Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
«Предчувствие Севера. Пермский путь»
21 июня 2019 года, 14:24
Под таким названием вышел из печати шестой из девяти томов «Энциклопедии освоения Севера». Вскоре жители Норильска смогут познакомиться с этой книгой.
Под одной обложкой в ней собраны статьи ученых и музейщиков, рассказывающие о богатейшей истории Пермского края как перекрестья водных и сухопутных путей, края, который стал для русичей «воротами в Сибирь» и в культуре которого теснейшим образом переплелись европейские и азиатские начала. Одновременно книга является каталогом выставки*.
– Понятие «путь» в российском менталитете больше, амбивалентнее, чем просто дорога, – говорит куратор проекта, доктор исторических наук Юлия Кантор. – Это символ вечного поиска, вечной же фатальности и метафора, многократно отраженная творчеством писателей, художников, композиторов. А вот реальностью эту метафору во все времена делали путешественники, государственные деятели и промышленники.
Пермь – далекая земля
«Пера Маа – дальняя земля в патине веков», «Уникальный средневековый пояс из Пермского края», «Пермская земля в XI–XVI веках», «Строгановская цивилизация и ее Пермский путь», «Художественное наследие горнозаводской цивилизации», «Пути-дороги Прикамья» – статьи этой книги дают обширный и малоизвестный широкому читателю материал.
Например, Г. Чагин, доктор исторических наук, профессор кафедры древней и новой истории России Пермского государственного научно-исследовательского университета, пишет, что слово «пермь» пришло, оказывается, от финноязычных вепсов, населявших земли Европейского Северо-Запада. Именно там проходили первые пути новгородцев, проникавших в Заволочье и на Европейский Север. Встретившись с вепсами, новгородцы, естественно, стали интересоваться еще более дальней северной землей. На языке вепсов далекая земля, или земля за рубежом, и называлась перама.
«Вепское название перама было переделано сначала в перемь, а затем в пермь. Употребление заимствованного названия лингвисты легко объясняют законами развития русского языка», – пишет в своей статье Г. Чагин.
Иранские корни звериного стиля
Историки Г. Головчанский и А. Мельничук, рассказывая о художественном феномене, получившем название «пермский звериный стиль», убедительно доказывают, что многие образы раннесредневекового пермского звериного стиля навеяны традициями сасанидской и согдийской торевтики – искусства производства рельефных художественных изделий из металла: «Несмотря на то что Верхнее Прикамье, находясь на значительном удалении от южных цивилизаций, являлось дальней первобытной периферией, после политической стабилизации в степных пространствах Евразии в конце V века сюда в значительном количестве стали поступать престижные вещи из Сасанидского Ирана, Древнего Хорезма, Согда и Восточно-Римской (Византийской) империи – серебряная драгоценная утварь, украшения, монеты».
Подробный рассказ об этом историки завершают выводом: «С активным поступлением восточного серебра (конец VI–VIII веков) синхронизируется «золотой век» пермского звериного стиля, представленный уникальным для таежной Евразии плакеточным литьем со сложными изображениями человеколосей, ящеров, людей, животных, включенных в трехуровневую систему мироздания».
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск