Поехали!
ОТПУСК НА ТАЙМЫРЕ
25 мая 2017 года, 15:32 Фото: Станислав СТРЮЧКОВ, Николай ЩИПКО, Елена АКИМОВА Текст: Лариса ФЕДИШИНА
|
Помните, классик утверждал: “Какой же русский не любит быстрой езды” – и рисовал образ птицы-тройки? Мы пойдем дальше и спросим, какой же норильчанин не любит покорить с ветерком окрестные ландшафты? Разве что тот, кто ни разу не пробовал. Только не говорите, что вы убежденный “путешественник в тапочках”: в КИТе вас не поймут. КИТ – это общественная организация “Клуб исследователей Таймыра”, он готов поделиться с вами всем, что видел и знает в Норильске и вокруг. КИТ, заинтересованный в развитии местного туризма, разработал семь оригинальных маршрутов. Прогуливаться по окрестностям города будем на квадроциклах.
Все мы разные и видеть хотим разный Таймыр. Кому необходимо просто созерцать красоту, достаточно видеть “картинку”, они выберут поездку по маршруту “Водопады талнахских гор”.
Все мы разные и видеть хотим разный Таймыр. Кому необходимо просто созерцать красоту, достаточно видеть “картинку”, они выберут поездку по маршруту “Водопады талнахских гор”.
Не машина, не автобус... – Многие уверены, что водопады так далеко от Норильска, что туда только вертолетом можно долететь. А предгорья плато Путорана рядом, от Талнаха мы можем дойти туда за двадцать минут, – рассказывает пиар-директор КИТа Лариса Стрючкова. – Поэтому мы развенчиваем миф о “далёко-далёко”, и, когда норильчане понимают, что живут в предгорьях плато Путорана, они, по сути, открывают для себя родной край. Другой разработанный маршрут – “Озеро Пясино – колыбель затундренных крестьян (видовая экскурсия)”. По дороге интересующиеся локальной историей горожане узнают, что много веков назад на пясинских берегах начали появляться русские переселенцы из западных районов страны, стремившиеся найти здесь долгожданную вольницу. Среди них были ортодоксальные староверы, беглые каторжники, неадекватные вольнодумцы и прочие охотники за дичью и удачей. Охота, рыбалка и пушной промысел приносили немалый доход, поэтому к десяткам русских поселений на реке Пясине потянулись кочевники, тунгусы и самоеды в надежде на выгодный товарообмен. В результате ассимиляции (кровосмешения) этих народов с русскими образовался новый субэтнос – затундренные крестьяне, первое документальное упоминание о которых относится еще к 1610 году. Справедливости ради стоит сказать, что наши места были обжиты задолго до этого. Несколько тысяч лет до нашей эры здесь плавили медь примитивным способом. А в связи с труднодоступностью, даже замкнутостью пясинского района именно в этих поселениях была образована уникальная, ни на что не похожая культура, возник неповторимый образ жизни. Подробности – во время экскурсии. Путешественникам, которым нужна “техногенка”, кто любит трэш, адресованы туры под названием “Разрушенный щит Арктики (бывшая военная база с пусковыми установками ракет С-200 на горе Обрыв)”. У КИТа есть специальное предложение побывать на месте упавшего на плато Путорана в 1962 году военного самолета. Исследователи Таймыра расскажут о развитии норильской авиации и покажут места расположения аэропортов и авиакатастроф. – В окрестностях Норильска в зоне наземного доступа есть немало интересных объектов, куда можно отправиться за адреналином, – продолжает Лариса Стрючкова. – На машине или автобусе туда не доехать: с дорогами у нас проблема, это общеизвестный факт. Но такая замечательная техника, как квадроцикл, преодолевает расстояния по очень плохой, непроезжей части дорог. А для людей, которые хотят понять, что за территория у них “под боком”, это самый подходящий вариант. Конечно, если у человека нет опыта пешего туризма и он не готов к большой физической нагрузке. Поездка на квадроциклах может длиться два-три часа. Может, разумеется, и дольше. К слову, многодневные пешие походы участники Клуба исследователей Таймыра тоже организуют. Чьи квадроциклы? Здесь ситуация немного сложнее, чем в Египте или в Турции. В этих странах туристу дают напрокат квадроцикл, выпускают, что называется, в чисто поле и говорят: езжай куда хочешь. В окрестностях Норильска из-за плохого состояния дорог посадить за руль туриста организаторы маршрутов не имеют морального права. – Другое дело – если человек ездит на своем квадроцикле, он может к нам присоединиться, – говорит Лариса. – Но он должен учитывать, что мы заезжаем на горы, а это достаточно трудный путь, опасный, по большому счету. Поэтому мы не можем довериться туристам, у нас он выступает как пассажир. Мы же знаем эти дороги и гарантируем людям безопасность в поездке. Что значит “разработанный маршрут”? Это значит, что инструкторы, проводники умеют не только безопасно добраться до той или иной точки, но и знают, что интересного показать на маршруте, где остановиться, чтобы рассказать какую-то историю, связанную с этим местом, на что обратить внимание. Возьмем, к примеру, познавательную поездку “Забытые поселки. Листвянка. С посещением угольных штолен”. Конечно, каждый из нас слышал это название – Листвянка. Кто часто ходит в тот район, знает: вот кирпичный дом стоит, всегда считалось, что его в свое время построили геологи. Вокруг дома остатки каких-то строений, фундаменты. Это что? Даже бывалые туристы не все могли ответить на вопрос. При том что эта площадка всего лишь 1967 “года рождения”. К сожалению, такова специфика нашего региона: люди, уезжая, забирают с собой память, овеществленную, неовеществленную. Каждое новое поколение, можно сказать, заново начинает изучать территорию. Исследователям Таймыра удалось найти людей, которые помнят поселок Листвянка, и касающиеся его документы, в итоге КИТ восстановил историю поселка угольщиков. Когда газ не пришел в Норильский промрайон, а Талнах активно развивался, городу горняков нужно было топливо. От Шмидтихи уголь далеко возить, да и запасы не вечны, поэтому были предприняты попытки найти достаточно жирные угольные пласты, чтобы обеспечить рудную столицу энергоресурсами. Проработав на том месте два-три года, угольщики свернулись: в Норильск пришел газ Мессояхи. На Листвянке остались разведочные штольни, по отчетам геологов, есть выходы угля. Отправимся в свою разведку, узнаем больше. Семь плюс один Как уже сказано, разработанных и действующих маршрутов у КИТа семь. И до некоторых пор исследователи считали, что теоретически они учли все интересные места, куда можно безопасно добраться наземным транспортом. Но тут всем норильчанам повезло… – В июне сделаем разведочный тур на ледяные тоннели, куда недавно ходили участники Школы краеведов, – вступает в разговор председатель Клуба исследователей Таймыра Станислав Стрючков. – Тоннели, оказалось, не только находятся в зоне доступа, к ним относительно легко доехать на квадре. Будет новый маршрут. Видовой и познавательный. Представьте, мы подъезжаем и видим природную аномалию: гигантские тоннели. Изучаем их, можем пикник устроить, дальше проехать, если туристы захотят. Кстати, на маршрут мы можем и с одним человеком съездить. Когда подать заявку? Не позднее чем за два дня. В КИТ можно позвонить по номеру 42-32-38. Думаю, всем понятно, что поездка на квадроциклах по тундре не предполагает обувь на каблуках. КИТ оденет своих туристов, у клуба есть так называемые пыльники, которые надеваются сверху туристской одежды путешественника, и каски. Минимальная продолжительность поездки – три часа. В прошлом году были желающие уехать с ночевкой в палатке. Это другая история, с иными расценками. Но в принципе, если обернуться в течение одного светового дня, а летом он круглосуточный, экскурсоводы-проводники будут ездить, пока человек не упадет, выбившись из сил. Информации для путешествия на квадроцикле у наших исследователей Таймыра хватит и на 10, и на 12 часов, потому что вокруг Норильска необъятная территория с неожиданной историей. По грибы и в баню Между прочим, любой из норильчан может пригласить КИТ на грибные и ягодные экскурсии. За свои деньги. Но на его квадроциклах. Вас довезут туда, где точно есть грибы, вы будете собирать, например, маслят и радоваться жизни, после чего вас доставят домой, где радость вспыхнет с новой силой. Если грибов в тундре нет, КИТ знает место, где они есть. В прошлом году проверено. Среди гидов есть люди, которые охотно сопроводят туристов в двух-трехдневный поход с палаткой. Необходимое снаряжение в наличии. Однако такой поход, предупреждают мои собеседники, в день обойдется гораздо дороже, чем часовая поездка на квадроцикле. Но оно того стоит. – Мы берем мобильную баню (она весит десять килограммов), палатки и едем далеко за рудник “Скалистый” на чистейшие ручьи, которые образуют ниши и скатываются в “джакузи”, – рассказывает Станислав. – Ставим баню, разбиваем палатки, солнышко светит, мы паримся, купаемся в джакузи. Нежимся в чистейших ручьях. Этот праздник жизни у КИТа был уже дважды, так что новичкам есть у кого почерпнуть информацию. Когда начинаем? Хочется верить, что в июне, но многие планы приходится согласовывать с природой Таймыра. Допустим, время поездки на гору Отдельную, в ходе которой вам расскажут о канатно-кресельной дороге, что в СССР чуть не стала резервной олимпийской трассой, сильно зависит от состояния снега. Один год КИТ даже в июле не мог туда пробиться, потому что дорогу перекрывал застарелый снег. Но мы надеемся на благосклонность северной природы и на то, что мы здорово отдохнем дома, на Таймыре. |
0 | Твитнуть |