Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Власть готова создавать условия для развития
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
31 июля 2014 года, 13:33
Исполняющий обязанности губернатора Красноярского края Виктор ТОЛОКОНСКИЙ главную задачу власти видит в создании благоприятных условий для ускоренного развития. Сегодня мы продолжаем разговор, начатый в прошлом номере “Заполярного вестника”.
– Виктор Александрович, в чем должно заключаться сотрудничество края с градо-образующим предприятием Норильска?
–   С Норильском, “Норильским никелем” мы намерены сформировать совместные планы развития. Общий смысл наших совместных усилий – воспользоваться всеми элементами господдержки, которые даст статус территории опережающего развития. Таким образом “Норникель”, его дочерние и зависимые общества получат дополнительные стимулы к развитию. Мы рассмотрим много конкретных проектов – в основном производственной направленности, будем создавать лучшие условия для скорейшего роста и повышения эффективности работы компании. При этом руководители “Норильского никеля” хорошо понимают и с уважением относятся к моим принципам: никому не позволено жить “одним днем”. Мы должны так строить работу, чтобы компания развивалась стратегически эффективно в течение длительного периода времени.
Уже сейчас мы рассматриваем проекты обновления, строительства социальных объектов. В ближайшие недели сформируем программу строительства спортивного комплекса в Норильске – в основном силами “Норникеля”. Уточняем направление программы по переселению. В этом году выдавали ключи от жилья в Тверской области, до этого в Краснодарском крае. Сейчас будем больше строить в Красноярске, на юге края. Это тоже стимул для развития экономики. Понимание у акционеров, руководителей компании есть. Мяч на нашей стороне. Мы должны создать благоприятные условия, подготовить площадки для строительства, а компания готова вкладывать ресурсы. Значит, будет рост и развитие. Это и есть главная задача власти –  создать условия для ускорения развития.
– А Таймыр попал в список территорий опережающего экономического развития?
– На самом деле в такой список территорий развития попал весь Красноярский край. В моем понимании Норильский промышленный район и Таймыр неразрывны. Мы не можем отделять одно от другого. У них очень мощные хозяйственные связи. Порты Таймыра играют принципиальную роль в товародвижении, в связи промышленного узла со всем миром. И без морского пути, без транспортных коммуникаций не может быть развития Норильского промышленного района. Поэтому здесь у нас единые подходы, единое развитие. Проект Арктической зоны, с одной стороны, территориально будет больше касаться Таймыра, но Норильский район получает очень мощный косвенный эффект, потому что не обойтись при этом освоении без аэродрома, аэропорта, норильской инфраструктуры. Здесь есть жилье и уже достаточно развитая инфраструктура. Поэтому, если говорить о формировании территории опережающего развития, то это, конечно, Норильск с Таймыром вместе как единое целое.
– Как вы считаете, насколько активным должно быть в Норильске жилищное строительство?
–  В первую очередь необходимо ремонтировать и обновлять уже построенные  дома. Для меня совершенно очевидно, что многие, кто живет в Норильске и даже не связан с комбинатом, уезжать отсюда не собираются и не хотят. Поэтому надо принимать программу по восстановлению и обновлению жилищного фонда. Мы найдем специальные механизмы стимулирования, которые будут учитывать интересы людей и компании. Могу заранее сказать, что край способен для Северов –  Норильска, Таймыра и других приравненных к ним территорий –  ввести особую ипотеку, особые правила господдержки в решении жилищной проблемы. Особое государственно-частное партнерство. Но, скажем так, законодателями в этом процессе должны стать бизнес-структуры. На такой специфической территории, как Норильск, по большому счету все должно быть увязано с производственными  потребностями.
– В Норильске есть успешный опыт частно-государственного партнерства. Благодаря ему в городе появились, к примеру,  новые детские сады. Какие еще проекты, по вашему мнению, можно реализовать в этом формате?
–  Мне бы хотелось сделать этот процесс гораздо более масштабным. К решению социальных задач буду активно привлекать бизнес-структуры –  это их сфера. Они должны быть заинтересованы в развитии спорта, благоустройстве территории, детских садах и так далее. Мне хочется сделать так, чтобы государство, взаимодействуя с частными инвесторами, стимулировало развитие, а не рассчитывало на собственные инвестиции. Например, необходимо жилье для молодых специалистов. Неважно, в бюджетной сфере они работают или в крупной компании. Как правило, в таких случаях регионы ведут строительство за счет бюджетных средств. Я предлагаю не строить самим, а готовить площадки и предлагать их частным инвесторам, гарантируя в дальнейшем высокую доходность на эти дома. То есть каждый будет заниматься своим делом. Что-то я предложу обычному строительному рынку, а что-то уже крупным компаниям. Зачем нам искать инвесторов на открытом рынке? Постройте сами дома для ваших специалистов, а бюджет края будет доплачивать арендную плату, чтобы затраты быстро окупались. Такой договор, заключенный не на один год, а на пять-семь лет, будет выгоден. Тогда мы сможем за те же деньги построить не один дом, а сразу семь-восемь.
Почему сегодня инвесторы строят неактивно? Не очень понятно, как быстро окупить, у бюджета нет средств. Мы планируем разработать механизм с двух-трехлетней пролонгацией оплаты заказа. Другими словами: сейчас постройте, а бюджет постепенно рассчитается в течение оговоренного времени. В общем, здесь имеются большие резервы. На самом деле, частно-государственное партнерство у нас еще не развито, слабо отработаны его модели, мешают различные юридические ограничения. Но будем работать в этом направлении.
Думаю, те же сельские производители заинтересованы в том, чтобы  в законе о господдержке появилась норма, по которой бюджет мог бы автоматически софинансировать их инвестиции. Это дает стимул. Такие подходы я применял и в более сложных условиях, когда бизнес был не так силен, а у банков не было особых ресурсов. Сейчас возможностей больше. Я уже работаю с фондом развития жилищного строительства. Будем готовить земельные участки, разрабатывать специальные программы ипотечного кредитования и меры господдержки в инженерной инфраструктуре таких микрорайонов. Одним словом, частно-государственное партнерство имеет очень большой потенциал развития, и мы обязательно будем его использовать.
– Таймырские поселки просят о помощи – им не хватает фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник, нет подходящих помещений и на строительство они не рассчитывают.
–  Этот вопрос быстро решается с помощью установки типовых модулей. Во всех поселениях должны быть фельдшерско-акушерские пункты – с набором необходимых медикаментов, устойчивой связью с больницей в районном центре, возможностью в случае необходимости эвакуировать больного в хорошо оснащенный стационар. Мы также посмотрим, чем нужно укрепить больницу в Дудинке.
Таких проблем в крае очень много, и, поверьте, не только на Таймыре. Везде есть проблема дефицита определенных социальных объектов. Большие расстояния эти недостатки превращают в серьезную проблему. Поэтому для субъектов Федерации, где есть северные территории, должны быть особые межбюджетные отношения. Это не коррелируется с населением, с показателями обеспеченности. Иногда говорят: у вас самая высокая обеспеченность по количеству социальных учреждений и работников, занятых в них. Никто пока не связывает эти показатели с расстояниями, а надо.
– Есть еще одна проблема – с лицензиями на вылов рыбы, которые имеют всего лишь три артели. На Таймыре считают, что рыбаков лишили права на рыбалку.
–  Знаю эту проблему. Уже дал соответствующее поручение. Мы постараемся быстро поправить ситуацию. Хотя некоторые нормы регулирования находятся в компетенции федерального правительства, но мы все равно найдем решение. Люди пострадали из-за формального, бюрократического подхода. Нельзя ограничивать на Севере хозяйственную деятельность и выдумывать искусственные барьеры. Это касается и Таймыра, и вообще всех, кто живет на Енисее. Я сторонник достаточно жестких природоохранных норм. В некоторые периоды нельзя ловить, чтобы не допускать истощения рыбных запасов. Но все то, что не вредит природе, должно быть максимально свободным. Здесь не спекулируют рыбой, а обеспечивают себе жизнь, поддерживают уверенность в завтрашнем дне. Пусть ловят рыбу, пусть будут заняты, пусть хорошо зарабатывают. Ограничения, которые требуют получения лицензии – а для этого нужно иметь либо в аренде перерабатывающие мощности, либо завод какой-то построить, – мы не просто снимем. По программе поддержки коренных малочисленных народов и северных территорий край будет выделять деньги на приобретение специальной техники, средств, которые позволяют лучше, масштабнее заниматься традиционными промыслами.
–  Какие экономические проекты могли бы увеличить доходы краевого бюджета?
–  Процесс поступления новых доходов от новой экономики должен быть постоянным, и здесь мы работаем по всем фронтам. Взаимодействуем с крупным бизнесом, активизируем средний и малый. Я посетил несколько десятков крупных производств, в частности металлургических, и отметил, что практически на каждом есть планы по переходу на новые технологии, по снижению издержек и, соответственно, прогнозы по увеличению прибыли. Мы ведем работу с инвесторами в сфере лесопереработки, планируем строительство мощностей по более глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, мясо- и молокоперерабатывающих предприятий.
В Норильске я заходил в магазины, изучал уличную торговлю и сделал вывод: в городе мало овощей, и они дорогие. Чтобы решить проблему, можно построить тепличный комбинат. Это сложная задача, но тут бюджет не нужен. Частные инвесторы в очередь выстроятся, если мы подготовим площадку для строительства. А начнется строительство –  значит, возрастет и занятость трудовых ресурсов. Все это –  налоги в бюджет.
Поверьте, нет в Красноярском крае такой сферы, где нельзя было бы прирасти. Просто нужно активизировать этот процесс. Исключить неэффективные решения, которые откладывают налоговую отдачу. Край готов пойти на налоговые льготы для компаний, но эти льготы должны способствовать росту. Тогда и доходы будут увеличиваться.
0

Читайте также в этом номере:

Касается каждого (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Не для галочки (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Номер один (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Счастливы вместе (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Глава спросит за дело (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Получат временное убежище (Татьяна РЫЧКОВА)
Чем больше граней, тем лучше (Вадим ЛИПКИН, психиатр скорой помощи, инструктор по парашютной подготовке)
Курс на мерзлоту (Лариса ФЕДИШИНА)
Центр передачи опыта (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
“Родина” зовет в Арктику великую (Александра ШИРОКОЖУХОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск