Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Девушка, которая дерется
СПОРТ-ТАЙМ
31 мая 2018 года, 15:46
Текст: Юлия ГУБЕЛАДЗЕ
Бой профессиональных каратистов – это эффектно, а если его ведет красивая девушка – эффектно вдвойне. Другое дело, что удары у красавицы отнюдь не девичьи. Как завоевать два черных пояса, воплощать в жизнь одну спортивную мечту за другой и при этом оставаться яркой и привлекательной, “ЗВ” рассказала чемпионка страны по карате-кекусинкай, первый номер сборной России Анастасия ЖИРНОВА.
В свои 27 Настя добилась практически всего, что задумала в детстве. Кажется, в ее жизни нет места спонтанности: все продумано, выверено. Заслуга ли это родителей? Бонус спортивной закалки? Черта характера? По словам девушки, все началось в раннем детстве…
– Мои родители родом из Ставропольского края, – рассказала она. – Поженились, переехали в Ульяновск, а в 1995 году – в Норильск. Я пошла в детский сад, и так случилось, что почти со всеми ребятами из группы мы потом учились вместе в школе до самого одиннадцатого класса. У нас даже была некая “шайка” девчонок – пять-шесть человек. Все спортсменки, болели друг за друга на соревнованиях. При этом неплохо учились и лишнего себе, конечно, не позволяли. Эта школьная дружба продолжается до сих пор.
– А как ты попала в спорт?
– У меня есть старший брат. По окончании первого класса я вернулась домой после летних каникул и спросила: “Где Рома?” Родители ответили, что он на тренировке. Записался в секцию карате-шотокан. Я сразу объявила, что тоже туда хочу. Папа разрешил сходить. Увидев, как дерутся взрослые девочки, их удары руками, технику, сразу захотела стать одной из них. Но мне на тот момент было всего семь лет, и тренер не хотел меня брать. Мол, что я там буду делать? И снова вступился папа. Он уговорил моего будущего наставника, предложил: “Пусть болтается в конце строя”.
Так началась моя спортивная карьера. Драться я любила, а вот техника, база казались скучным занятием. За поведение, бывало, выгоняли с тренировок, но желание оставаться в спорте оказалось сильнее, и я очень старалась проявить себя. На первых соревнованиях выпало драться со своей подругой. Психологически трудно было это принять. В результате она изрядно меня поколошматила. Папа, который наблюдал за этим боем, потом внушил мне, что на татами нет подруг. Этот урок я запомнила на всю жизнь. Через несколько месяцев наступили новые соревнования. Морально настроившись, я показала соперникам, как умею побеждать.
– Родители не предлагали тебе перейти в менее травмоопасный вид спорта? Обычно девочек больше привлекают гимнастика или танцы…
– Они поддержали мой выбор. Дело в том, что родители сами в свое время активно занимались спортом. Мама – легкой атлетикой и баскетболом, папа боксом долго увлекался, хоккеем и подпольно – карате. Тяга к спортивной борьбе у меня в генах, можно сказать. Первая победа стала мощным стимулом. Я полностью выкладывалась на тренировках и на соревнованиях спуску никому не давала.
 
Это она здесь батя
– Когда ты почувствовала, что хочешь связать свою жизнь с карате?

– Когда мне было девять лет, в кайерканском Доме спорта проходил чемпионат Таймыра. Должен был приехать тогдашний глава Японской федерации карате Танака Такинори – знаменитый на весь мир сэнсэй. Очень крутой. Мне жутко хотелось поучаствовать в этих соревнованиях, но допускались только девочки 12 лет и старше. Переживала, нервничала, умоляла взрослых. В итоге папа не выдержал, снова договорился с тренером, и меня записали в категорию 12–13 лет. Началась подготовка с условием, что жалеть меня никто не будет и мне, в свою очередь тоже жалеть никого нельзя. Во время чемпионата при виде девочки с белым поясом старшие ребята фыркнули в мой адрес: “Ха, девчонка!” Но на татами я им показала, “кто здесь батя”. Японец даже аплодировал. До сих пор храню тот диплом. Его мне вручили за первое место среди мальчиков (!)12 лет. Тогда я уже точно знала, что спорт – это мое. Параллельно с карате занималась футболом и баскетболом, играла за школьную команду.
Первые выездные соревнования были в пятом классе. В Набережные Челны мы отправились с двумя наставниками и моим товарищем Кириллом Адамовым. Он стал вторым, а я взяла золото. Кстати, сейчас Кирилл известный в Красноярске тренер. Мы оба ученики Сергея Алексеевича Шавского. Думаю, в том, что спорт стал нашей жизнью, есть и его заслуга.
Через два месяца после соревнований в Набережных Челнах был чемпионат Азии в городе Бузулуке Оренбургской области. Там нас была целая команда, но из девочек – я одна. Это, конечно, не помешало снова взять первое место.
После я стала сдавать на пояса, продолжала ездить на турниры, учиться, пока не наступили трудные времена. Сергей Алексеевич погиб, мой школьный тренер уволился. Я на целый год вышла из карате. Был вариант заняться дзюдо. Хороший вид спорта, но там борьба, а мне по духу ближе драки. И в девятом классе я вернулась в шотокан. Начала восстанавливать форму. Уже через два месяца выиграла местные соревнования, но на чемпионате Сибирского федерального округа почти через год стала третьей. Самолюбие это задело, не скрою. Мне, привыкшей к победам, нужно было решить, что делать дальше: превращать мечту в цель или нет. В 15 лет это важный вопрос, ведь на кону реальное будущее. В детстве спортивные устремления были более приземленные, но чем старше я становилась, тем они делались глобальнее. Так вышло и на этот раз. Я задумала  до 30 лет стать чемпионкой России и Европы, параллельно окончить вуз и заняться тренерской работой.
 
Сказано – сделано
– Тяжело ли было поступить, ведь большую часть времени ты посвящала не учебе, а тренировкам?

– Не скажу, что в школе я была отличницей. Случались и тройки, но в Уральский государственный университет физической культуры я поступила с первого раза, и даже на бюджет. Конечно, перед этим усиленно готовилась. Помимо вуза меня взяли в сборную Челябинска. У них карате очень хорошо поставлено. Наш клуб всегда занимал лидирующие позиции на соревнованиях. Там я научилась работать над своими эмоциями, усмирять гордыню и внутреннее эго. Было немало побед, училась я с удовольствием. Однако начались проблемы со здоровьем (сказались предыдущие ошибки в программе занятий), и мне пришлось снова уйти из спорта. Защитив диплом, я вернулась в Норильск, чтобы работать тренером.
Часть плана была выполнена, но не давала покоя моя личная судьба как спортсменки. Черный пояс по шотокану у меня был, а теперь заинтересовало карате-кекусинкай. Полгода я присматривалась, наблюдала, как занимаются другие, и в итоге решилась. “Ты серьезно?” – спросил меня тренер Магомед Эльдаров, тем не менее взял к себе. Я видела отношение к нему главы федерации и учеников, знала, что он воспитал чемпионов России, Европы и мира, его выпускники входят в сборную страны. Это впечатлило. Магомед Расулович предупредил, что я буду работать по той же программе, по которой занимаются мужчины. И началось… Шотокан – это бесконтактные бои в экипировке, а кекусинкай – силовое карате, полноконтактное, почти без защитных средств. Нужен сильный  характер, выносливость тела. Я занималась на тренажерах, много бегала, работала с грушей, дралась в спаррингах. За шесть лет достигла черного пояса, получила полный комплект наград на чемпионатах России, а в конце марта попала в сборную страны. И это было отлично, ведь у нас среди бойцов кекусинкай  очень сильная конкуренция. Считается, если ты попал в призеры здесь, то на европейских и мировых соревнованиях войдешь в тройку лидеров стопроцентно.
 
Мы всех порвем
– Как сейчас обстоят дела с тренерской работой?

– Я тренер уже семь лет. Занимаюсь почти с пятьюдесятью  ребятами, стараюсь передать им свой настрой. Они молодцы. Работают в полную силу и добиваются результатов. Например, один из первых моих учеников – Павел Дударев – в прошлом году поехал на краевые соревнования и занял третье место. В этом уже завоевал серебро. Среди ребят вижу много потенциальных спортсменов, но мало учить – нужно своим примером показывать, что все реально. Неудачи случаются у всех, стоит сказать себе: давай, работай, не останавливайся. Если накрывает усталость или обида – немного отдохнуть и потихоньку продолжить начатое. Мой тренер – очень хороший психолог. Он знает меня уже практически как отец, и всегда говорит: “Мы всех порвем”. То же самое я повторяю и своим воспитанникам. Нужно самой себе доказать, что ты можешь, и остальные тоже это поймут.
 
Маникюр и “Ловец снов”
– Спорт для тебя всегда был в приоритете, но нет ощущения, что что-то упустила?

– Если говорить о дружбе с мальчиками, то с ними мне по сей день легче общаться, чем с девочками. Я всегда была “своим пацаном” для ребят. Первый молодой человек у меня появился в институте, и девичьи переживания не прошли стороной.
Внешний вид для профессиональных спортсменок тоже не на втором месте. Все ухоженные, посещают салоны красоты. Иногда перед боем даже можем похвастаться друг перед другом новым маникюром, а готовясь к выходу на татами, поправить хвостик. Мне очень интересна индустрия красоты. Смотрю видео и учусь правильно наносить макияж, но больше всего хочется выучиться на мастера бровей. Понимаю, что в таких специалистах сейчас нет недостатка, но все же.
Не люблю чересчур яркие образы у девушек, накачанные губы и татуаж. Я за естественную красоту, за женственность и ухоженность. Как пример для себя представляю актрису Монику Беллуччи.
Еще очень люблю татуировки. У меня их уже две: на правой лопатке – иероглиф кекусинкай, а на левой ноге – большое изображение. Называется “Ловец снов”. Думаю, что на этом я не остановлюсь. Кстати, последняя татуировка стала подарком от моего молодого человека.
–  Он тоже спортсмен?
– В спорте немало пар, это правда. И мы с Алексеем тоже познакомились в спортзале. Он, собственно, и привел меня в кекусинкай. Добившись коричневого пояса, он работал в полиции, затем на железной дороге, а сейчас начал тренерскую деятельность.  Алексей прекрасный боец: стратег и тактик, в бою техничный. Наш наставник периодически ставит нас в спарринг, и там никто никому не дает спуску. В разумных пределах, конечно. В остальном же он очень поддерживает меня, болеет душой, переживает. Мою спортивную карьеру одобряет, хотя может и пошутить. Когда, например, я находилась на безуглеводной диете и ела овощи, он угощался конфетами и рассказывал, какие они вкусные.
– Что сейчас думает семья о твоих успехах?
– Надеюсь, что гордится. К родителям я испытываю огромную благодарность. Они были рядом, понимали и разделяли мои стремления. Папа ходил на все соревнования, мама мотивировала. Оплачивали выезды, что тоже важно, ведь не всегда, к сожалению, у спортсменов есть возможность ездить на турниры за счет городского бюджета.
Брат Рома получил коричневый пояс и оставил профессиональный спорт. Работает в МЧС водителем пожарной машины. Еще у нас есть младшая сестра Алена, восемь лет,  и она совершенно не разделяет нашей любви к дракам. Предпочитает баскетбол и скалодром, а еще ей по душе искусство: музыкальная школа по классу фортепиано и рисование. Семья для меня главная часть жизни. У каждого свой путь, но мы друг за друга будем всегда.
– Говорят, что кекусинкай-карате можно начать заниматься в любом возрасте…
– Совершенно верно. Главное – понять для себя, зачем это нужно. Кто-то, например, хочет похудеть, кто-то стать сильнее, укрепить здоровье или обучиться приемам самообороны. А можно пойти дальше: сдавать на пояса, заняться судейской практикой, поступить в вуз и стать тренером. Стоит только захотеть!
– Как ты настраиваешь себя на нужный лад в повседневной жизни? Поделись навыком.
– Просыпайтесь с улыбкой. Старайтесь не думать о прошлом, а помнить, что есть сегодня и завтра. Благодарите Бога за то, что имеете, и знайте, что будет еще больше. Поставьте цель и идите к ней. Если среди близких людей есть опора – это вообще прекрасно.
– Какой видишь свою жизнь после 30 лет, уже думала?
– Добьюсь намеченных титулов и закончу выступать. Я не обращаю внимания на общественное мнение. Уверена, что смогу реализоваться до конца и в 30 со спокойной душой уйти в декрет. Буду показывать ребенку свои награды и тренировать. В том, что сын или дочь станут заниматься карате, даже нет сомнения. Мне порой кажется, что и в декрете я долго не смогу находиться, тут же выйду на работу. Хотя, кто знает…
Тренер помогает не только физически подготовиться, но и настроиться на бой психологически
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск