Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Что прожито, останется
ВЕТЕРАНЫ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
23 июня 2016 года, 14:48
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
“Если бы гитара была, мне удобнее было бы на ваши вопросы отвечать через песню, – говорит гость редакции и улыбается: – Я ведь с песней по жизни”.
О том, что плавильщик шестого разряда ветеран труда России Валерий ЮНКИН еще и бард, мне рассказывал начальник обжигово-плавильного участка Вадим Баранов. По его словам, Юнкин и команде молодых металлургов помогал готовиться к выступлению в КВН.
Профессиональные качества ветерана его руководитель не ставит под сомнение: Валерий Юнкин исполнял обязанности и звеньевого, и бригадира – больше 30 лет проработал он в обжиговом цехе никелевого завода. Опыт огромный! Но Валерий Сигбаевич утверждает, что в металлургии оказался случайно. В юности пробовал поступить в Саратовский мединститут, его интересовала психология, но по конкурсу не прошел.
Модный, красивый – в плавильщики
До армии Валерий успел поработать на предприятии пассажирского автотранспорта автослесарем – по специальности, полученной в учебно-производственном комбинате, где в 70-е годы занимались все норильские старшеклассники. Потом несколько месяцев был плотником-бетонщиком в ремонтно-строительном специализированном управлении. Воинскую службу проходил на Дальнем Востоке, оттуда привез в Норильск молодую жену. Говорит, влюбился, женился, так что вопрос с медицинским институтом после армии отпал: “в меде” только дневная форма обучения, а семью надо кормить. Решил устроиться на никелевый завод.
– Я модный, красивый из армии пришел, почти Шварценеггер. И комсомолец, – рассказывает Валерий Юнкин, вспоминая, как оказался в обжиговом цехе на заседании “четырехугольника”, это когда собирается руководство и представители общественных организаций. На “смотринах” присутствовал один из мастеров комсомольско-молодежной смены, где была вакансия. Присматривались и к новичкам.
– Коллектив подбирался по интересам, чтобы все было в один кулак, – поясняет Валерий Сигбаевич. – Кто-то больше любил ходить на природу всей бригадой, другие – в спортзал. А в те годы рабочий график был шесть-один, вся бригада одновременно не могла уйти на выходной, отдыхали по два человека. И все равно находили общее занятие. Я тоже после смены чуть-чуть отдохнул – и в спортзал.
Молодой Юнкин попал в коллектив Юрия Егорова, и до сих пор добром вспоминает своего первого мастера. В обжиговом цехе трудилась династия Егоровых: старшим плавильщиком работал брат Юрия, Александр. Позже пришел третий Егоров, Сергей. Сменный мастер Юрий Егоров впоследствии старшим мастером стал, затем начальником отделения.
Хорошую школу профессионального мастерства получали новички и у известного в те годы бригадира Василия Васильевича Черевко. Моему герою довелось работать в одной смене со старшим плавильщиком Игорем Петровичем Гришко, Героем Социалистического Труда, почетным металлургом СССР.
– Он был специалистом высокого класса, но жестким в отношениях в коллективе, – вспоминает собеседник. – Поначалу мне это не нравилось, но позднее понял, что без жесткости на производстве нельзя.
Норильский металлург Игорь Гришко и за границу ездил делиться опытом, и делегатом партийного съезда его избирали. Но, несмотря на свой статус, Игорь Петрович готов был и рядовых коллег поддержать, когда требовалась помощь в житейских вопросах. И по работе никогда не отказывал, если за советом к нему обращались.
На комбинате Гришко заслужил высокий авторитет, получил хорошую пенсию и уехал в Молдавию, но после распада СССР жить там стало невозможно, и ветеран вынужден был вернуться в Норильск.
– Устроился на никелевый завод обычным слесарем, – продолжает Валерий Сигбаевич. – Люди, которые его не знали раньше, не воспринимали Гришко как величину, а я знал, кто он и какой.
Общие воспоминания объединяют. Да и Юнкин к тому времени стал опытным плавильщиком, был признан лучшим рабочим Норильского комбината, так что металлурги разных поколений могли общаться на равных. Наш гость говорит, что у него сохранилась пленка с записью посиделок на берегу Норилки с шашлыками – перед окончательным отъездом Гришко на материк: комбинат вновь позаботился о своем заслуженном ветеране и помог Игорю Петровичу с жильем.
Сегодня уже Валерий Юнкин – один из старейших работников обжигового цеха, кто помнит времена, когда к печи РНБ, что называется, с кувалдой подходили, помнит, как агрегаты немного автоматизировали. Он оказался и в числе тех, кому пришлось останавливать и выводить из эксплуатации металлургические печи в связи с закрытием никелевого завода.
Валерий Сигбаевич – ветеран труда Заполярного филиала ГМК. К 80-летию компании “Норильский никель” отмечен благодарностью Министерства промышленности и торговли РФ.
– У нас немало заслуженных ветеранов: бригадир плавильщиков Владимир Николаевич Заводиленко, обжигальщики Александр Александрович Апанасенко и Валерий Петрович Попелышко – это вообще уникальный человек.
Мой собеседник называет имена других уважаемых в обжиговом цехе людей, трудовая биография которых в “Норильском никеле” заканчивается. Им адресована социальная программа компании “Ветераны металлургического производства”. Соглашение на участие в проекте подписал и Валерий Юнкин.
– Оформлю документы, – говорит он, – и буду решать вопрос с жильем в Новосибирске. Туда уже перебралась женская половина семьи: супруга Валерия Сигбаевича занимается воспитанием дочери-школьницы, а сын устраивается на работу в Норильске.
– Я, скорее всего, тоже пойду работать, хотя в профессиональном плане с трудом представляю свои перспективы на материке, – признается плавильщик.
Музыкальные фантазии
У Валерия Сигбаевича немало творческих задумок, которые он пока называет фантазиями.
– Одна из фантазий – поработать с молодыми музыкантами в Санкт-Петербурге. Молодость и зрелость в одной связке… – делится Валерий Сигбаевич. – Побывал у них на квартирнике, сначала в качестве зрителя, затем меня попросили поиграть в антракте. Взял в руки гитару и стал исполнять свои любимые песни. Отведенные мне десять минут растянулись на полчаса.
Еще я знаком с одним музыкантом в Новосибирске, он барабанщик, в этом направлении можно поработать. Но это опять же фантазии.
О музыкальных пристрастиях плавильщик Юнкин рассказывает с удовольствием. Вспоминает, как отмечали десятилетие комсомольско-молодежной смены обжигового цеха, и Владимир Беккер, тогда вожак цеховой молодежи, предложил сделать праздничную программу. Металлурги, в их числе Валерий Юнкин, создали вокально-инструментальный ансамбль. ВИА назвали “Поиск”. Подобрали репертуар, в который вошли песни о Норильске обжигальщика Юрия Губко и лучшие композиции профессиональных музыкантов. Отыграли концерт для коллег в обжиговом цехе и стали любимцами публики, постоянными участниками заводских праздников. Даже победили в смотре художественной самодеятельности предприятий комбината.
– Когда я ушел из коллектива, “Поиск” стал называться “Перерыв”, – улыбается Юнкин. Недавно он решил собрать старые добрые песни из репертуара группы в один альбом, друзья помогли записать на диск несколько композиций гитариста Юрия Губко, песни Юрия Визбора, Олега Митяева – “все, что близким берегут”. Альбом Валерий назвал “Искренне ваш” и почти весь тираж раздарил друзьям и коллегам.
– У меня нет традиционных для Норильска хобби: рыбалка, охота, собирание грибов, поездки на снегоходе. Я рыбоед и пассажир, а увлечение мое – гитара, – продолжает Юнкин. – У меня три инструмента: шестиструнная и две двенадцатиструнные гитары. Считаю, более-менее приличные.
Домашние к увлечению главы семейства бардовской песней относятся с пониманием, но спокойно. У них свои пристрастия. Дочь Валерия проявляет способности к рисованию и даже стала одной из победительниц конкурса “Папа, подумай обо мне, подумай о ТБ”. К слову, папа в детстве хорошо рисовал, был членом редколлегии школьной газеты, в молодости писал картины и дарил друзьям. Но это в прошлом, и только с гитарой он не расстается до сих пор. Валерия недавно заявила Валерию Сигбаевичу: “Буду певицей”. Но девочка увлечена совсем другими песнями. Папа не в обиде: никому не дано угадать наперед, как дело обернется. Главное, чтобы у детей все в жизни сложилось.
– Что увезете из Норильска? – адресую Валерию Сигбаевичу вопрос, который задаю всем героям рубрики “Ветераны металлургического производства”.
– Нет смысла отсюда что-то везти, – говорит Юнкин. – Две книжки Омара Хайяма возьму. Четыре сборника стихов Митяева. Бродский, Мандельштам – мне этой информации достаточно.
Конечно, в норильском “багаже” Валерия Сигбаевича будут воспоминания о коллегах, о цехе, в котором трудился столько лет. Все, что прожито, остается с нами.
0

Читайте также в этом номере:

Основа крепкой кровли (Татьяна РЫЧКОВА)
Инвесторы оценили масштаб (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Вторая волна капстроя (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Невидимый фундамент (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Тот, кто рулит под землей (Екатерина БАРКОВА)
Место под солнцем (Виктор ЦАРЕВ)
Игры в хорошей компании (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Возвращение эскимо (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Забег во благо (Владислав ШУКШИН)
Он обещал и вернулся (Владислав ШУКШИН)
Само не отремонтируется (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Вышли на ринг (Владислав ШУКШИН)
Чистый город зовет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Спасибо за здоровье (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Дали имя (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск