Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Самобытность налицо
НАРОДЫ ТАЙМЫРА
17 августа 2015 года, 17:47
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
В Дудинке отпраздновали День коренных народов мира  
Представители пяти этносов Таймыра –  ненцы, долганы, нганасаны, энцы и эвенки, одетые в свои национальные одежды, зажгли на дудинской набережной огонь дружбы народов. Они кормят его согласно обычаю, играют на баргане, стучат в бубны, камлают, поют на родных языках и танцуют старинные танцы.  
День коренных народов приходится на 9 августа. Накануне даты Дудинка в праздничной атмосфере. У главного чума полуострова –  Таймырского дома народного творчества толпится народ. Коренные: ненцы, долганы, нганасаны, энцы и эвенки – готовятся к праздничному шествию. Главная идея праздника – напомнить о важности сохранения культурного наследия, обычаев, традиций и языка малочисленных народов. На Таймыре к этому относятся серьезно.
В частности, в главном чуме  хранятся прекрасные полотна талантливых  художников Бориса Молчанова и Мотюмяку Турдагина, коллекция декоративно-прикладного искусства и богатейшая на Таймыре коллекция изделий из кости. Здесь созданы этно-фольклорные группы малочисленных народов, работают детские студии резьбы по кости, художественной вышивки, игры на баргане. Сотрудники ездят в этнографические  экспедиции и пишут книги.  
На входе гостей встречает и отправляет пить чай главный специалист отдела фольклора и этнографии Анна Барболина. Из ее книги “Топономика Таймыра”, изданной в 2014 году, можно узнать,  что Игарка получила свое название потому, что в тех местах жил охотник Егор (Егорка); а поселок Сындасско – потому, что в этом месте родился сын красивой русской женщины Дашки, жены скончавшегося на Таймыре русского путешественника. В языках коренных народов отсутствуют некоторые звуки, аналогичные русским, отсюда разница в произношении.  Кстати, в этом году Сындасско получил Гран-при конкурса “Образцовый поселок Таймыра” и причитающиеся к нему 1 млн. 800 тыс. рублей.
Книга Барболиной поможет уяснить, что у слова “Кайеркан” несколько версий перевода:  “маленькая горочка”, “черненький”, “черная кровь” (из-за угольной пыли), “вокруг”. Название реки Норильской и города Норильска не обязательно ведет свою историю от русского шеста норило, которым протаскивают сеть под лед. Возможно, оно произошло от долганского слова “нуори, ньори” – женского посоха для верховой езды. Форма реки напоминает этот посох.
Слово “Таймыр” каждый из пяти коренных этносов, населяющих полуостров, переводит по-своему. Один из вариантов – “ценный, дорогой”. Логично, комментирует автор книги, ибо просторы, богатство недр и самобытной культуры коренных народов не имеют цены.
Глубока и интересна
Наличные для поддержания жизни и культуры аборигенов все же требуются. Уже много лет в числе их спонсоров значится   “Норникель”. На шестой странице “Топонимики Таймыра”  отмечено: “Финансовая поддержка на издание книги оказана ГМК “Норильский никель” в рамках конкурса социальных проектов “Наше будущее – наша ответственность”.
В рамках того же конкурса гранты два года назад выиграли носковская школа-интернат,  дудинская школа №1,  Городской центр народного творчества, построивший мини-музей аборигенов под открытым небом, несколько семейных родовых  общин, организация “Союз долган”.
Гранты следующего конкурса – “Мир новых возможностей” – в частности, позволили педагогам и ребятам 15-й волочанской школы создать школу каюра и изготовить сценические костюмы для ансамбля “Нулускаан”, Городскому центру народного творчества –  построить культурно-образовательный комплекс “Душа Севера”, студентам Таймырского колледжа – побывать на стойбищах и примерить на себя роль оленеводов. Помощь вновь получили и несколько семейных родовых общин.
– На этом прекрасном празднике очень чувствуется, насколько глубока и интересна история Таймыра, – отметила в своем выступлении на праздновании начальник управления благотворительных программ Заполярного филиала Светлана  Рубашкина. –  От лица компании “Норильский никель” разрешите вас поздравить с тем, что это все сохраняется.
Светлана Александровна выразила надежду на дальнейшее сотрудничество и вместе с Николаем Маймаго, заместителем руководителя администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по правам коренных малочисленных народов, заглянула в несколько жилищ северян, где гостей праздника знакомили с бытом коренных, поили чаем и угощали баранками и конфетами, а в мастеровом чуме давали мастер-класс по рукоделию.
…В чумах тепло, затоплены печки, над Енисеем разносится специфический запах, получающийся при сжигании угля.
Весточка из глубин веков
“Каждому человеку Бог дарует индивидуальные способности, раскрывая которые, он обретает смысл своей земной жизни. Подобно этому каждый народ изначально получает свою самобытность, каковую должен раскрыть на протяжении своей истории и таким образом исполнить свое историческое предназначение”, – эти слова из заявления Освященного Архиерейского собора Русской православной церкви ведущий процитировал перед выходом на сцену настоятеля Свято-Введенского храма Дудинки отца Георгия.
Самобытность у пяти этносов Таймыра не отнять. В первую очередь она выражается в национальной одежде. Вот попробуйте навскидку ответить на вопрос, какое народное одеяние у нас, русских. Сарафан, кафтан, лапти, кокошник – первое, что приходит в голову. И что, разгуливаем мы в таком виде по городу, например, в День России? А этносы Таймыра в День коренных народов по Набережной площади Дудинки в своих костюмах гуляют.
Например, ненцев можно отличить по ярким плетеным или бисерным поясам, которые позволяют быстро превратить длинную суконную малицу в короткую, для того чтобы мужчине-оленеводу удобнее было бежать за оленями. Очень выделяются нганасаны из Таймырского дома народного творчества. Белые парки потомков неолитических охотников на дикого северного оленя – своего рода весточка из глубин столетий. Попадаются и старые, подлинные, и специально сшитые из современных материалов по образцу исторических. Некоторые из хозяев праздника одеты в бокари – высокую обувь без подъема, с широкой площадкой внизу – так пешим нганасанам легче было догонять оленей и доставать ногу из сугробов.
Долган легко отличить по черным суконным паркам, присборенным на талии, разлетающимся книзу и расшитым разноцветным бисером.
– Парка у нас – одна из самых красивых на Таймыре.  Недаром Востротин, губернатор Красноярского края еще в царское время, назвал нас аристократами тундры, – говорит председатель общественной организации “Союз долган” Полина Федосеева.
Кстати, сейчас Анна Барболина и главный хранитель Таймырского дома народного творчества (ТДНТ) Василий Батагай работают над созданием книги  “Долганский костюм – путь через века”.
Универсальные люди
Русская пословица “И швец, и жнец, и на дуде игрец” вполне подходит к коренным таймырцам.  Дудинская девушка Карина в красивой долганской парке рассказывает, откуда берутся такие раритетные вещицы. В ее случае – от мамы, Любови Александровны Столыпиной, по основной работе эксперта по делам коренных малочисленных народов администрации Дудинки.  Мама обшила буквально всех родственников, в том числе племянников-двойняшек и их коляску, которая только что участвовала в конкурсе детских колясок. Появившаяся Любовь Александровна рассказывает, где прошла  школу вышивки. У родителей, жителей хатангского поселка  Катырык. Обе ее дочки поют в ансамбле “Хэйро” в костюмах от мамы.  Представители разных поколений в этой семье выходят на сцену с года. Так прививается национальная культура.  
Они универсальные люди. Один из ведущих праздника в Дудинке ненец Сергей Кашов – главный художник ТДНТ. Артист  нганасанского фольклорного ансамбля  Алексей Чунанчар, владеющий искусством игры на баргане и горлового пения,  – мастер-косторез ТДНТ, поющая на сцене Светлана Кудрякова – сотрудник отдела фольклора и этнографии. Двое последних – потомки таймырских князей из рода Чунанчар-Хуала.
…Игры у коренных были совсем другие, чем у их сегодняшних ровесников, выросших в городе. На празднике мальчишки и девчонки XXI века ходят на древних ходунках – надо полагать, так раньше тренировали ноги для пеших походов по снегу. В одном из игровых чумов сидит Анна Барболина. На этот раз не пишет очередную книгу, а выдает желающим деревянные палочки. Их штук двадцать. Анна Алексеевна берет всю охапку, подбрасывает… Палочки не рассыпаются, ложатся на тыльную  сторону ладони. В следующую секунду Барболина той же рукой, подбросив слегка, снова  хватает всю вязанку в кулак. Моя многократная попытка повторить упражнение заканчивается провалом. Палочки рассыпаются, разлетаются.
– Тренирует ловкость рук, – поясняет назначение упражнения Барболина. – С детства в тундре так все умеют.  
Да, с ходу к их культуре можно только прикоснуться.  
А рассказывают про себя они сами. Раскрывают самобытность, исполняют предназначение. Скоро свет увидят новые издания о малочисленных народах Таймыра.
 

Игры на стойбищах были такие
Анна Барболина проводит тестирование на ловкость рук
Значение орнаментов передается из поколения в поколение
Кормление огня дружбы
В мастеровом чуме учат вышивке бисером
Костюм Карине сшила мама
На выставке долганского художника Евгения Поротова
Национальная культура прививается с детства
Какой таймырский праздник без шамана!
Сувениры, сделанные руками коренных таймырцев, мог купить каждый
0

Читайте также в этом номере:

Миллиарды в обогащение (Лариса Стецевич)
Нет дыма без трубы (Лариса Стецевич)
Строят новый передел (Виктор ЦАРЕВ)
Вернувший удачу (Татьяна РЫЧКОВА)
Свой алгоритм (Татьяна РЫЧКОВА)
Школы сдают экзамен (Лариса ФЕДИШИНА)
За дружественный город (Спрашивала Марина БУШУЕВА)
Плывет на лодочке Лузан (Лариса ФЕДИШИНА)
И полезно, и приятно (Дарья РУСИНА)
Не доверяй и проверяй (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Правое дело (Евгения СТОРОЖКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск