Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Хозяева Арктики
АКТУАЛЬНО
8 октября 2015 года, 15:08
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА
Тема российских интересов в Арктике активно обсуждалась на этой неделе. О возможностях и перспективах работы в этом направлении, о необходимости четкой государственной стратегии и согласованности с бизнесом в развитии арктических территорий говорили на федеральном уровне.
О намерениях России защищать свои интересы за пределами своей территории заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин на заседании Президиума Правительственной комиссии по Арктике, которую он возглавляет. По его словам, это одна из немногих тем, по которой России удается развивать конструктивный диалог с США. Он также поддержал создание портала, который обеспечит информационную поддержку российских интересов в регионе.
Обсуждалось и перенаправление турпотока в Арктику. Дмитрий Рогозин назвал “обширными” туристические перспективы северной зоны, пишет “КоммерсантЪ”. Он считает, что туристический комплекс там – это не только отрасль или сектор арктической экономики, но и возможность активизировать транспортную, информационно-телекоммуникационную и социальную инфраструктуры. Вице-премьер отметил, что мировая туристическая индустрия – одна из самых высокодоходных отраслей экономики. Он также сообщил, что в России 75% въездного туризма приходится на Санкт-Петербург, Москву и Золотое кольцо.
– А туристический интерес к нашей Арктике имеется, – заявил Рогозин. – По оценкам экспертов, из более 70 тысяч туристов, посещающих Шпицберген, половина выражает желание “заплыть” на Землю Франца-Иосифа.
По его словам, частный бизнес сдерживают затраты, связанные со спецификой строительства и эксплуатации объектов в условиях сурового климата. Кроме того, сроки получения разрешений для въезда лиц и транспортных средств в пограничную зону, где частично расположены туристические объекты, для иностранцев составляют 60 дней, а для россиян – 30, отметил вице-премьер. Он предложил выработать и просчитать реальные меры поддержки туризма в Арктике на федеральном уровне. В первую очередь необходимо предпринять конкретные шаги, связанные с развитием соответствующей инфраструктуры.
Туз в рукаве
Чтобы развивался Северный морской путь, бизнес должен четко понимать, какой стратегии будет следовать государство, а также представлять все перспективные возможности этой транспортной артерии. Такое мнение ТАСС высказал председатель Делового совета Госкомиссии по развитию Арктики Сергей Шишкарев.
– Многие сейчас говорят, что транзит грузов по СМП может стать альтернативой и быть конкурентным транзиту грузов через Суэцкий канал. Ключевое его преимущество в разнице расстояний: от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути – свыше 14 тыс. км, а через Суэцкий канал – свыше 23 тыс. км, – отметил Шишкарев. – Но для нас СМП как туз в рукаве. Преимущество, которое есть, но которым мы пока в силу определенных причин почти не пользуемся.
По его мнению, одним из наиболее слабых звеньев Севморпути остаются арктические порты, за исключением расположенных в его западном секторе Дудинки и строящейся Сабетты.
– По мере реализации Комплексного проекта развития Северного морского пути на рубеже 2030–2035 годов руководству страны придется принимать решения относительно приоритетов и ключевых направлений развития СМП, – отметил Шишкарев.
Ссылаясь на слова эксперта, ТАСС пишет, что среди возможных решений три основных варианта, в частности: сосредоточение усилий на развитии морской транспортной инфраструктуры в западном секторе СМП, где в долгосрочной перспективе прогнозируется расширение добычи природных ресурсов и их морского вывоза. Другая возможность – это реализация амбициозного проекта “сквозной” навигации. Третий вариант промежуточный – это поступательное развитие инфраструктуры восточного сектора СМП, “следующее” за долгосрочными прогнозами экономического развития в восточном секторе Арктики.
– Для того чтобы бизнес охотно инвестировал в развитие СМП, деловое сообщество должно понимать, какую долгосрочную стратегию выбрало государство, по какому из трех вариантов пойдет развитие СМП. И наше мнение таково: необходимо еще раз проанализировать множество факторов, и мы обращаем на это внимание Госкомиссии и предлагаем провести специальные исследования, – пояснил Шишкарев.
Горячая тема
Еще один важный вопрос, на который обратил внимание Дмитрий Рогозин, это изменение состояния континентальной многолетней мерзлоты, растепление которой приводит к деформации зданий и их разрушению. Как передает РИА Новости,  вице-премьер отметил, что в среднем один жилой дом ежегодно в Норильске признается непригодным для проживания.
– Не стоит идти по принципу – дождемся человеческих жертв, а потом все проверим, доработаем необходимые требования к проектам и строительным нормам, – подчеркнул вице-премьер.
Он отметил, что решение проблемы требует межотраслевой координации.
– Нужны научно обоснованные методики мониторинга изменений мерзлоты и ее несущей способности; правила расчета и проектирования зданий и сооружений в условиях вечномерзлых грунтов, правила их эксплуатации; рекомендации по усилению несущих способностей фундаментов. Сегодня мы должны применять новые строительные материалы с высокими эксплуатационными свойствами, – заявил Рогозин, добавив, что не стоит забывать и о подготовке квалифицированных инженерных кадров.
Следующее заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики запланировано на 20 ноября. Экспертный научный совет и члены Госкомиссии обсудят участие субъектов РФ и муниципальных образований, входящих в Российскую Арктическую зону, в международных арктических организациях, а также разработку законопроекта об Арктике.
Заседание Госкомиссии по развитию Арктики состоится в промежутке с 7 по 11 декабря на форуме в Санкт-Петербурге “Арктика: настоящее и будущее”.
Севморпуть – преимущество России, которым она пока почти не пользуется
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск