Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
В условиях реального производства
РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ
17 августа 2015 года, 18:36
Текст: Дарья РУСИНА
Трудовая карьера Александра ЮРЬЕВА, директора центра инженерного сопровождения производства Заполярного филиала “Норникеля”, по его собственному признанию, классика жанра. Начинал с рабочей должности аппаратчика-гидрометаллурга в ГМОИЦ. Спустя 18 лет, пройдя все ступени профессии, стал директором того же самого центра, название только изменилось. Он вообще к изменениям относится положительно, особенно к тем, что происходят сегодня в компании, – называет их колоссальными. Как и задачи, которые стоят перед производственниками и перед возглавляемым им центром.
Три кита
У центра, которым руководит Александр Юрьев, долгая и богатая история: основан в 1938 году для отработки новых технических решений и сопровождения действующего производства. Уже тогда было понятно, насколько это важно. По словам Юрьева, большая часть технологий, которые сегодня применяются на производствах Заполярного филиала компании, разработаны центром.
– Но даже если они создавались другими исследовательскими и проектными организациями, освоение все равно лежит на нашем центре. Это одно из направлений деятельности ЦИСП, а самое главное – постоянный технологический мониторинг производства. Второе – это скорая помощь производству. Ведь у каждого технологического показателя есть зеленая и красная зона. При выходе показателя в красную зону наша задача – разобраться, определить причины нарушения и рекомендовать, как вернуть технологию в зеленую зону.
Третье направление – совершенствование производства. Любой инженер знает: как только прекращается развитие – начинается деградация. Это принцип шарика на горке: если его не двигать вверх, то на месте он не останется, а скатится вниз. Так и наша технология: как только ее перестаешь совершенствовать, сразу начинает деградировать.
Структура
Центр инженерного сопровождения производства представлен тремя основными лабораториями: объединенной лабораторией никелевого и медного заводов НМиС (никеля, меди и серы), лабораторией Надеждинского металлургического завода и производственного объединения обогатительных фабрик. Практически в каждом цехе каждого завода существует участок лаборатории, на котором трудятся три-четыре человека и обеспечивают постоянное технологическое сопровождение.
–  Чуть больше участок в металлургическом цехе из-за разнообразия и сложности производственных процессов, – объясняет Александр Юрьев. –  Кроме этого, есть вспомогательные службы: инженерно-технический отдел, отдел обеспечения производства, отвечающий за поддержание в работоспособном состоянии компьютерной техники, приборов, оборудования, энергосистем. Есть и своя маленькая аналитическая лаборатория –  маленькая, но очень ценная, которая обладает приборами и методиками, отсутствующими у контрольно-аналитического управления.
В основном центр, конечно же, пользуется услугами КАУ для химического анализа, отмечает руководитель ЦИСП. Однако для исследователя зачастую важен не только химический состав пробы, но и ее минералогия, крупность частиц, развитость поверхности и многое, многое другое.  Поэтому приборный парк лаборатории включает ряд приборов, которые нужны только исследователям. Например, электронный микроскоп, с помощью которого можно исследовать не только химический состав, но и структуру материалов. Специальное оборудование: оптические микроскопы с высоким разрешением, дифракционный рентгеновский анализатор. Это оборудование  позволяет на хорошем научном уровне исследовать любые материалы, начиная от руд и заканчивая расходными. За входной контроль ряда реагентов и материалов также отвечает центр.
Экстратехнология
Сегодня центр уже гораздо меньше занимается разработкой собственных новых технологий. В отличие от, скажем, 80-х годов, когда численность ГМОИЦ доходила до 600 человек. Соответственно, часть сотрудников была нацелена на поисковые исследования и технологические разработки.
– Сейчас мы в основном решаем локальные задачи, которые ставит перед нами производство, – рассказывает Александр Юрьев. – Технологии, внедряемые сегодня в Заполярном филиале, были созданы на рубеже веков: с конца 90-х годов по 2005-й. Наиболее крупный проект – это реконструкция Талнахской обогатительной фабрики по экстратехнологии. Экстра-технологию разработала наша обогатительная лаборатория совместно с инженерами ПООФ. На основе нашего технологического регламента ЗАО “Механобр инжиниринг” был разработан проект, поэтапное внедрение которого в настоящее время осуществляется на ТОФ.  Первый пусковой комплекс – флотационная часть – уже запущен. Оборудование работает в полном объеме, с хорошими показателями (даже немного выше, чем мы рассчитывали).
Проект второго пускового комплекса ТОФ включает расширение корпуса измельчительно-флотационного цеха и монтаж нового оборудования в отделении измельчения. Запуски первого и второго комплексов увеличат производительность фабрики, и впоследствии основная масса руд будет перерабатываться на Талнахской площадке.  
– Экстратехнология позволит получить высококачественные концентраты и тем самым извлечь несколько эффектов сразу, – продолжает Александр Юрьев. – Первый и самый главный – экологический: снижение количества сульфидной массы и, соответственно, сокращение атмосферных выбросов серы. Второй эффект – улучшение технологических показателей Надеждинского завода из-за снижения удельной нагрузки на металлургические агрегаты и, как следствие, возможность закрытия никелевого завода.
Хорошее не бросаем
В связи с внедрением экстратехнологии на “Надежде” можно будет закрыть целый гидрометаллургический передел (ГМП). Связано это с тем, что пирротиновый концентрат, получаемый на Талнахской обогатительной фабрике, предварительно обогащают на ГМП “Надежды”, и только потом он поступает в пирометаллургию.  Но за счет внедрения новой технологии на ТОФ дополнительного обогащения пирротинового концентрата больше не понадобится. Таким образом, гидрометаллургический передел на “Надежде” становится ненужным и закрывается.
– При этом передел сам по себе очень технологичный. Когда в 80-е годы его запускали, он был на высоком научном уровне, фактически одним из наиболее технологичных переделов в мире, – рассказывает директор ЦИСП. – Сейчас, конечно, он немного отступил с передовых позиций, но все равно по технологическому обеспечению держится на уровне мировых аналогов. И просто бросать такое хорошее оборудование и демонтировать было бы нерационально. В то же время у нас есть много продуктов и материалов, которые в настоящий момент предприятия не могут взять в работу либо из-за нехватки объемов существующего оборудования, либо из-за отсутствия технического решения.
В частности, существует проблема промежуточных прудов-отстойников на Талнахской и Норильской обогатительных фабриках. Передел сгущения на фабриках – это место, где происходит процесс отделения жидкой фазы от твердой. В результате сгущения густой концентрат забирают в технологию, а осветленная часть, в которой твердого очень мало, идет на слив. На обеих фабриках действуют замкнутые системы водооборота, поэтому сливы дополнительно осветляются в отстойниках и осветленная часть вовлекается в производство. Твердые же частицы накапливаются в отстойниках. Материал этот очень мелкий. Размер частиц – менее 11 микрон (примерно как мука). Вовлечение их в производство достаточно проблематично, хотя содержание в них цветных металлов высокое – от одного до трех процентов – больше, чем во вкрапленной руде. А вовлечь весь этот материал в производство пока не можем.
Эти проблемы дали основание для раздумий и разработки авторами ЦИСП рационализаторских предложений. К тому же руководством компании был объявлен конкурс по поиску вариантов использования гидрометаллургического передела Надеждинского завода.
–  Нами  в лабораторных условиях был проработан вариант совместной переработки мелкодисперсного материала с отстойников фабрик и лежалого  пирротинового концентрата Кайерканского угольного разреза.
Другим возможным вариантом может стать переработка этих материалов в смеси с малоникелистым пирротином. Последний  нецелесообразно вовлекать в производство по причине высокого содержания сульфидной серы и низкого содержания цветных металлов. Но, объединив его с продуктами отстойников, мы получаем совсем другую картину. Помимо этого, авторские коллективы ЦИСП предложили еще ряд вариантов использования ГМП Надеждинского металлургического завода, в том числе для осуществления гидрометаллургической технологии переработки файнштейна или доизвлечения цветных металлов из хвостов НМЗ.
Новая стратегия
К тем процессам, что сегодня происходят в компании,  изменениям, о которых заявляет “Норильский никель”, Александр Юрьев относится очень положительно. Говорит, что они колоссальные и, в общем-то, давно назрели.
– Сейчас “Норильскому никелю” приходится вкладывать большие средства в реконструкцию и модернизацию, и, естественно, огромные трудовые ресурсы задействованы в этом.
Новая стратегия говорит о том, что компания сосредотачивается только на высококлассных активах, а самым высококлассным активом является, по сути, Заполярный филиал со всеми рудниками и предприятиями. И перед ЦИСП тоже стоят масштабные задачи.
– Нам предстоит сопровождать запуск новых производственных мощностей, отслеживать и моментально выдавать рекомендации о корректировке технологических показателей, – объясняет Александр Юрьев. – Напряженно, но лично я люблю такую работу. Сотрудников своего подразделения и студентов (Александр Юрьев совмещает работу в ЗФ с преподаванием в Норильском индустриальном институте) учу, что есть два разных понятия: “делать” и “сделать”. Нам нужно ориентироваться на “сделать”.  “Сделать” – это когда результат исключительно положительный. Нам в этом отношении легче относительно других институтов, потому что мы не занимаемся новыми, базовыми исследованиями, теми, которые лягут, может быть, в основу технических решений и технологий, а работаем чаще всего уже на базе известных разработок. Но мы в отличие от высокой науки, так сказать, к земле поближе, к реальному производству. Поэтому ответственность высокая, но зато и результат в подавляющем большинстве случаев положительный.
 
Реконструкция Талнахской обогатительной фабрики ведется по экстратехнологии, которую разработала обогатительная лаборатория ЦИСП совместно с инженерами ПООФ.
 
Запуски первого и второго комплексов обновленной ТОФ увеличат производительность фабрики, и впоследствии основная масса руд будет перерабатываться на Талнахской площадке.  
 
Экстратехнология позволит получить высококачественные концентраты и тем самым извлечь несколько эффектов сразу:
экологический – снижение количества сульфидной массы и, соответственно, сокращение атмосферных выбросов серы;
улучшение технологических показателей НМЗ за счет снижения удельной нагрузки на металлургические агрегаты и, как следствие, возможность закрытия никелевого завода.

В начале 2015 года запущен первый пусковой комплекс ТОФ, к началу 2016-го будет завершен второй пусковой комплекс
0

Читайте также в этом номере:

Самобытность налицо (Татьяна РЫЧКОВА)
Миллиарды в обогащение (Лариса Стецевич)
Нет дыма без трубы (Лариса Стецевич)
Строят новый передел (Виктор ЦАРЕВ)
Вернувший удачу (Татьяна РЫЧКОВА)
Свой алгоритм (Татьяна РЫЧКОВА)
Школы сдают экзамен (Лариса ФЕДИШИНА)
За дружественный город (Спрашивала Марина БУШУЕВА)
Плывет на лодочке Лузан (Лариса ФЕДИШИНА)
И полезно, и приятно (Дарья РУСИНА)
Не доверяй и проверяй (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Правое дело (Евгения СТОРОЖКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск