Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Разный Север
СОТРУДНИЧЕСТВО
10 августа 2017 года, 16:42
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Норильск стал участником первого международного Арктического саммита искусств, который прошел в Норвегии.
В норвежский город Харстад слетелись представители восьми арктических стран: России, Норвегии, Дании, Исландии, Канады, Швеции, Финляндии и США. Что узнали норвежцы и гости саммита о Норильске? Почему вдруг решили обсуждать не освоение недр, не политику и экономику, а искусство и культуру? Зачем Арктике “культурный компонент”? Об этом наш сегодняшний разговор с директором Музея Норильска Натальей ФЕДЯНИНОЙ, которая была в составе российской делегации и представляла на саммите наш город.
– Наталья Николаевна, Арктический саммит искусств – Arctic Arts Summit – что это такое?
– Это первый подобный форум, где представители восьми стран Арктики обсуждали вопросы развития искусства и культуры в циркумполярной зоне. Он запланирован в форме биеннале, будет проходить каждые два года и менять место дислокации. Сразу за саммитом прошел традиционный  фестиваль искусств Arctic Arts Festival, ему уже много лет.
В этом году Норвегия председательствует в Совете министров Северных стран, и двухдневный Арктический саммит искусств – часть программы председательствования. В первый день выступали политики, представители министерств культуры разных стран, во второй – практикующие специалисты территорий, в качестве кого я и была приглашена.
– Показательно то, что такой саммит в принципе появился и организаторы посчитали, что искусство и культура в Арктической зоне заслуживают отдельного формата. Почему?
– Сам формат, в основе которого искусство и культура,  действительно очень важный. Сейчас в мире все непросто, но именно площадки культуры – главные мостики, которые могут связывать людей. Даже не владея языком, с помощью искусства очень многое можно выразить и донести. И есть небезосновательное мнение, что в стратегиях культуры стран Арктики много общего или объединяющего.
– Необычно, что пригласили Норильск…
– Да, как правило, подобные программы со стороны России включают города Баренц-региона или максимум интересы простираются до Архангельска. А для культуры очень необходим обмен, взаимодействие, циркуляция идей и проектов, это ее важная составляющая. Например, Музею Норильска нельзя замыкаться только на своих выставках и проектах. Важно выезжать, участвовать, предъявлять себя вовне. Саммит, форматы форумов – это как раз – и в первую очередь – обмен лучшим опытом. И между странами, и между городами. Здесь можно и себя показать, и других посмотреть – найти новые идеи, наладить полезные контакты.
– На саммите вы своим докладом открывали российскую секцию. С чем вы приехали?
– Для российской секции была заявлена тема “Переопределение культуры Арктики: российские перспективы”. Организаторы предполагали, что обсуждение должно строиться в рамках стратегии индустриализации и урбанизации.
Так сложилось, что во всем мире Арктический регион рассматривают исключительно в логике освоения. Самое распространенное словосочетание со словом “Арктика”, по крайней мере, в русском языке, – “освоение Арктики”. Даже Музей Норильска долгие годы характерно назывался “Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района”.
То, что мы сменили название при реорганизации, наглядно демонстрирует вектор нашего движения. Многие годы и по сей день отношения человека с Арктикой складываются в логике освоения, покорения, преодоления, эксплуатации, героики. Но покорено и освоено уже многое – пришло время обживать.
Уверена, что в этом новая миссия культуры в арктических городах – менять отношение к месту, при котором Арктика – наш дом, Арктика – стиль жизни. Моя презентация была именно об этом. Арктика – это цель и истощимый ресурс? Нет, это процесс, города развиваются и меняются. Арктика – это героизм? Сегодня нет, я вот себя героем не чувствую. Это просто жизнь как она есть. Арктика – это вынужденная необходимость здесь находиться или осознанный выбор? Вахта или дом? Северяне –  чудаки и герои или люди, выбор которых – жить и работать на Севере, мобильные профессионалы? Искусство и культура играют важную роль в том, чтобы привлекать и удерживать таких мобильных и профессиональных людей здесь, участвовать в формировании местного сообщества, улучшать качество жизни на Севере.
– Сейчас уже говорят о том, что Арктика, как ни парадоксально,  становится комфортным регионом.
– Есть такой российский художник, Павел Полянский. В серии своих работ он доводит историю освоения Арктики до абсурда – у него на картинах пляжи среди льдов, рядом с нефтедобывающими станциями – девушки в бикини, а пингвины подают прохладительные коктейли. Таковы, по его мнению, признаки цивилизации в наше время: не отходя от нефтяной трубы, невзирая на суровые природные условия, наслаждаться жизнью. Кстати, который год реалии норильского лета не так уж и далеки от фантазий художника.
Собственно, идеи не рождаются из ничего: в Арктике действительно становится теплее и комфортнее. И Арктика – очень мирное место. Люди здесь живут более спокойно, они все заняты делом.
Если говорить, например, о том, что мы делаем в Норильске – в рамках социокультурных проектов или музейной работы, – это никак не про освоение и урбанизацию. Это про сплоченность, про взаимоотношения, про отношение к городу.
– Нет у норвежцев пресловутой психологии временщиков, о которой принято говорить в отношении норильчан?
– У людей, которые там живут, точно оседлый образ жизни. В основном частные дома, люди стараются закрепиться на своей земле и относятся к ней как к своему дому – украшают, высаживают цветы.
И норильчане вовсе не временщики. Просто мы живем в многоквартирных домах. А если вспомнить нашу акцию “Посевная”? Почти четыре тысячи человек вышли озеленять город и создавать газоны в своих общих дворах другим городам в пример.
У нас много людей с пониманием того, что, сколько бы ты ни жил в Норильске, к нему надо относиться как к дому. Одна из важных задач культуры как раз в том, чтобы помогать осмысливать и поддерживать это отношение и художественными средствами.
– Наполнять жизнь людей новыми смыслами?
– Качество жизни очень зависит от того, что люди видят помимо работы и дома. И одного Интернета им недостаточно. На то, почему человек делает выбор в пользу жизни в Норильске, влияет много факторов, далеко не только деньги. И в этом плане у нас очень интересное, бесконечное поле для социокультурной работы.
– Как отнеслась аудитория к вашему сообщению на саммите?
– На подобных статусных международных событиях, как правило, достаточно формальные доклады. А тут слушатели достали фотоаппараты, стали все фиксировать, аплодировали.
Я привела примеры некоторых своих норильских проектов и программ в поддержку культурной стратегии, формирующей новые отношения с местом.  Например, этнический праздник встречи зимы на Таймыре “Большой Аргиш”. Такого нет ни на каком другом Cевере, это совершенно искусственная, творческая конструкция. На всем Севере люди традиционно встречают солнце и весну. Мы же взяли за основу мудрость коренных народов, для которых зима – тоже очень хорошее время, и сделали для горожан этнофест накануне полярной ночи: Норильск на время становится большим кочевьем и встречает суровую зиму ярким праздником, в корне меняя отношение к обстоятельствам.
Клуб-лекторий “Обогатительная фабрика” – программа непрерывного образования для взрослых, стремящихся к саморазвитию. Уже четыре года в наш далекий, оторванный от культурных центров город приезжают выдающиеся в своих областях люди и рассказывают о лучших практиках, читают лекции о развитии науки, городов, общества, о будущем.
Проект “ПромАрт” работал с индустриальным характером города, подчеркивал его особенности через синтез искусства и огромного норильского производства. Он позволил взглянуть на индустриальность с другой стороны, узнать новое о Норильске. А еще удивиться и улыбнуться. Примеры акций – картина экскаватором, который нарисовал ковшом и гусеницами свой автопортрет, или подземный концерт в руднике, на глубине 800 метров, для горняков.
Много за последние годы было придумано и реализовано проектов, вызывающих удивление и интерес в других городах. Та же “Посевная в Норильске” выиграла Премию Нобеля на первом Форуме живых городов как лучший тиражируемый проект.
– Сам Норильск, как вам показалось, вызывает интерес?
– И не только в России. Мы это видим даже по нашей музейной арт-резиденции, куда в первый же год пришло много заявок от художников, желающих поработать с экзотичным местным контекстом – 30 человек на одно место. Много запросов поступает на участие и от иностранцев. Это российский конкурс, но интерес к нему и за рубежом очень высокий.
– Зачем музей открыл арт-резиденцию PolArt?
– Музей для такого отдаленного места – это общественный связной, городской форум, главный институт социальной памяти, которая в этом месте соскальзывает, исчезает вместе со сменяющимся населением. Связной для местного мобильного сообщества, разбросанного во времени и пространстве. Люди живут здесь, как правило, часть жизни. Но навсегда остаются норильчанами. Музей – это также культурная связь с Большой землей, межмузейный и межрегиональный обмен, крупные выставки и фестивали, работа с местным контекстом, в том числе художественными средствами.
Взгляд художника в этом отношении в помощь. Мы открыли музейную полярную резиденцию, пригласили художников и кураторов помечтать о том, каким бы мог быть Норильск, предложить свое художественное видение города, создать и воплотить мечту о новом Норильске, с его новым образом, арт-объектами, событиями. И этот механизм уже дает свои плоды.
– Понятно, что Таймыр и Норвегия – два очень разных Cевера. Но, может быть, есть и общие черты?
– Пожалуй, мы похожи глобальными характеристиками территорий: нас объединяет география, нас объединяет Арктика. Много общего и между культурами северных коренных народов. В остальном, конечно, это иной Север. Мягкий климат, дыхание Гольфстрима, страна, состоящая из небольших в сравнении с Норильском городов.
В Харстаде мне интересно было посмотреть местные музеи, галереи, то, как у них устроены эти пространства. И они меня не поразили. Но отметила, как много внимания уделяется современному искусству.
– Все ваши социокультурные проекты рассчитаны на Норильск. Было интересно посмотреть, “а как у них”?
– Интересно и полезно. Норвегия не случайно учредила такой саммит, внимание к культуре в стране огромное. Почти у каждого города есть свой фестиваль. Часто это фестиваль именно современного искусства. У них современное искусство буквально везде, оно интегрировано в повседневность и общественные пространства. Например, на улицах Харстада были установлены динамические объекты, которые приводит в движение ветер, – и для нашего города перспективная тема. Повсюду встречаются объекты паблик-арта – он, конечно, создает атмосферу. И нам в Норильске его не хватает, качественного, концептуального, учитывающего нашу специфику. Достаточно много арт-пространств, галерей. Обязательно каждый норвежский город старается проводить большие брендовые события, отличающие его от других. Норвежцам уже сложно успевать посещать все фестивали, существует даже график арт-событий в стране, и эта эстафета практически не заканчивается.
– Что удивило в Харстаде? Удалось погулять по городу или саммит отнимал все время?
– В Харстаде тоже был полярный день, поэтому ночью удавалось гулять.
Меня удивил климат. С одной стороны, он мягче, с другой – очень сырой из-за близости моря, дуют постоянные ветра, и лето прохладнее, чем наше. Но все равно люди там живут в более комфортных климатических условиях. У нас климат континентальный, средняя разница между высокими и низкими температурами свыше
70  градусов. А у них – не более 20–25 градусов, зимой –2 0С, летом +14 0С. Хотя Харстад тоже находится за Полярным кругом, и дальше него – только Ледовитый океан. В городе живописная бухта, где швартуются рыболовецкие суда, тихо и спокойно. Даже слишком. Тоскливо кричат чайки. В какой-то момент начало казаться, что здесь и не Арктика вовсе – так сильно здесь пахнет морем.
 
Саммит включал в себя и традиционный фестиваль искусств Arctic Arts Festival
Норильск, Мурманск, Якутск, Санкт-Петербург – круглый стол по культуре российских северных городов
0

Читайте также в этом номере:

Без дела не застоится (Татьяна РЫЧКОВА)
Во главу угля (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Капитальный прирост (Виктор ЦАРЕВ)
Справятся железно! (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Вне конкуренции (Татьяна РЫЧКОВА)
Попали в историю (Виктор ЦАРЕВ)
Хороший знак (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Своими наблюдениями о Полярном жирафе с “ЗВ” поделились и выпускники МediaШколы (Александра Халляева, Анастасия Евдокимова, Дарья Коростелева)
Не все ровно и гладко (Владислав ШУКШИН)
Жилье вне логики (Екатерина СТЕПАНОВА, Владислав ШУКШИН)
Пятерка за смелость (Виктор ЦАРЕВ)
Я б в строители пошел… (Татьяна РЫЧКОВА)
Шах и мат (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Тайны озера Лама (Татьяна СОКОЛОВА)
Сезон продолжается (Валентина ВАЧАЕВА)
Человек из… (Валентина ВАЧАЕВА)
Артисты театра и кино (Валентина ВАЧАЕВА)
Талнахская саванна (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск