Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
За горизонтом горизонт
ПОДРОБНОСТИ
18 октября 2018 года, 16:21
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Норильчане уже знают об учреждении под эгидой музейно-выставочного комплекса “Музей Норильска” центра современного искусства. У будущего музея есть и здание – бывший Дом торговли на Комсомольской, 37. В понедельник, 15 октября, авторский коллектив проекта на расширенном совещании в городской администрации представил концепцию Арктического музея современного искусства (АММА). Проект реализуется при поддержке Агентства развития Норильска и компании “Норникель”.
Директор Музея Норильска Наталья Федянина пояснила, что слово “арктический” в названии предполагает выход будущего музея за рамки не только города, но и страны, помещая его в планетарный масштаб, что является заявкой на лидерство среди северных территорий. Но это не единственная миссия АММА (так звучит аббревиатура музея от Arctic Museum of Modern Art).
– Современное искусство всегда вызывает много вопросов. На самом деле это прекрасно, так как несет в себе энергию и привлекает молодых людей. Музей современного искусства предлагает человеку сложное культурное потребление, ориентируя его на непрерывное развитие, образование. И это очень нужно нашему городу.
“Абсолютно модернистский”
Руководитель команды разработчиков концепции, куда входит и Наталья Федянина, лауреат всероссийских и международных архитектурных конкурсов москвич Илья Мукосей впервые побывал в Норильске прошлым летом в качестве лектора на проекте “Обогатительная фабрика”. Тогда же он узнал о планах по созданию нового музея  и вскоре получил предложение возглавить рабочую группу по разработке его стратегии и право на формирование команды. Так в ее составе появился еще один именитый архитектор из столицы – Дмитрий Барьюдин, занимающийся музейным проектированием. В его активе значится проектирование нескольких музеев, например Музея истории ГУЛАГа в Москве. При этом Барьюдин не раз бывал в Норильске.
На совещании предложения по функционально-пространственной организации здания озвучил Илья Мукосей.
По его словам, дом современного искусства в Норильске авторы концепции видят трехэтажным, с атриумом.
Первый этаж (“Горизонт сообщества”) – полностью открытое публичное пространство с детскими игровыми и образовательными зонами, библиотекой, мастерской художника в помещениях-“аквариумах”. Здесь же предполагается кафе, а часть атриума может быть использована для экспонирования крупных объектов.
Второй этаж (“Горизонт памяти”) будет отдан под хранилища, в том числе открытые.
Третий этаж – выставочное пространство. В концепции он назван “Горизонтом дали”.
Показывая различные примеры того, как это сделано в других странах, Илья Мукосей, в частности, сформулировал, что его команде хотелось бы создать в Норильске:
– Дом должен давать монолитный образ, который сразу запоминается на фоне окружающего ландшафта, но не кричит о себе, а говорит сдержанно. Архитектура должна быть интересной, но, что называется, не в фокусе.
Впрочем, к собственно проектированию архитекторам только предстоит приступить.
Дмитрий Барьюдин после совещания рассказал “ЗВ”, почему  для него важен следующий этап:  
– Результат, который мы показали во время презентации, это урезанная версия того, что мы уже сделали. Далее архитекторы разных поколений, состоявшиеся профессионалы, должны собраться здесь для совместного проектирования. В результате этой работы должен получиться сложносочиненный проект. Эта задача лично для меня созвучна идее средневекового собора, у которого, по сути, не было одного автора. Там был заказчик Господь и был собор как результат.
Архитектурная резиденция запланирована на полярную ночь, а впервые мы собрались в Норильске в полярный день. То есть цикл замкнется.
Еще один разработчик лауреат Российской государственной премии в области современного визуального искусства “Инновация” красноярец Сергей Ковалевский назвал Норильск абсолютно модернистским городом:
– Есть много замечательных художников, чьи имена ассоциируются с Норильском. Например, вчера Андрей Бартенев прислал на мою почту привет родному городу. Сегодня это очень востребованный и модный художник не только в России, но и в Европе, Японии. Он очень позитивен и сеет радость.
Есть Андрей Ройтер, живущий в США, очень глубокий, тонкий автор, чья фамилия должна быть знакома норильчанам.
Кроме этого, в Норильске находится коллекция выдающегося модерниста России Андрея Поздеева. Это все база, на которой создается АММА в вашем северном городе.
Все разработчики концепции выразили полное удовлетворение от участия в проекте и результатов первого этапа, а Наталья Федянина обратила внимание всех присутствовавших на совещании, что здание бывшего Дома торговли не пустует практически с первых дней его передачи музейщикам. Оконный проем украшает проект пермского художника Александра Жунева “Тепло внутри”. А во время Всероссийской ночи искусств на Комсомольской, 37, пройдет премьера постановки “Артерии Арктики” Марины Акишиной, еще одной гостьи норильской арт-резиденции.
0

Читайте также в этом номере:

Дитя Арктики (Лариса ФЕДИШИНА)
Улетный сервис (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Давайте договариваться (Лариса ФЕДИШИНА)
Тысяча медных анодов (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Коллективная работа (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
С пользой для дела (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Считать по пальцам (Елена ПОПОВА)
Закон в помощь оленю (Лариса СТРЮЧКОВА)
Гранты – школьникам (Марина БУШУЕВА)
Вызов мусора (Екатерина СТЕПАНОВА)
Свои святые (Всеволод ЗАХАРОВ)
Все встало на свои места (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск