Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Особенности норильской школы
Документальная мозаика
26 августа 2015 года, 22:19
Текст: Евгения Сидорук, главный специалист городского архива
Истоки норильского образования уходят в те далекие годы, когда на Таймыр стали прибывать первые геологи и строители. Вплоть до присвоения Норильску статуса города краевого подчинения все вопросы, касающиеся обучения, находились в ведении комбината. Накануне 1 сентября исследуем самые любопытные факты, чтобы понять, чем жила тогда школа.
Официальной датой организации отдела народного образования считается 1953 год, когда на первой сессии городского совета депутатов трудящихся при исполкоме горсовета был образован отдел и назначен его заведующий – Борис Данилович Сухомлинов, до этого возглавлявший школу №1, открытую в 1949 году.
Решения исполкома содержат сведения об открытии школ в городе и пригородных поселках, об их преобразовании, о подготовке школ к учебному году, о подведении итогов социалистического соревнования между школами за сохранность зданий, школьного инвентаря и учебного оборудования, об организации летней оздоровительной кампании для детей и о назначении шефов над школами.
Тогда и появились актировки
Одно из первых решений 1953 года – “О порядке прекращения работ на открытом воздухе и прекращении занятий в школах города в морозные дни”. Для предотвращения несчастных случаев были установлены так любимые всей норильской детворой актировки.
Для школьников 1–3-х классов занятия не проводились при температуре ниже 40 градусов и ветре более трех метров в секунду.  Ученикам 4–5-х классов разрешалось остаться дома при температуре ниже 45 градусов независимо от силы ветра; 6–10-х классов – при температуре ниже 45 и ветре более трех метров в секунду.
Директорам школ предлагалось организовать беседы с учащимися по вопросу профилактики обморожения, а директора комбината просили о предоставлении возможности сообщать об отмене занятий по городскому радио. С прослушивания сводки об актировке начиналось с тех пор утро в тысячах норильских семей.
О создании школы переростков
Между прочим, в 50-х годах в Норильске остро стоял вопрос выполнения закона о всеобуче, иначе сказать – ликвидации повсеместной неграмотности как среди школьников, так и среди более взрослого населения. По данным гороно, далеко не все дети посещали занятия. Многие за неуспеваемость отчислялись из школы и переводились в лучшем случае в школу рабочей молодежи. Зачастую не  посещали уроки дети из малообеспеченных семей. Не принимались меры по возврату в школу детей, выбывших из-за длительной болезни. Кстати, свыше половины рабочих не имели даже семилетнего образования, которое к этому времени стало обязательным.
Поэтому в 1953 году горисполком принял решение “О создании школы переростков”. Читаем, что говорится об этом в документе:
“В городе Норильске по детским школам в начальных классах обучается 385 учеников-переростков в возрасте 13–16 лет, что мешает правильно строить учебно-воспитательную работу… Исходя из этого исполком решил создать в городе начальную школу переростков на 200 учащихся.
Обучение учащихся-переростков проводить в здании школы рабочей молодежи №1. Обязать зав. гороно т. Сухомлинова укомплектовать школу переростков педагогическими кадрами”.  
Так в Норильске появились первая школа рабочей молодежи и школа переростков.
А вот строки из решения горисполкома №18 от 4 февраля 1954 года: “Вовлечь в школы всех необучающихся детей и подростков от 7 до 15 лет, сохранить контингент учащихся до конца года, категорически запретить исключать учащихся без ведома гороно, ввести строжайший контроль за посещаемостью уроков”.
Школам надлежало систематически следить за условиями жизни и учебы ребят, в том числе оказывать материальную помощь детям, родители которых “временно впали в нужду”. Болеющие длительный период дети должны были обучаться индивидуально. Городской отдел здравоохранения в связи с этим получил указание осуществлять наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием школьников и лечением заболевших.
Руководству книготорга было поручено в кратчайшие сроки разобрать грузы с учебниками и письменными принадлежностями и обеспечить их продажу. И среди прочего: “обязать заведующего торговым отделом исполкома до 20 февраля 1954 года провести совещание по вопросу о запрещении продажи детям школьного возраста алкогольных напитков и табачных изделий”.
Булочек в буфете не хватало
В 1953 году власти приняли еще одно интересное решение – “О работе школьных буфетов”. Причиной для его принятия стала проверка, после которой директорам школ предписывали обеспечить нормальные условия хранения продуктов и привести в порядок школьные кухни, а особенно обратить внимание на четкий график посещения буфетов учениками и педагогами.
Руководству Норильскторга и Общепита надлежало принять все меры по “улучшению качества пищи для детей и ее разнообразию. Обратить внимание на изучение запросов учащихся, удешевлению пищи и ее хорошему, привлекательному оформлению”. Кроме того, предписывалось  расширить ассортимент холодных мясных и овощных блюд, бутербродов с колбасой, икрой, маслом, обеспечивать школьные буфеты сдобой и булочками в достаточном количестве. Нынешние школьные буфеты вряд ли смогут похвастать ассортиментом из икры и колбасы из мяса.
Годом позже в решении исполкома от 19 февраля 1954 года проблема школьного питания по-прежнему обозначена как острая. А в документе даже перечислены нарушения, которые нужно было ликвидировать: в школе №4 не работал подъемник для подачи пищи в буфет, в школах №№ 3, 4, 5, 6 ученики посещали буфет неупорядоченно, а бутербродов и булочек катастрофически не хватало.
Приказано: мыть руки
На этом же, февральском заседании исполкома был рассмотрен вопрос о санитарном состоянии школ города. Среди выявленных недостатков: плохая уборка классов, отсутствие проветривания из-за заклеенных на зиму форточек, отсутствие холодильников в кухнях.
Серьезной проблемой было качество питьевой воды, которую тогда кипятили, потому что в Норильске каждый год случались вспышки дизентерии. Проверка установила, что в одной из школ кипяченую воду хранили в деревянной бочке, а в некоторых не кипятили вовсе. Нужно было что-то делать. И исполком решил: “Обеспечить качественную уборку помещений и дезинфекцию туалетов. Оборудовать решетки для очистки обуви в весеннее время. Усилить контроль учителей за личной гигиеной школьников и прививать им гигиенические навыки. Привлечь ученический актив к борьбе с антисанитарией в школе”.  
Как готовились к экзаменам
В апреле 1954 года на заседании исполкома председатель постоянной комиссии по народному образованию Геннадий Итыгин докладывал “О ходе подготовки школ города к экзаменам”. В итоге вынесли решение:
“Обязать зав. гороно т. Сухомлинова:
а) усилить контроль за ходом подготовки школ к экзаменам;
б) утвердить состав экзаменационных комиссий по 7-м классам до 7 мая;
в) обеспечить все школы похвальными грамотами, свидетельствами и аттестатами зрелости.
Обязать директоров школ:
а) обеспечить выполнение учебной программы по всем предметам;
б) подготовить учебные кабинеты к экзаменам: исправить приборы, приобрести химикаты, пополнить наглядные пособия;
в) усилить контроль за индивидуальной работой учителей с отстающими учениками;
г) потребовать от  классных руководителей повседневной связи с родителями и усиления борьбы с пропусками без уважительной причины;
д) мобилизовать ученические пионерские, комсомольские организации на активную подготовку к экзаменам”.
Помимо этого, в каждой школе необходимо было оборудовать специальную комнату для подготовки к экзаменам и провести итоговые педагогические выставки. Ну а после экзаменов – провести утренники в начальной школе, посвященные окончанию учебного года, в 7-х классах выпускные вечера, в 10-х – торжественные акты по вручению аттестатов зрелости.
Так например, в школе №4, согласно протоколу заседания педсовета №4 от 21 июня 1956 года постановили выдать аттестаты 54 десятиклассникам, а в качестве подарка от школы вручить выпускникам групповую фотографию.  
Грамоте обучены все
В 1955 году Норильский исполком горсовета утвердил основные показатели плана развития народного хозяйства. В том числе в сфере образования: “сеть школ в количестве 14, из которых начальных – 4, семилетних – 5, средних – 5; общее количество учащихся – 6704 человека, количество классов – 227, средняя наполняемость класса в общеобразовательной школе – 29 человек (в 1–4-х классах по 33 человека!); школ рабочей молодежи – 4, школьных интернатов – 1”. План по обучению неграмотных составил 300 человек в год, малограмотных – 100 человек.
Критика школьных проблем озвучивалась на заседаниях исполкома достаточно часто. Так, в своем докладе в феврале 1955 года заведующий гороно отмечал ряд недостатков в организации учебно-воспитательной работы в школе №1: низкая успеваемость по ряду предметов (математика, русский язык, физика), неудовлетворительная дисциплина среди учащихся.
В духе времени – критика педагогического состава, а также партийной организации школы №1, “слабо работающих над повышением своего идейно-политического уровня и недостаточно участвующих в работе с пионерами и комсомольцами”. В решении исполкома: “организовать строгий контроль за работой учителей, развернуть работу кружков, провести массовые мероприятия, прочитать лекции для родителей”.
Знай наших!
Приятнее всего находить среди документов свидетельства того, что наши учителя всегда были самыми лучшими. В январе 1954 года к награждению орденами Трудового Красного Знамени, “Знак почета”, медалями “За трудовое отличие” и “За трудовую доблесть” были представлены 19 педагогов. Тогда же 13 учителей из разных школ города были награждены значком “Отличник народного просвещения”. И трое, учительница школы №4 Екатерина Петровна Глебова, школы №1 – Анна Николаевна Кошеварова и директор школы №5 Геннадий Геннадьевич Итыгин, в дальнейшем возглавивший норильский отдел народного образования, удостоены звания “Заслуженный учитель РСФСР”.
 

Школа No4, 1960 г.
Шестой выпуск учащихся школы No4, 1956 г.
В первый раз в первый класс, 1983 г.
В первой школе, 1939 г.
0

Читайте также в этом номере:

Сокровища рудной горы (Татьяна РЫЧКОВА)
Реконструкция в два этапа (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Для обороны Арктики (Виктор ЦАРЕВ)
Время великих открытий (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Работа такая – думать (Татьяна РЫЧКОВА)
Признание (Лариса ФЕДИШИНА)
Энергетики готовы к зиме (Вера КАЛАБЕКОВА)
Шесть лет гарантируют (Евгения СТОРОЖКО)
Надежные люди (Елена ПОПОВА)
Царское место (Татьяна РЫЧКОВА)
ЗаСВИДЕТЕЛЬСТВОвали (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск