Не забывайте, что мы оркестр
МИР НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
25 мая 2017 года, 15:42 Текст: Яна АНДРЕЕВА
|
С 28 апреля по 10 мая на территории Республики Хакасия проходила “Полевая академия проектного менеджмента”, организованная силами комитета гражданских инициатив при финансовом участии “Норникеля” и организационной помощи Министерства образования Хакасии. В проекте приняли участие 40 школьников из Норильска, Дудинки, Мончегорска, Заполярного и Никеля.
– Это третья “Полевая академия” “Школы городских компетенций”, совместного проекта “Норникеля” и комитета гражданских инициатив Фонда Кудрина. Она реализуется в рамках благотворительной программы “Мир новых возможностей”, а ее слушателями становятся самые активные участники семинаров по социальному проектированию, онлайн-марафона, общегородского образовательного фестиваля “Наш город”. В “Полевую академию” ежегодно и совершенно бесплатно попадают 20 ребят из Норильска и Дудинки, получившие высокие рейтинговые баллы на всех этапах проекта, – напомнила перед началом конференции ведущий специалист управления благотворительных программ Марьяна Якупова. – Подрастающее поколение – одна из целевых аудиторий благотворительной программы “Мир новых возможностей”, и компания заинтересована в развитии детей, повышении уровня их социальных компетенций. Мы хотим, чтобы они стали общественно активными горожанами, принимали участие в решении различных социальных проблем города. Пресс-конференцию открыла специалист управления общего и дошкольного образования Светлана Панфилова: – Полторы недели 16 человек из восьми школ Норильска совершали путешествие по Хакасии. Сегодня узнаем, понравилось ли там ребятам. Понравилось? Ответом было дружное “Д-а-а!”. Старшеклассники поделились впечатлениями. Выжили в холодной юрте – Самое главное, что запомнилось, – организаторы, которые были рядом, – рассказывает ученица школы №21 Настя Пивоварова. – Они охраняли нас круглыми сутками, проводили занятия по выживанию в природных условиях, по самообороне, ориентированию. Учитель школы №6 Александр Чайка, сопровождавший ребят в путешествиях, поясняет: несколько организаторов, точнее представителей инструкторско-преподавательского состава, – это бывшие сотрудники подразделения группы специального назначения КГБ СССР “Вымпел”. Под руководством особо отличившихся в свое время офицеров-разведчиков ребята прошли начальную экспедиционную подготовку. Руководитель экспедиции Анатолий Ермолин, кандидат педагогических наук, автор книг по воспитанию юношества, директор программы “Школа городских компетенций”, тоже ветеран группы “Вымпел”. Руководитель службы безопасности экспедиции Василий Полищук и сотрудник этой службы Геннадий Кудлов (специалист по боевым единоборствам, боевой пловец), оба участники боевых действий, также из “Вымпела”. Умные взрослые подсказали ребятам, как пережить ночевку в юрте при температуре минус семь градусов. Случилось это в степи, в Аскизском районе, в юртовом поселении Хакасский Аал. – Мы были в шоке, теплых вещей нет, одеты средненько, – рассказывает ученица школы №11 Александра Полякова. – Заходим в юрты, там холодно. Как согреться? Нам советуют: “Чтобы не замерзнуть, закрывайтесь полностью с головой. Если что, приходите в столовую, в пункт обогрева”. Мы посмеялись: попробуем уснуть. И уснули. Радости было на следующий день, что выжили! – Я городская жительница, никогда не думала, что могу спать в одежде, под пятью одеялами. Мне повезло – вот так попробовать себя, – говорит Валерия Ставицкая, представляющая школу №13. В награду за подвиги-преодоления ребята получили от “Вымпела” памятные медали. И никакого Интернета Конечно, это было не единственное приключение. Школьники окунулись в экзотику одного из самых загадочных регионов России. Общались с настоящим хакасским шаманом, рассматривали легендарные курганы, менгиры и петроглифы. Изучили культуру и быт русских переселенцев в музейном комплексе “Шушенское”, слушали песни казаков Сибирского Саянского округа, сами пели у костра под гитару. Побывали на Саяно-Шушенской ГЭС, несли портреты своих предков в рядах “Бессмертного полка” 9 Мая. В общем, в программу входило изучение, казалось бы, таких далеких друг от друга понятий, как, например, составление исследовательских и предпринимательских проектов и приготовление национального хакасского блюда талган (десерт из черемухи). – Берем ячменную муку, в нее добавляем молотую черемуху, все перемешиваем, – рассказывает учащийся школы №21 Александр Шишацкий. – Формируем комки, что-то вроде наших пирожных “картошка”, их охотники и воины брали в поход. Талган можно есть с водой или молоком. Вопрос к мальчишкам: – Такие походы отрывают от виртуального мира? Или в юртах тоже играют в стрелялки? И связи в юртах нет, и времени и желания на Интернет не оставалось, отвечает Александр. А вот гитара пригодилась. Походы, раскопки, памятники, участие в хакасских национальных соревнованиях – про телефоны они вспоминали только вечером, чтобы успокоить родителей: все у их чад хорошо, просто замечательно. Мы будем его согревать Организаторы “Полевой академии” считают, что образовательная ценность данного вида подготовки – в ее многогранности. Ребята научатся видеть и анализировать мир как систему. Смогут выявлять проблемы и разрабатывать проблемные поля, синтезировать частные замыслы в стройные концепции. Делать выбор и принимать оптимальные, с учетом сложившегося контекста, решения, разрабатывать цель и переходить от общей концепции проекта к стратегии его выполнения. Создавать команду, мотивировать людей на достижение поставленных целей и управлять ресурсами. Выполнять поставленные задачи и правильно оценивать эффективность проделанной работы. Исследовательская экспедиция также лучший способ понять и прожить опыт управления проектом, передвигаясь от одного этапа экспедиции к другому. В течение 12 дней ребята сравнивали историю, культуру быта, народные обычаи и традиции, художественное и музыкальное творчество, духовно-нравственные ценности и религию двух народов, населяющих Республику Хакасия, – русских и хакасов. Цель такого исследования, по замыслу организаторов, показать участникам “Полевой академии” их родину Россию как гармоничную многонациональную экосистему, выражаясь словами Михаила Бахтина, как “мир миров русской Евразии”. Как результат – все участники таких экспедиций возвращаются в свои родные города дружными и сплоченными командами. Спелись в прямом и переносном смысле и ребята, побывавшие в Хакасии. – Запоем? – оборачиваются друг к другу участники вояжа. И вот нестандартный итог конференции: действительно поют. Любимую песню “Оркестр”: “Все мы знакомы очень давно, смотрели мы в одно окно, и иногда даже получалось. Не забывайте, что мы все вместе, не забывайте, что мы друзья, не забывайте, что мы оркестр. Не забывай, что ты – это я”. Подрастающее поколение готово к управлению собственными социальными проектами. Какими – пока тайна. Известно только, что они будут призваны улучшить что-то в Норильске сегодняшнем. Как сказала ученица школы №4 Арина Куницкая, главное – “сделать так, чтобы наш город не был таким холодным. То есть снаружи он будет холодным, а внутри – горячим, потому что мы будем его согревать”. И тогда здесь захочется жить всегда, а не уезжать в другие города. Разработанные проекты ребята будут подавать на конкурс социальных проектов благотворительной программы “Мир новых возможностей” уже осенью этого года, и лучшие из них получат гранты от “Норникеля” – до 100 тысяч рублей. Управление благотворительных программ ЗФ и управление образования администрации города готовы предложить ребятам помощь в оформлении проектов, сообщили участникам пресс-конференции Марьяна Якупова и Светлана Панфилова. |
0 | Твитнуть |