Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Коллективная работа
ПРОМПЛОЩАДКА
18 октября 2018 года, 16:10
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
На руднике “Октябрьский” закончилась замена скипов СС-1 “Юг”, поднимающих на-гора более 5 миллионов тонн руды в год.
Все работы по ремонту скипового подъема участка УСП-1 выполнены ремонтниками подземного ремонтно-монтажного участка №2 треста “Норильскшахтсервис” общества “Норильскникельремонт”. Стоит отметить, что специалисты ПРМУ №2, слесари и электрогазосварщики – всего 41 человек, – ремонтируют любое оборудование, которое обеспечивает подъем руды с горизонтов “Октябрьского” на поверхность, от конвейеров, дозаторов и скипов до подъемных машин.
Скип – это подъемный металлический сосуд высотой около десяти метров, предназначенный  для поднятия горной массы на-гора. Грузоподъемность каждого скипа – 20 тонн. Чтобы обеспечить бесперебойную загрузку-выгрузку руды, каждый подъем состоит из двух скипов. На “Октябрьском” таких подъемов четыре.  
Как рассказал Александр Устинов, и.о. начальника ПРМУ №2, скипы меняли в течение полутора месяцев, иногда приходилось работать круглосуточно, потому что ремонт оказался из разряда нестандартных:
– Помимо скипов заменили и головные  канаты. Всего их  четыре, каждый протяженностью 1200 метров и 43,5 м в диаметре, и отремонтировали канатоведущий шкив, который от старости начал расходиться и трескаться, поэтому пришлось менять его сегменты.
Канатоведущий шкив – часть подъемной машины, которая управляет скиповыми сосудами. Канаты проходят через шкив, который приводит в движение большой электродвигатель.
Дыши со мной
Как уже говорилось выше, ремонтники полностью заменили старые скипы и канаты на новые. Для этого пришлось демонтировать то, что служило несколько десятков лет. А сделать это было отнюдь не просто.
– Скипы демонтируются самоходной машиной ST-8 и 25-тонной лебедкой, при этом у человека, который ею управляет, узкий угол обзора, фактически он действует интуитивно. Машинист и лебедчик должны работать в унисон в очень ограниченном пространстве в сечении ствола на километровой высоте. Они должны практически дышать одновременно, чтобы не сбиться, не допустить малейшего отклонения. Здесь нужны профессионализм, круговая ответственность, слаженность – все то, что называется коллективной работой, – подчеркивает со знанием дела Устинов.
Он сам на этом участке трудится с 2000 года, начинал со слесарей, а потому каждую работу - и лебедчика, и слесаря – знает изнутри. Сегодня за его плечами не только обучение в техникуме и НИИ, но и большой опыт. Дело ювелирное, поэтому доверили руководить им самому опытному спецу – бригадиру Василию Ткачуку.
Кадровый работник компании Василий Ткачук на участке с 1996 года, приехал в Норильск из Луганска, начинал слесарем, а последние десять лет руководит этой бригадой:
– В нашей работе самое главное – слаженность и устойчивость. Скип вырезать нельзя по частям, его демонтируют целиком. “Ведро” огромное, а зазоры маленькие, приходилось буквально миллиметровать, чтобы не задеть канаты. И монтаж, и демонтаж – все под напряжением, на каждой отметке стояли люди, которые следили за тем, чтобы ничего не задеть. Здесь главное – чтобы наблюдающие ни на минуту не ослабляли внимание, следили во все глаза. К тому же все это происходило при открытых шлюзовых воротах, что дает, как известно, огромную тягу, но мы справились.
Работа под просвет
Замена скипов для второго участка усложнилась дополнительными работами. Во-первых, заменить пришлось не только скипы, но и канаты, которые английского производства и стоят очень даже дорого. При этом если из строя выходит один из них, то меняют весь комплект (все четыре).
Замена канатов не столько сложна, сколь трудоемка и требует длительной подготовки, говорят специалисты. На это уходит несколько дней. Прежде всего необходимо обезжирить головные канаты, “завесить” скипы, чтобы разгрузить машину. После необходимо подготовить канатоведущий шкив – снять с него футеровку, лишь после этого каждый канат поочередно отсоединяется и выматывается на канатоведущий шкив.
А вот канатоведущий шкив – это особая статья.
Как выяснили дефектологи, старая машина выработала свой ресурс, от усталости металла пошли трещины, и это был второй сюрприз.
– По сути, мы провели уникальный ремонт этого шкива, – не скрывает Устинов. – Потому что раньше подобные трещины разделывали и заваривали, а мы поврежденные сегменты вырезали – было 16 частей весом около 45 кг. При этом не нарушили геометрию и балансировку, что очень важно.
Варить сегменты – весьма сложная работа, результат проверяется дефектоскопией. Сварка должна быть безупречной, чтобы шкив потом в работе выдерживал вес более 150 тонн, при этом скорость канатов и скипов в движении составит 12 метров в секунду. Доверили это дело самому опытному специалисту участка – Игорю Столярову.
– Игорь Евгеньевич – наша палочка выручалочка, самый заслуженный работник, – с гордостью подчеркивает начальник участка. – Сегодня наш ветеран в отпуске, а то бы сам рассказал о своей работе. Его стаж больше 30 лет, за это время он стольким молодым дал путевку в жизнь. По характеру – просто огонь, а в сварке – виртуоз.
Кстати, по ходу дела они отремонтировали еще и приемный бункер.
Несомненно, ремонтников радует, что свою работу они закончили в срок и с хорошим качеством, что подтвердила дефектоскопическая экспертиза, а директор рудника “Октябрьский” даже написал благодарственное письмо в адрес руководства “Норильскникельремонта”.
Благодаря ремонту увеличится надежность СС-1 “Юг”, а значит, будет меньше простоев тракта выдачи руды по техническим причинам, и в этом будет и наша заслуга, – подводит итог Александр Устинов.
 
СПРАВКА “ЗВ”
Рудное тело “Октябрьского” вскрыто одиннадцатью вертикальными стволами.
Скиповые, то есть грузовые стволы СС-1 и СС-2, поднимающие на-гора более 5 миллионов тонн руды в год, построены еще в конце 70-х – первой половине 80-х годов прошлого века.
На стволах СС-1 и СС-2 по две подъемные установки – “Север” и “Юг”.
Фактическая производительность тракта выдачи руды СС-1 “Юг” – 1,3 млн тонн в год.
Подготовка скипа к демонтажу
0

Читайте также в этом номере:

Дитя Арктики (Лариса ФЕДИШИНА)
Улетный сервис (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Давайте договариваться (Лариса ФЕДИШИНА)
Тысяча медных анодов (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
С пользой для дела (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Считать по пальцам (Елена ПОПОВА)
Закон в помощь оленю (Лариса СТРЮЧКОВА)
Гранты – школьникам (Марина БУШУЕВА)
За горизонтом горизонт (Валентина ВАЧАЕВА)
Вызов мусора (Екатерина СТЕПАНОВА)
Свои святые (Всеволод ЗАХАРОВ)
Все встало на свои места (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск