Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Улететь без долгов
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
1 июня 2012 года, 19:32
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Что для норильчанина, собирающегося вылетать на материк, может быть страшнее нелетной погоды? Ответ напрашивается сам собой. После того как судебные приставы-исполнители возобновили практику еженедельных рейдов по выявлению должников в аэропорту Норильск, в городе поползли устрашающие слухи: пассажиров снимают с рейса. Даже тех, кто готов оплатить долг прямо сейчас. Выяснить, так ли это на самом деле, корреспонденты “ЗВ” решили, отправившись утром в аэропорт.
В восемь часов народу в аэропорту битком. С утра только в Москву отправляется сразу несколько самолетов. А еще есть рейс на Санкт-Петербург… На втором этаже, у входа в зону досмотра, не протолкнуться. Процедура для норильчан привычная: показать посадочный талон, паспорт, пройти вместе с ручной кладью досмотр. После чего нужно ждать объявления посадки в зале ожидания. Не тут-то было! На выходе из зоны спецконтроля пассажиров тормозит судебный пристав по ОУПДС Александр Мишанкин. “У вас какой рейс? 2252? Проходите! Рейс 407? Приготовьте паспорта”.
Посадка на московский рейс уже началась. Нет смысла задерживать опаздывающих пассажиров. А вот на “питерцев” у приставов времени вполне достаточно.
– Что вы еще одну очередь создаете? – выказывает явное недовольство неожиданным “препятствием” пожилая женщина.
– Не беспокойтесь, ваш самолет вылетит по расписанию, – успокаивает пассажиров Александр Мишанкин.
На неожиданный “блок-пост” норильчане реагируют по-разному. Но по большей части никто не возмущается. Паспортный контроль на территории режимного объекта – дело привычное.  
– Приставы проверяют? – удивляется, когда мы подходим к ней в зале ожидания, норильчанка Лидия Сергеевна. – А я даже и не поняла… И не волновалась поэтому. Скажите, а разве с этической точки зрения это правильно? – вдруг озадачивается она. – Понятно, что, как законопослушные граждане, мы не должны иметь долгов. Это естественно, но не естественно, что нас не предупреждают о таких проверках! Ни в авиакассах, нигде об этом не говорили…
– А вы знали о том, что в аэропорту будут выявлять должников? – обращаемся к молодому парню. Тот кивает. Лицо бесстрастное. У него долгов нет. Беспокоиться не о чем.

Нет денег – арестуют телефон

Ненадолго очередь возле судебных приставов-исполнителей редеет. Есть возможность задать им самый актуальный вопрос:
– Были ли уже случаи, когда кого-то из норильчан за большие долги сняли с рейса?
– В нашей практике пока таких случаев не было, – качает головой судебный пристав-исполнитель Залина Бетанова. – Как правило, граждане соглашаются погасить долги здесь же, в аэропорту, и все вопросы снимаются. При необходимости мы вручаем людям судебные повестки. За полтора месяца, что мы проводим в аэропорту Норильск рейды, был всего один случай, когда речь шла об очень крупном долге. Причем пассажир начал уверять нас, что уже выплачивает его. Поэтому мы созванивались с приставом, ведущим данное исполнительное производство, и она нам по телефону подтвердила информацию: гражданин действительно начал постепенно выплачивать требуемую сумму. Кроме того, на момент вылета исполнительные документы были отправлены гражданину на удержание по месту работы. Поэтому должник был допущен на посадку.
– А если у пассажира нет возможности погасить долг? Или он отказывается это сделать?
– Тогда человек будет снят с рейса и доставлен в МОССП. В отпуск он уже, разумеется, не поедет. Но это крайний случай. Либо предлагается другой вариант. У каждого судебного пристава-исполнителя имеется при себе акт ареста. В специально отведенной комнате сотрудником проводится обыск пассажира и осмотр его имущества. Мы можем наложить арест, к примеру, на сотовый телефон или на имеющиеся денежные средства должника. Слава богу, недостатка в свидетелях в аэропорту нет, – судебный пристав кивает в сторону многочисленных пассажиров.
Как в воду глядели. Такая возможность представится приставам Залине Бетановой и Анастасии Силаевой уже через час. У норильчанина, вылетающего в командировку на три дня, не окажется при себе трех тысяч рублей наличными для погашения долга. На его сотовый телефон стоимостью 26 тысяч рублей будет наложен арест.
– Если человек не выплатит требуемую сумму по приезде, телефон будет отправлен на реализацию (естественно, не за ту цену, за которую его покупали), и долг гражданина будет погашен, – обещают приставы.

Долг плюс штраф

Пассажиров на выходе из зоны спецконтроля прибавляется. Судебные приставы-исполнители Оксана Шендакова и Анастасия Силаева споро проверяют паспорта. В полдевятого утра выписано уже семь квитанций. В основном это налоговые платежи. Хотя могут обнаружиться и злостные алиментщики, и те, кто не платит за ЖКУ… Всего за это утро приставы взыщут 30 различных сумм.
– Сегодня спокойно, – объясняют по ходу дела девушки. – Хотя бывают случаи, когда пассажиры реагируют неадекватно. Некоторые, узнав, что у них есть долг, начинают кричать. Говорят, что никаких постановлений не получали. Обычное дело…
У молодой женщины в красном плаще обнаруживается невыплаченный налог на недвижимость за 2011 год. Судебный пристав выписывает квитанцию. Пассажирка достает кошелек. Ее долг – 387 рублей три копейки. Однако это еще не все.
– На основании Федерального закона “Об исполнительном производстве” гражданину направляется постановление о возбуждении исполнительного производства, с этого момента отсчитывается десять дней на обжалование, – объясняет Залина Бетанова. – Плюс прибавляется еще пять дней для добровольной оплаты задолженности гражданином. Если в течение этих пятнадцати дней долг не погашен, применяются меры принудительного характера. С гражданина взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов, но не менее пятисот рублей. Таким образом, эта гражданка сейчас оплатила не 387 рублей, а 887.

Без претензий

– Долг? – мужчина в фиолетовой футболке не верит своим ушам. – У меня?!
– Я ваш судебный пристав, – представляется пассажиру Оксана Шендакова. – Вот ваша фамилия – значится в базе данных. Судебный участок рассматривал дело в отношении вас. Производство возбуждено 16 апреля 2012 года. Вам направлялось постановление о возбуждении исполнительного производства по адресу, указанному в исполнительном документе.
– Мне ничего не приходило, – заявляет пассажир.
– Вы можете оплатить долг сейчас, – предлагают приставы.
Мужчина не соглашается.
– А потом выяснится, что я уже эту сумму платил! – мотивирует он свой отказ. – И как я потом должен буду возвращать свои деньги? Со мной уже такое было.
– На сегодня за вами числится долг по транспортному налогу, – терпеливо объясняет Оксана Шендакова. – Перед отпуском у вас была возможность узнать, нет ли у вас какой-либо задолженности. Оплачивать налоги – это ваша обязанность.
Наконец мужчина проходит в зал ожидания. Удивительно, но претензий к судебным приставам у него нет.
– Это, наверное, мой “косяк”, – допускает он. – Несколько лет назад человек по генеральной доверенности продавал мой КамАЗ. Мы договаривались, что он все налоги уплатит. Сделано это или нет – я не проверял. Машина уже лет пять как продана третьим лицам. И самое интересное, что мне никакой бумаги из налоговой о наличии задолженности не приходило. А теперь приставы ставят меня перед фактом: у вас долг. Для меня это полная неожиданность. Отдать две-три тысячи рублей для меня, конечно, не вопрос, но если человек, продававший от моего имени машину, этот налог уже уплатил? Полтора года назад у меня была аналогичная ситуация. Я тогда уплатил транспортный налог, получается, дважды. Потом надо было писать заявление на возврат, бегать по инстанциям. Хлопотно это. Я не стал. Поэтому сейчас буду звонить своему знакомому – прояснять ситуацию. Если что, буду оплачивать эту сумму. Единственное неприятно, что все это на людях теперь выясняется, – добавляет пассажир.

Узнайте до вылета

Ситуация кажется вполне реальной. Разве не бывает случаев, когда человек оплатил задолженность, а информация об этом на момент вылета норильчанина в базу судебных приставов еще не попала?
– В случае если человек оплачивал долг в межрайонном отделе службы судебных приставов, информация попадает в базу мгновенно, – не соглашается Залина Бетанова. – Накануне каждого рейда в аэропорту мы эту информацию обновляем. Если исполнительные листы взысканы, то фамилия должника автоматически убирается.
– А если человек оплатил долг, к примеру, непосредственно в налоговой службе, незадолго до вылета? – не сдаемся мы.
– Информация об этом поступит к нам только через десять дней, когда деньги пройдут через РКЦ.
– То есть вы не будете настаивать на том, чтобы человек непременно оплачивал долг в аэропорту, если он уверяет, что уже сделал это?
– Нет, – успокаивают судебные приставы. – Будем разбираться. Хотя лучше все-таки, чтобы человек сам проверил на сайте ФССП информацию о своих долгах еще до вылета. Помимо суммы задолженности там есть фамилия пристава, который ведет производство, и телефон, по которому можно прояснить все вопросы.
На известие о долге норильчане реагировали по-разному
Есть долги или нет?
Проверить пассажира по базе данных – дело нескольких секунд
Ошибки быть не может: у вас долг
0

Читайте также в этом номере:

А у них уже каникулы (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Порядок или штраф? (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Главные вопросы (Марина БУШУЕВА)
Больное место больницы (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Скоро будет урожай (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск