Вижу цель
МИР НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
19 февраля 2015 года, 18:11 Текст: Дарья РУСИНА
|
Юные каратисты клуба “Олимп” постигают азы командообразования и мотивации. В этом им помогают тренинги, которые проводятся в рамках проекта “Помогая побеждать” – одного из финалистов конкурса социальных проектов благотворительной программы “Мир новых возможностей” компании “Норильский никель”.
Помогают побеждать Уже в течение нескольких месяцев проект “Помогая побеждать” предлагает тренерам-преподавателям и их воспитанникам различные тренинги и семинары. Есть и первые результаты, о которых “Заполярный вестник” узнал у авторов проекта. – Мы ставили перед собой цель внедрить в процесс спортивной подготовки детей и молодежи современные психологические технологии, – рассказывает педагог-психолог МБОУ ДОД “ДЮСШ” Ольга Фадеенко. – Это различные тренинги, индивидуальные консультации, психологическая диагностика. При этом решается ряд задач: наставники юных спортсменов получают определенные знания в области психологии спорта и учатся их применять непосредственно в тренировочной деятельности. К сожалению, психология спорта – одно из незаслуженно забытых и недооцененных направлений подготовки спортсменов в России. А ведь большинство поражений в серьезных, выездных соревнованиях происходит из-за слабой психологической подготовки. Отвечать за себя и за других Корреспондент “Заполярного вестника” побывала на таком тренинге и почерпнула для себя много интересного. Как и обычная тренировка у каратистов, тренинг начинается с поклона. Затем вместо разминки (тренинг ведь психологический) ребята приветствуют друг друга и рассказывают о самом ярком событии в их жизни за последнюю неделю. Ну что может произойти такого интересного и запоминающегося у школьников? Конечно, актировка! (Спорстмены рады актировкам, потому что есть возможность восстановиться после утренних тренировок.) Психолог Ольга Фадеенко напомнила молодым каратистам о целях тренинга: – В прошлый раз мы говорили о том, насколько для достижения спортивных побед важно быть целенаправленной и сильной командой. Соответственно, встает вопрос: а как мотивировать всю команду на достижение высокого результата? Ведь приходится отвечать не только за себя, но и за других. Одна из сильнейших основ развитой мотивации – это ясность цели. И цели в первую очередь своей собственной. Когда мы ее осознаем, то можем вложить абсолютно все свои силы для успешного выполнения. А теперь поиграем Предлагаем вместе с ребятами пережить незабываемые впечатления командной работы. К примеру, выполняя упражнение “Удав ловит свой хвост”. Группа из крепко сцепленных между собой каратистов то и дело разбивалась о колонны спортивного зала. После нескольких повторений неугомонная “голова” все-таки догнала свой “хвост”. В следующей игре перед ребятами стояла простая, на первый взгляд, задача: построить башню из конструктора. Как пояснила психолог, это общая цель, а у каждого еще есть личная. Участники получили карточки с собственным заданием, которым нельзя было делиться. Усложнилось испытание тем, что в ходе построения башни запрещалось разговаривать. После долгих минут “мычания”, смеха и борьбы ребята все-таки достигли командной цели. И большинство из них индивидуальной – например, у башни должно быть десять уровней, а шестой именно красным. Так ребята получили практический опыт согласования личных и командной целей в достижении успеха. Пока психолог и каратисты обсуждали результаты проделанной работы, мы пообщались с тренером по карате Алексеем Нуркеновым. – Тренинг проводим не первый раз, и детям он очень нравится. Для них это отличная разрядка от основного вида деятельности. Спортсмены не только говорят о карате, но и разбирают жизненные ситуации. Тренинг сплачивает коллектив – ребята начинают по-другому чувствовать плечо товарища. В моем понимании, если тренер хочет, чтобы его секция, школа или клуб были сильные, нужно создать мощное ядро лидеров. И такое возможно только в едином дружном коллективе. Нельзя выделять самых талантливых и заниматься только с ними. Нужно стараться поднимать на высокий уровень всех спортсменов. Поэтому я всегда иду навстречу таким полезным для себя и своих воспитанников тренингам, – пояснил Алексей Нуркенов. В дружбе залог успеха Наставник юных спортсменов уверен, что в здоровом социуме, правильном окружении дети идут на тренировку с удовольствием. Если они чувствуют себя в коллективе комфортно, активно общаются друг с другом, то и к тренировкам относятся с большим энтузиазмом. Следовательно, и результат у каратистов тоже будет лучше. – Я всегда прошу старших ребят помогать младшим, передавать свой опыт. Во-первых, они облегчают работу мне, так как групп много и нужно уделить внимание каждому. Во-вторых, объясняя что-то младшим детям, у старших в голове выстраивается порядок. У них есть определенный объем информации, который находится в хаотичном состоянии. Проговаривая информацию несколько раз, они уже сами могут направить ее в нужное русло. Часто бывает, что авторитетом для ребят является только тренер. Но если они убирают свои ненужные амбиции, а в коллективе царит дружеская атмосфера, то младшие уважительно относятся к старшим товарищам и видят в них друзей. Тогда и процесс обучения идет намного проще, – говорит Нуркенов. Вернемся к нашим каратистам. Ольга Фадеенко как раз заканчивает обсуждение упражнения “Адская башня”: – Не стоит молчать, если нужна помощь в коллективе. Сплоченность команды оценивается не по тому, как команда реагирует на победу, а как она переживает поражение или неудачу. Единомыслие, совпадение командной и личной целей определяют успех командной работы. Учимся доверять Кстати, на усиление командного духа могут работать даже неудачно выполненные упражнения. На прошлом тренинге ребята не справились с упражнением “Ковер-самолет”: кто-то хотел пробовать еще, кто-то нет, а некоторые вообще вышли из процесса. Но, когда им предложили попробовать выполнить предыдущее или начать новое упражнение, все в один голос выбрали “Ковер-самолет”. Так родилась общекомандная цель и усилилась мотивация каждого. После недолгого обсуждения команда из 18 человек встала на один ковер и приступила к выполнению упражнения. Один пытался балансировать на одной ноге, другой – ловко подхватить своего друга, чтобы тот не упал. Смотреть на то, как команда научилась координировать свои действия и доверять друг другу, – главная награда для тренера и спортивного психолога. Каждое упражнение в данном тренинге направлено на командообразование и сплочение, – говорит Ольга Фадеенко. – В карате есть командная дисциплина – ката, где ребята выступают в тройках. Это важный момент, когда команде необходимо показать взаимодействие и синхронность. Высокий уровень доверия, единое понимание цели помогут в любом командном виде спорта. А такие упражнения, смена деятельности дают юным спортсменам позитивные эмоции, заряжают энергией. Ребята захотят снова увидеться, быть вместе и услышать мысли друг друга. Ведь в процессе тренировки порой на это не хватает времени. Упражнение “Удав ловит свой хвост” Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны – голова, а конец – хвост удава. Голова пытается ухватить хвост, а тот, естественно, увернуться. Психологический смысл упражнения – активизация участников, развитие умения координировать совместные действия. Упражнение “Ковер-самолет” Команда становится на ковер, при этом около одной четвертой его части остается свободной. Задача команды – перевернуть ковер, однако ни один участник не должен переступать через его край. Психологический смысл упражнения – научить команду анализировать ситуацию, синхронизировать действия, разбирать поэтапно ситуацию для совместного решения. |
0 | Твитнуть |