делать себя лучше, совершенствоваться. – У вещи – товара или услуги, неважно – есть два вида свойств: утилитарные и знаковые (философские), – отметил Самвел. – В условиях большого ассортимента утилитарные свойства (качество) уходят на второй план, и человек руководствуется только внутренними предпочтениями, опираясь на свои собственные жизненные ценности. Другими словами, когда покупатель видит перед собой десятки видов йогурта, как ему выбрать один? Утилитарная разница здесь уже не играет роли. Покупатель выберет продукт согласно своим собственным взглядам. А сформировать эти взгляды, создать ценности и донести их потребителю и есть задача маркетолога. По закону красоты При этом Самвел Аветисян сделал упор на вариантах подачи маркетинговых идей. По его убеждению, бренд, который не несет в себе никакой красоты, не найдет внимания в обществе потребителей. Так же как ценности должны быть истинными, вещи должны быть привлекательными. – Некрасивый бренд никогда не будет востребован, – утверждает он. – Идею нужно “упаковать” так, чтобы она нашла отражение в душе потребителя. Ведь потребность – категория культурная. Ее можно формировать. Вот почему судить бизнес по уровню прибыльности нельзя. Делать это стоит лишь по закону красоты. Для этого маркетологу необходимо определить, кому адресован бренд его компании, изучить систему ценностей потенциальных потребителей, вычислить самую значимую и передать ее обратно, привязав к своему бренду. Тогда человек будет настроен позитивно, лояльно. Бренд, как и сам продукт, станет ассоциироваться у него с чем-то большим, нежели просто товаром. Generation B Самвел перевернул знаменитую пирамиду Маслоу вверх ногами, в шутку назвав ее пирамидой ценностей Маслоу-Аветисяна. – В этом виде мы наглядно представляем себе, что физические потребности, которые считаются базовыми, на самом деле играют для людей не такую важную роль, как те, что стоят выше: социальные, эмоциональные, этические и прочие. Об этом говорят и этапы развития общества. В середине и конце 80-х, во время становления рынка, человеку было важно “сделать себя”, главной проблемой было достать нужный товар. В последующие десять лет на первый план вышла задача демонстративного потребления. Современный потребитель прошел эти этапы и относится к потреблению более ответственно, он хочет делать себя лучше. Самвел оптимистично предполагает, что с 2023 года общество перейдет к созидательному потреблению, что означает делать лучше ближнему и, в идеале, лучше мир вокруг себя. Новое поколение людей лектор назвал поколением Би (generation B). Все дело в предпочтениях современной молодежи. Они склонны стирать рамки. Им не важен статус. Роль играет дизайн, эстетическая вовлеченность. Приветствуются стилевые отличия в поведении и внешнем виде. Поколение Би ценит креатив и стремится к самотворению. Их вкусам очень подходит слово “забавный” или английский вариант fun. Жизнь этого поколения практически полностью будет связана с Интернетом и новыми технологиями в информационной сфере. И Самвел не исключает, что через некоторое время Всемирная сеть сможет предоставить потребителям не только виртуальную информацию, но и вполне материальные товары. Предпосылкой к этому служит появление 3D-принтера. На одном дыхании Серьезные рассуждения о мотивах поведения и жизненных ценностях Самвел Аветисян сумел преподнести так, что аудитория совершенно забыла о времени. Чувство юмора и самоирония гостя полностью захватили норильскую публику. Лектор показал себя не только акулой маркетинга, но и блестящим оратором. В результате чего два дня лекций пролетели молниеносно и расходиться по домам никто не хотел. – На подобных лекциях я особенно ценю живое общение, – сказал председатель фотоклуба “Таймыр” Евгений Щемилин. – Для себя уяснил основные принципы работы маркетолога и даже уже наметил некоторые идеи для дальнейшей работы. Хочу воплотить их в жизнь. Атмосферу лекции в первый день поддержала музыкальная минутка от норильской рокабилли-группы Zippers. Музыканты не только зажигательно сыграли, но в полном составе пришли на лекцию. – Ведь все связано. И в музыке, в шоу-бизнесе, нужно также уметь продвигать себя, всем нужен маркетинг, – говорит Вячеслав Галайда, музыкант группы. – Я прихожу на “Фабрику” уже второй раз. Нравится все. Это лишний повод задуматься над важными вопросами, современными трендами и веяниями, – поделилась мнением фотограф Надежда Римская. – Обратная связь помогает получить ответы на возникающие по ходу лекции вопросы. Это тоже немаловажно. Живое общение не заменит никакой Интернет. – Всегда интересно послушать, что происходит в стране и мире в области маркетинга, общественных связей, – сказал механик Надеждинского металлургического завода Евгений Близнюк. – Перенять полезный опыт. Особенно если им делится профессионал, который проявил себя на практике и чье имя хорошо известно всем современным людям бизнеса. Рынку нужен творческий подход. Это точно! Не исключено, что в будущем я попробую себя в сфере бизнеса. Нужно развиваться, искать свое направление. Ту базу, которую нам дал Самвел Аветисян, можно применить в любом направлении, какое бы мы ни выбрали. По мне, два дня лекций по этой теме недостаточно. Я бы хотел послушать его еще. Позаниматься как минимум неделю. Но сам факт того, что Самвел приехал в Норильск, не может не радовать. Спасибо “Обогатительной фабрике”. Будем следить за ее работой и обязательно еще придем. – Лекция безусловно интересная, – подтвердила бухгалтер Наталья Ткач. – Время для меня пролетело мгновенно. Многое из того, о чем говорилось, я знала. И ловила себя на мысли, что постоянно соглашаюсь с Самвелом Аветисяном. Самое главное, что российский рынок действительно переполнен сегодня товарами и услугами. Брендами. Потребителю подчас очень сложно сделать выбор. Благодаря Самвелу мы поняли, какие механизмы помогают с этим выбором определиться. – Изначально мне очень понравилось название “Обогатительная фабрика”. Заинтересовала и личность Самвела Аветисяна. Я, как и он, многодетный отец, – отметил предприниматель Виталий Андреев. – Тоже долго искал себя. Был активным общественником, работал в различных организациях, теперь вот занялся бизнесом. Согласен с Самвелом в том, что для успеха в бизнесе ничего нельзя делать только ради прибыли. Нужно дать людям что-то значимое для них, предоставить преимущества, которых прежде не было. К примеру, для своих автокурсов я закупил автомобили новой модели с коробкой-автомат и прочими дополнениями. В результате другие автошколы города были вынуждены перейти от старых “жигулей” к более современным видам авто. Таким образом я поднял уровень обучения в наших автошколах. На “Фабрику” я пришел за знаниями. За ключами, новыми инструментами, с помощью которых можно развить свой бизнес и принести пользу обществу. Начало положено отличное. Организаторы, так держать! Напомним, что клуб-лекторий “Обогатительная фабрика” – это новый гуманитарный проект медиакомпании “Северный город” и ГМК “Норильский никель”. Интеллектуальный проект, призванный обогатить людей новыми знаниями и опытом, предполагающий лекции интеллектуальных звезд современности в Норильске. Город вне трендов Участие в “Обогатительной фабрике” Самвелу Аветисяну пришлось по душе не меньше, чем самим норильчанам. За два дня лектория, а это более десяти часов лекции, Самвел не присел ни разу. Свое состояние он назвал возбужденным от контактной, увлеченной и сомневающейся аудитории. Вопросы и разговоры продолжались не только на лекциях, но и в коридорах, за чаем, даже в лифте. По традиции проекта помимо эмоционального драйва от аудитории гость клуба-лектория обогатился, в свою очередь, норильским опытом, получил в копилку своих путешествий Заполярье в самом экстремальном его проявлении. Норильск в этом январе фантастический, покрытый морозным туманом, температура на градуснике за минус 45 – впечатление от северного города перекрыло все виденное прежде, все эмоции, полученные в других городах, где приходилось бывать. Даже от Владивостока, который до этого лидировал в рейтинге впечатлений Самвела. – По правде говоря, я робел ехать в Норильск, – признался он. – Этот город выбивается из глобальных трендов. Он не в Европе, где все одинаково. Суровая природа Норильска дисциплинирует и заставляет иначе мыслить. Норильчане мне очень понравились. В их глазах я увидел активный интерес, что очень значимо для современного общества. На прощание Самвел Аветисян призвал аудиторию творить. Создавать новые и, если потребуется, воровать и адаптировать уже готовые идеи, как это делали порой даже признанные мастера разных эпох. Он также пообещал рассказать о Норильске своим друзьям и коллегам, чтобы и у них возникло желание увидеть город своими глазами, пообщаться, поделиться с норильчанами своими знаниями. А “Обогатительная фабрика” продолжается. Следующие темы лекций будут не менее актуальными. И, возможно, поспособствуют зарождению в Норильске новых уникальных проектов. А про появление в городе интеллектуального клубного сообщества можно уверенно говорить как о свершившемся событии. Самвел Аветисян – пионер российского бренд-менеджмента, мастер по захвату покупательских эмоций и запуску легендарных торговых марок. Харизматичный маркетолог и идеолог эпатажной рекламы. А еще писатель и историк, блестящий оратор и преподаватель. Самвел участвовал в создании торговых марок “Тинькофф”, “Дарья”, “Техношок”, “Хан”, “Пикадор”, “Мечта хозяйки”, “Царь-батюшка”, Zooom и других брендов. В нескольких из этих компаний руководил маркетинговыми службами. Участвовал в запуске FM-радиостанции “Ретро-канал”. В 2005 году основал маркетинговую компанию “Архидея”, где с момента основания является управляющим партнером. Среди клиентов – ведущие отечественные и зарубежные компании: “Эльдорадо”, “Атлант-М”, Ferrero Rocher, “Банк Москвы”, “Рен ТВ”, JFC, “Централ Партнершип”, “Техносила”. Преподает основы брендинга по программе MBA в Высшей школе экономики и Британской высшей школе дизайна. Заведует кафедрой маркетинга и брендинга университета “Синергия”. Приглашенный лектор “Сколково” и Стокгольмской школы экономики. |
0 | Твитнуть |